МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Таланова Н. В.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Теория организации" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
усвоение обучающимися комплекса знаний по основным понятиям и терминам, характеризующими различные типы систем управления организациями, законам, принципам и механизмам функционирования организационных систем, умений и навыков владения средствами диагностики состояния и динамики внешней и внутренней среды организации, проектирования организационных изменений и оценки их эффективности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Экономика, анализ и планирование деятельности предприятия
Методы принятия управленческих решений
Основы проектной деятельности
Управление общественными отношениями
Учебная практика, ознакомительная практика
Этика деловых отношений и культура управления
Психология личности и профессиональное самоопределение
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Студенты в среде электронного обучения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса
Лидерство и управление командами
Организация, нормирование и оплата труда
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Производственный и операционный менеджмент
Стратегический менеджмент
Управление конфликтами в организации
Управление персоналом в условиях изменений
Управление человеческими ресурсами
Математическое моделирование в менеджменте
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
Экономика и организация аграрной инфраструктуры и агросервиса
Организация и планирование предпринимательской деятельности в АПК
Производственная практика, преддипломная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
ПК-5. Способен проводить экономические исследования производственно-хозяйственной деятельности организации
ПК-5.1 Знает: теорию систем, методологию научного исследования, методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа
ПК-5.2 Умеет: анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, определять связи и зависимости между элементами информации, оценивать бизнес-возможности реализации проектов, оформлять результаты бизнес-анализа и исследований в соответствии с выбранными подходами
ПК-5.3 Имеет практический опыт: выявления, сбора, анализа информации, описания возможных решений и оценки эффективности каждого варианта решения с точки зрения достижения целевых показателей
ПК-6. Способен осуществлять тактическое управление процессами организации производства
ПК-6.1 Знает: порядок разработки нормативов, методы организации оперативного учета, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, порядок ведения планово-учетной документации, договорной работы
ПК-6.2 Умеет: разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда
ПК-6.3 Имеет практический опыт: подготовки исходных данных и выполнения расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, производимых услуг; определения экономической эффективности организации труда и производства, внедрения инновационных технологий
ПК-7. Способен осуществлять руководство коллективом и обеспечивать эффективное использование трудовых ресурсов
ПК-7.1 Знает: нормативно-правовые акты по организации и охране труда, порядок ведения оперативно-статистического учета кадров и рабочего времени
ПК-7.2 Умеет: выявлять резервы и создавать условия для снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, устранения потерь рабочего времени и улучшения его использования, совершенствования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников
ПК-7.3 Имеет практический опыт: совершенствования форм организации труда и управления персоналом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа, используемые в проектировании организационных систем;
-нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам организации управления производством, производственного планирования и управления производством, учета и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности;
-экономику и организацию производства, технологические процессы и режимы производства, порядок разработки календарных планов, требования к рациональной организации труда;
- порядок разработки организационных структур и распределения функциональных обязанностей, организации взаимодействия между работниками и структурными подразделениями, нормы корпоративного управления и корпоративной культуры, основы научной организации труда, методы нормирования трудовых затрат, системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников.
- применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников;
- осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию планов производственно-хозяйственной деятельности организации для достижения стратегических целей;
- обосновывать количественные и качественные требования к производственным ресурсам, распределять и контролировать их использование, обеспечивать соблюдение условий охраны труда и безопасности жизнедеятельности на производстве;
-выявлять резервы и создавать условия для снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, устранения потерь рабочего времени и улучшения его использования, совершенствования системы оплаты труда, материального и морального стимулирования работников.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач;
- организации работы по тактическому планированию деятельности предприятия, исходя из стратегических целей, конкретных условий и потребностей рынка, выявлять и использовать резервы производства;
- организации мониторинга производственных процессов с использованием информационных технологий, обеспечения максимального использования производственных мощностей, ритмичного и бесперебойного выполнения работ (услуг);
- работы в коллективе, построения эффективных коммуникаций с коллегами и руководством с учетом норм профессиональной этики и корпоративной культуры, передачи знаний и опыта, организации повышения уровня квалификации работников для решения стратегических и тактических задач.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тема 1. Теория организации в системе научных знаний /Лек/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 1. Теория организации в системе научных знаний /Пр/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 1. Теория организации в системе научных знаний /Ср/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 2. Системный подход к изучению организации /Ср/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Индивидуальные задания, опрос на практических занятиях
Тема 3. Модели и типы организаций. Жизненный цикл организации. /Лек/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 3. Модели и типы организаций. Жизненный цикл организации. /Пр/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 3. Модели и типы организаций. Жизненный цикл организации. /Ср/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Индивидуальные задания, опрос на практических занятиях
Тема 4. Свойства, принципы и законы организационного развития. /Ср/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Индивидуальные задания, опрос на практических занятиях
Тема 5. Типы организационных структур управления /Лек/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 5. Типы организационных структур управления /Пр/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 5. Типы организационных структур управления /Ср/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Индивидуальные задания, опрос на практических занятиях
Тема 6. Организационные коммуникации и организационная культура /Лек/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 6. Организационные коммуникации и организационная культура /Пр/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 6. Организационные коммуникации и организационная культура /Ср/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Индивидуальные задания, опрос на практических занятиях
Тема 7. Организационное проектирование /Лек/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 7. Организационное проектирование /Пр/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 7. Организационное проектирование /Ср/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Индивидуальные задания, опрос на практических занятиях
Тема 8. Организационная диагностика /Лек/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 8. Организационная диагностика /Пр/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Тема 8. Организационная диагностика /Ср/
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1 Определения организации.
2 Назовите общие признаки любой организации.
3 Чем определяется специфика любой организации?
4 Что изучает теория организации?
5 Актуальность предмета изучения ТО в современной России.
6.Три фазы фундаментальных изменений в организациях в 20 веке.
7.Какие критерии будут определяющими при оценке деятельности организаций в 21 веке?
8 Какие факторы (помимо конкурентной борьбы) будут влиять на развитие организаций
9 Две трактовки термина «организация».
10 Какие науки входят в систему наук об организации?
11.Определения открытых и закрытых систем.
12 Понятия внутренней и внешней среды..
13 Состав внешней среды (5 сфер).
14 Миссия и цели организации.
15 Назовите типы организаций по взаимодействию с внешней средой.
16 Определение механистического типа организации. Когда он используется?
17 Определение органического типа организации. Когда он используется?
18 Назовите типы организаций по взаимодействию подразделений.
19 Определение традиционной организации. Когда она применяется, достоинства и
20.Дивизиональная организация. Условия применения, достоинства и недостатки.
21 Матричная организация. Условия применения, достоинства и недостатки.
22 Назовите типы организаций по взаимодействию с человеком.
23 Что представляет собой корпоративная организация?
24 Что представляет собой индивидуалистская организация?
25 Определение стратегического управления
26 Что такое система стратегического управления фирмой? Какие процессы составляют её содержание?
27 Определение организационной структуры.
28 Понятия линейной, функциональной, дивизиональной структур.
29 Понятия матричной, продуктовой, региональной структур.
30 Линейно-функциональная структура. Определение и схема.
31 Дивизиональная структура смешанного типа. Схема.
32 Основные принципы разработки организационных структур управления.
33 Три основных направления коммуникационных потоков.
34 Схема принятия решений в организации.
35 Способы принятия решений руководителем.
36 Назовите методы группового принятия решений.
37 Власть и авторитет. Определения и понятия.
38 Перечислите источники власти, составляющие личностную основу власти.
39.Основополагающие законы организации: синергии, самосохранения, развития
40 Дополнительные законы организации: информативности –упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
Тематика рефератов
1. Критерии системности организации и ее подразделений
2. Классификация социальных организаций.
3. Влияние технической системы на социальную.
4. Развитие виртуальных структур построения компаний.
5. Структуры производственных кооперативов.
6. Частные случаи жизненного цикла развития организации.
7. Особенности организаторской деятельности в Европе, Америке и Азии.
8. Формирование наборов функций для малых предприятий.
9. Противоречия и конфликты в деятельности венчурных компаний.
10. Условия перерастания самоорганизации в управляемую организацию.
11. Типовые управленческие зависимости в деятельности малых предприятий.
12. Механизм формирования эффекта синергии в организации.
13. Технология практического проведения организационного аудита системы управления компании.
14. Управленческое консультирование компаний.
15. Структура и содержание диагностики организаций.
16. Эффективность системного аудита: экономическая, социальная и организационная.
17. Субъекты организаторской деятельности.
18. Предметные области для организаторской и управленческой дея¬тельности.
19. Стандартизация организационной деятельности.
20. Защита конфиденциальной информации в компаниях.
21. Управление самосохранением в организации.
22. Факторы, влияющие на скорость проведения преобразований в компании.
23. Соотношение искусственности и естественности в гармонии.
24. Социальная мотивация законов организации.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
25. Соотношение организационной, технической и этической культур.
26. Характеристики организации, исследуемые в статическом режиме.
27. Иррационализм как фактор совершенствования организации.
28. Организация оффшорных компаний.
29. Механизм формирования организационной культуры компании.
30. Современные тенденции развития современных организации: проблемы, перспективы развития.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория организации. Организация производства: учебное пособие
Управленческая экономика. Теория организации. Организационное поведение. Маркетинг /: учебное пособие
Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Теория организации: учебник
Иванова Т. Ю., Приходько В. И.
Теория организации: учебник
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (12 шт.), стулья (24 шт.), стул преподавателя (1 шт.), Белая лаковаяя магнитно-маркерная доска (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса «Теория организации» предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________