2024-2025_23_04_03_24-1 ЭТТМиК_plx_Менеджмент инноваций
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
30.08.2024 г.
 
Б1.О.04
Менеджмент инноваций
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
20 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
20
20
20
20
В том числе инт.
18
18
18
18
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Филиппова С.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Менеджмент инноваций" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 30.08.2024 г., протокол № 16.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение  магистрантами  различных  аспектов инновационной  деятельности  на  предприятиях,  в  организациях,  работающих  в  различных сферах экономики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика, эксплуатационная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1 Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
 
 
 
УК-5.2 Имеет навыки создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач
 
 
 
ОПК-2. Способен принимать обоснованные решения в области проектного и финансового менеджмента в сфере своей профессиональной деятельности
 
ОПК-2.1 Умеет эффективно распоряжаться собственным и заемным капиталов в профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-2.2 Оценивает последствия принятых решений в сфере производственной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-основные категории, законы, цели и задачи инновационного менеджмента;
3.1.2
- наиболее важные свойства инноваций, источники инновационных возможностей;
3.1.3
- модели и формы инновационного процесса, стадии инновационного процесса;
3.1.4
- методы  моделирования  инновационной  деятельности  на  макро  и  глобальном  уровнях;
3.1.5
- современные  методы  социально-экономического  анализа  эффективности инновационной  деятельности,  основные  виды  риска,  возникающего  в
3.1.6
инновационном  предпринимательстве  особенности  конкуренции  в  инновационной сфере;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- разрабатывать концепцию инновационного развития организации;
3.2.2
- применять на практике полученные знания в области инновационного менеджмента, менеджмента  организации,  разрабатывать  программы  нововведений  и  составлять планы их реализации;
3.2.3
- анализировать, оценивать и формировать благоприятный инновационный потенциал и инновационный климат организации;
3.2.4
- использовать методы стимулирования инновационной активности организаций;
3.2.5
- использовать  экономико-математические  методы  анализа  эффективности инновационной деятельности;
3.2.6
- систематизировать  и  обрабатывать  экономическую  информацию  в  области инновационной деятельности;
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения практическими  приемами  обоснования  инновационных  решений  в  условиях неопределенности и риска;
3.3.2
- анализа  социально-экономической  информации  на  этапе  разработки  и внедрения инновационных проектов;
3.3.3
- моделирования  социально-экономических  процессов  в  области инновационного менеджмента на микро и глобальном уровнях.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Концепция инновационного менеджмента

 
Оснащенность
 
Предмет и структура курса. Терминология и понятийный аппарат /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
0
 
Предмет и структура курса. Терминология и понятийный аппарат /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Круглый стол. Дискуссия.
0
 
Предмет и структура курса. Терминология и понятийный аппарат /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

12
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Тенденции и разновидности развития, управление развитием /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Проблемная лекция.
0
 
Тенденции и разновидности развития, управление развитием /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Круглый стол. Дискуссия.
0
 
Тенденции и разновидности развития, управление развитием /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Инновационные организации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Проблемная лекция.
0
 
Инновационные организации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Круглый стол. Дискуссия.
0
 
Инновационные организации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

12
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
 
Раздел 2. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты

 
Стадии становления инновационного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Проблемная лекция.
0
 
Стадии становления инновационного менеджмента /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
0
 
Стадии становления инновационного менеджмента /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

10
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Этапы инновационного менеджмента /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Этапы инновационного менеджмента /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
0
 
Этапы инновационного менеджмента /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
 
Раздел 3. Организация инновационного менеджмента

 
Разработка программ и проектов нововведений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Проблемная лекция.
0
 
Разработка программ и проектов нововведений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Круглый стол. Дискуссия.
0
 
Разработка программ и проектов нововведений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

12
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Оценка эффективности инновационных проектов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
0
 
Оценка эффективности инновационных проектов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
2
Круглый стол. Дискуссия.
0
 
Оценка эффективности инновационных проектов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
Применение аппарата «рискологии» в инновационном менеджменте /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
0
 
Применение аппарата «рискологии» в инновационном менеджменте /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
0
 
Применение аппарата «рискологии» в инновационном менеджменте /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

0
УК-5.1 УК-5.2 ОПК-2.1 ОПК-2.2
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Инноватика как наука, эволюция, особенности предмета.

2. НТП и технологические уклады.

 
Оснащенность
 
3. Понятие инновации, ее черты.

4. Виды инноваций, их характеристика.

5. Жизненный цикл инновации.

6. Инновационный процесс, характеристика стадий.

7. Инновационная деятельность: субъекты, объект, ресурсы.

8. Факторы инновационной восприимчивости организаций.

9. Инновационная сфера, ее элементы.

10. Характеристика рынка новшеств.

11. Интеллектуальный продукт, особенности и виды.

12. Рынок инноваций, его особенности.

13. Рынок инвестиций, формы и источники инвестиций инновационной деятельности.

14. Понятие и типы инновационных организаций.

15. Организационные формы инновационных организаций.

16. Факторы внешней среды инновационной деятельности организаций.

17. Факторы внутренней среды инновационной деятельности организаций.

18. Сущность и виды инновационной инфраструктуры.

19. Понятие и особенности венчурного бизнеса.

20. Модели управления инновационным процессом.

21. Модели отбора инновационных идей и принятия решений об инновациях.

22. Сущность инновационного менеджмента, его функции.

23. Особенности стратегического и оперативного инновационного менеджмента.

24. Этапы инновационного менеджмента.

25. Инновационный проект, его особенности и требования к составлению.

26. Инновационная программа, ее содержание.

27. Методология управления проектами.

28. Этапы процесса управления инновационными проектами.

29. Система показателей оценки эффективности инновационной деятельности.

30. Оценка эффективности инновационного проекта.

31. Основные принципы анализа инновационной деятельности.

32. Методы поиска новых идей, их характеристика.

33. Характеристика приемов инновационного менеджмента.

34. Инжиниринг и реинжиниринг инноваций.

35. Бенчмаркинг, методика проведения.

36. Брэнд-стратегия инноваций.

37. Методы прогнозирования инноваций и их классификация.

38. Экспертные методы в оценке инновационных проектов.

39. Экспертиза инновационных проектов: сущность, методы, этапы.

40. Риски в инновационной деятельности, их виды.

41. Методы анализа рисков в инновационной деятельности.

42. Методы управления рисками в инновационной деятельности.

43. Роль и место современных информационных технологий в инновационном менеджменте.

44. Роль государства в регулировании инновационной деятельности.

45. Законодательная и нормативная база инновационной деятельности в РФ.

46. Формы государственного влияния на инновационную деятельность.

47. Методы государственного воздействия и создания благоприятной среды инновационной деятельности.

48. Финансовое обеспечение инновационной деятельности.

49. Государственная система научно-технической информации в инновационной деятельности.

50. Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности.

51. Особенности бюджетного финансирования инновационной деятельности.

52. Государственная инновационная политика.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Примерная тематика докладов и рефератов

1. Российский рынок инноваций в современных условиях.

2. Основные направления инновационной деятельности.

3. Особенности организации инновационных процессов.

4. Оценка результативности работы инновационных организаций.

5. Консалтинговые услуги в инновационной деятельности.

6. Особенности принятия решений в управлениями инновациями.

7. Планирование технологического освоения производства новой продукции.

8. Организация конкурсного выполнения НИОКР.

9. Развитие конкуренции в инновационной деятельности.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
10.Понятия, виды и особенности инновационных стратегий.

11.Типы инновационного поведения фирм.

12.Стратегии инновационных исследовательских организаций.

13.Показатели инновационной деятельности организации.

14.Процесс реинжиниринга.

15.Методы и участники проекта реинжиниринга.

16.Формирование инновационных подразделений.

17.Формы и стратегии малого инновационного бизнеса.

18.Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества.

19.Региональная инновационная политика.

20.Парки и технополисы, их роль в создании инноваций.

21.Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности. Критерии инвестиционной привлекательности.

22.Обоснование экономической эффективности проекта.

23.Экономическая экспертиза проекта.

24.Основные понятия и категории управления рисками инновационной деятельности.

25.Общая оценка и методы управления риском инновационного проекта.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Балдин К. В., Барышева А. В., Макриденко Е. Л., Передеряев И. И., Барышева А. В.
Инновационный менеджмент: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2015
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Щербаков В. Н.
Финансирование и коммерциализация инноваций: учебник для магистров
М.: Дашков и К, 2018
Электронный ресурс
 
Л2.2
Горфинкель В. Я.
Инновационный менеджмент: Учебник
Москва: Вузовский учебник, 2019
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральная служба государственной статстики
 
Э2
Капитал  страны
 
Э3
Сайт  информационного  портала  «Корпоративный  менеджмент».
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
ОС Windows Vista
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
ОС Windows 8
6.3.1.9
ОС Windows 10
6.3.1.10
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.11
Office 2007 Suites
6.3.1.12
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.2
6.3.2.3
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.7
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.8
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
50а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), парта 4-хместная со скамейкой (9 шт.), стулья  (12 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
38а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Менеджмент инноваций» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в 

 
Оснащенность
 
прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Менеджмент инноваций», проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются студенты испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________