(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Управление человеческими ресурсами, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Цели, задачи и предметы изучения дисциплины БЖ.
2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска.
3. Понятие безопасности, ее системы, системный анализ, принципы, методы и средства обеспечения безопасности.
4. Концепция общественной безопасности.
5. Культура, мировоззрение и миропонимание.
6. Основной механизм разрушения экономики страны.
7. С.х. производство, его уникальность.
8. Теоретические основы защиты населения в ЧС.
9. Предупреждение ЧС.
10. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.
11. Планирование защиты населения в ЧС.
12. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.
13. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.
14. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специ-альных профилактических мероприятий.
15. Основные понятия и общие положения об эвакуации.
16. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.
17. Планирование эвакуации населения.
18. Обеспечение эвакуации населения.
19. Особенности сельского хозяйства.
20. Общие положения ОТ и здоровья работников сельского хозяйства.
21. Охрана труда женщин, подростков и других работников.
22. Регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве
23. Основные термины, определения и понятия по охране труда.
24. Основные принципы, задачи и функции системы управления ОТ (СУОТ).
25. Структура системы управления ОТ.
26. Внедрение и функционирование системы управления ОТ.
27. Контроль и оценка деятельности системы управления ОТ.
28. Классификация причин травматизма и профзаболеваний.
29. Охрана труда в коллективных и трудовых договорах, соглашениях и пра-вилах внутреннего трудового распорядка.
30. Введение в курс БЖ в ЧС
31. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.
32. Классификация ЧС.
33.Вооруженные конфликты и войны.
34. Информационные войны.
35. Психоинформационные опасности.
36. Порядок и методика разработки инструкций по ОТ.
37. Содержание и структура инструкций по ОТ.
39. Средства пожаротушения.
40. Устройство и правило пользования первичными средствами пожаротуше-ния.
41. Тактико-технические характеристики автоматических систем обнаружения и тушения пожара.
42. Как помочь при резком повышении артериального давления.
43. Как спасти при поражении электрическим током.
44. Как оказать помощь при автодорожном происшествии, если пострадав-ший находится в состоянии клинической смерти.
45. Как избежать состояния алкоголизма.
46. Опасности наркомании.
47. Профилактика болезней.
48. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи постра-давшим при несчастных случаях.
49. Реанимационные мероприятия.
50. Первая помощь при различных травмах и внезапных заболеваниях.
51. Радиационно-опасные объекты.
52. Химически опасные объекты.
53. Пожаровзрывоопасные объекты.
54. Гидродинамически опасные объекты.
55. Потенциально опасные объекты.
56. ЧС техногенного характера.
57. Виды ЧС природного характера и их характеристики.
58. Защита населения при землетрясениях, извержениях вулканов.
59. Защита населения при ураганах, бурях, смерчах, грозах.
60. Защита населения при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях.
61. Защита населения при наводнениях.
62. Защита населения при лесных, степных и торфяных пожарах.
63. Классификация СИЗ.
64. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
65. Средства индивидуальной защиты кожи.
66. Медицинские средства индивидуальной защиты.
67. Поражающие факторы источников ЧС. Воздушная ударная волна.
68. Поражающие факторы источников ЧС. Световое (тепловое) излучение.
69. Поражающие факторы источников ЧС. Проникающая радиация
70. Поражающие факторы источников ЧС. Радиоактивное загрязнение местности.
71. Поражающие факторы источников ЧС. Химическое заражение.
72. Единицы измерения ионизирующих излучений.
73. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения.
74. Мероприятия по защите населения и территорий от радиоактивного излучения.
75. Уровни при работе с источниками ионизирующих излучений.
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Что может быть причиной опасного природного явления.
2. Что позволяет сделать знание причин возникновения ЧС.
3. Как определяется разрушительное действие ураганов.
4. Как подразделяются землетрясения в зависимости от глубины очага.
5. В каких случаях можно предположить гипертонический криз/
6. Объясните, как наступает фибрилляция.
7. В каком случае необходим непрямой массаж сердца.
8. Какие объекты относятся к ПОО.
9. Чем обусловлены последствия радиационной аварии.
10. Какие бывают ОХВ по степени опасности.
11. Как рассчитывается токсическая доза.
12. Дайте определение пожара.
13. Что такое радиационная авария.
14. Что происходит с человеком при радиационном воздействии.
15. Какие бывают ОХВ по степени опасности и токсичности воздействия.
16. Назовите основные способы защиты населения.
17. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС.
18. Приведите комплекс мер по обеспечению защиты населения в ЧС.
19. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта.
20. В каких целях проводятся штабные учения.
21. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах.
22. Как можно сократить время заполнения убежищ.
23. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища.
24. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны.
25. Чем нужно руководствоваться при выборе СИЗ.
26. Чем характеризуются защитные свойства фильтрующих материалов.
28. Какие газоанализаторы в настоящее время используются в РФ.
29. Как осуществляется контроль за содержанием кислорода и ПДК токсичных и взрывчатых газов.
30. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения.
1. Наводнение как потенциально опасное явление.
2. Правила поведения при опасных природных явлениях.
3. Современный облик вооруженных сил РФ.
4. Осторожно – сотовый телефон.
5. План ГО объекта.
6. Профилактика потребления алкоголя.
7. Брестская крепость. Несгибаемый майор Гаврилов.
8. Правда и мифы о табаке.
9. Организация защиты от терактов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванные ими ЧС.
10. Несчастные случаи на воде.
11. Паутина тоталитарных сект.
12. Стратегические задачи развития российского образования.
13. Гельминтозы и их профилактика.
14. Сталинградская битва. За Волгой для нас земли нет.
15. Великая Отечественная война. Рожденный побеждать.
16. Великая Отечественная война. Рожденный для боя.
17. Великая Отечественная война. Ковали победу в тылу.
18. Войска ВДВ. Расплескалась синева по беретам.
19. Высшие награды России.
20. Перспективы развития системы МЧС.
21. Особенности технологии ведения аварийно-спасательных работ в условиях природной среды.
22. МПВО: что привело к ее созданию.
23. О первой помощи пострадавшим в ДТП.
24. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
25. Положение о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера.
26. Наноробототехнологии и проблемы безопасности их использования.
27. Биологические угрозы сегодня.
28. Когда звук и музыка не в радость.
29. Алкоголизм – духовная смерть.
30. Основы единой государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2020 г.
31. Химическая угроза терроризма.
32. Безопасность во время массовых мероприятий.
33. Природные пожары и здоровье населения.
34. Коварная жара.
35. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. ФЗ РФ от 23.02.13. № 15-ФЗ.
36. Личная безопасность в ЧС.
Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:
- основную нормативную базу дисциплины
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году