2024-2025_23_04_03_24-1 ЭТТМиК_plx_Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
30.08.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.03.03
Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
14
14
14
14
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
80
80
80
80
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Сергеева Н.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 30.08.2024 г., протокол № 16.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование целостного представления о социальных системах, управления социальными защитами населения, приобретение знаний, позволяющих осуществлять индивидуальный подход при оказании социальной и психологической помощи инвалидам; получение теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков в области социального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История и методология транспортной науки
2.1.2
Аналитические и численные методы в планировании экспериментов и инженерном анализе
2.1.3
Проектирование технологий и технических средств на транспорте
2.1.4
Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии
2.1.5
Инвестирование научных проектов на транспорте
2.1.6
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Нормативно-правовые акты в области оказания сервисных услуг по ТО и ремонту АТС и его компонентов
 
2.2.2
Риск- менеджмент
 
2.2.3
Оптимизация технологических процессов на транспорте
 
2.2.4
Методы испытаний машин и оборудования
 
2.2.5
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2. Способен управлять формированием и достижением плановых показателей деятельности организации в процессе выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов
 
ПК-2.2 Организует внедрение лучших практик оказания технической поддержки субъектов сервисной сети
 
 
 
ПК-2.3 Организует разработку бизнес-процессов оказания потребителям услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов
 
 
 
ПК-2.5 Контролирует ход реализации стратегии в области развития организации и управления персоналом
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- содержание основных теорий и моделей социальной работы с инвалидами; нормативные законодательства в области социальной защиты инвалидов;
3.1.2
- механизмы социальной адаптации;
3.1.3
- основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов; основы гражданского и семейного законодательства;
3.1.4
- основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
3.1.5
- основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
3.1.6
- функции органов труда и занятости населения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять знания в процессе решения познавательных и практических задач социальной защиты молодых инвалидов;
3.2.2
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по проблемам молодых инвалидов;
3.2.3
- разрабатывать социальный блок индивидуальной программы реабилитации.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- комплексного поиска, систематизации и анализа социальной информации по проблемам инвалидности;
3.3.2
- владения основными особенностями регулирования труда инвалидов;
3.3.3
- владения основными правовыми гарантиями молодых инвалидов в области социальной защиты и образования.
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда

 
Понятие о социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
2
0
0
 
Понятие о социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
2
0
0
 
Понятие о социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Концепция ООН о правах инвалидов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Концепция ООН о правах инвалидов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
2
Работа в малых группах.
0
 
Концепция ООН о правах инвалидов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

14
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Основы гражданского и семейного законодательства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
2
0
0
 
Основы гражданского и семейного законодательства /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
2
0
0
 
Основы гражданского и семейного законодательства /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
2
0
0
 
Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
2
0
0
 
Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
0
0
 
Оснащенность
 
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
2
0
0
 
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
2
Проблемная лекция.
0
 
Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
2
Работа в малых группах.
0
 
Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Медико-социальная экспертиза /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
0
0
 
Медико-социальная экспертиза /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
0
0
 
Медико-социальная экспертиза /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
2
Проблемная лекция.
0
 
Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
0
0
 
Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Трудоустройство инвалидов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
0
0
 
Трудоустройство инвалидов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
2
0
0
 
Трудоустройство инвалидов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

36
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено УП.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Понятие о социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия.

2. Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

3. Концепция ООН о правах инвалидов.

4. Основы гражданского и семейного законодательства.

5. Основы трудового законодательства.

6. Особенности регулирования труда инвалидов.

7. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

8. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации.

9. Медико – социальная экспертиза.

10. Реабилитация инвалидов.

11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.

12. Трудоустройство инвалидов.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Что такое система права социального обеспечения, как отрасли права?

2. Раскройте понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права.

3. Назовите категорию граждан, имеющих право на выслугу лет.

4. Назовите основные формы социального обеспечения.

5. Что дает конвенция о правах инвалидов?

6. Из каких фондов производится финансирование социального обеспечения?

7. Назовите специфические принципы семейного права.

8. При каких обстоятельствах брак признается недействительным?

9. Что  не является  имуществом супругов?

10. Назовите принципы трудового права.

11. Назовите стороны трудовых отношений.

12. На какой срок заключается коллективный договор?

13. В каком возрасте быть заключен трудовой договор может по общему правилу?

14. Прогул – это…

15. При сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется….

16. В течение какого времени при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется его прежний средний заработок?

17. Кем рассматриваются индивидуальные трудовые споры?

18. Какие меры может предпринять работник для разрешения индивидуального тру-дового спора (за исключением споров об увольнении)?

19. Какие меры может предпринять работодатель, для решения спора о   возмещении работником ущерба?

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Темы докладов

1. Понятие о социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия.

2. Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

3. Концепция ООН о правах инвалидов.

4. Основы гражданского и семейного законодательства.

5. Основы трудового законодательства.

6. Особенности регулирования труда инвалидов.

7. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

8. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации.

9. Медико-социальная экспертиза.

10. Реабилитация инвалидов.

11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.

12. Трудоустройство инвалидов.

Темы рефератов:

1. Понятие о социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия.

2. Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

3. Концепция ООН о правах инвалидов.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
4. Основы гражданского и семейного законодательства.

5. Основы трудового законодательства.

6. Особенности регулирования труда инвалидов.

7. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

8. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации.

9. Медико – социальная экспертиза.

10. Реабилитация инвалидов.

11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.

12. Трудоустройство инвалидов.

13. Профессиональная адаптация: сущность, подходы, свойства

14. Гражданские правоотношения.

Перечень вопросов, выносимых на опрос

Опрос 1.

1. Понятие о социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия.

2. Социальное обеспечение как самостоятельная отрасль права.

3. Концепция ООН о правах инвалидов.

4. Основы гражданского и семейного законодательства.

5. Основы трудового законодательства.

6. Особенности регулирования труда инвалидов.

Опрос 2.

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации.

3. Медико – социальная экспертиза.

4. Реабилитация инвалидов.

5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.

6. Трудоустройство инвалидов.

Примерные темы эссе

1 Медицинская и социальная модели инвалидности. Сегрегация и интеграция.

2 Независимый образ жизни инвалидов. Основные концепции.

3 Центр независимого образа жизни инвалидов. Структура и функции.

4 Кадровое обеспечение и подготовка специалистов по проблемам инвалидов.

5 Влияние экономических, политических и других факторов на возникновение и раз-витие инвалидности.

6 Инклюзивное образование в России: реалии и перспективы

7 Социальная реабилитация: проблемы и перспективы

8 Опыт деятельности учреждений социального обслуживания для инвалидов в России и за рубежом

9 Система социальной защиты инвалидов за рубежом

10 Проблемы малообеспеченности инвалидов: возможные пути решения

11 Участие общественности в решении проблем инвалидов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кравченко А. И.
Социология: учебник
М.: Проспект, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Сафонова С. Г., Шейхова М. С.
Социология: учебное пособие
Персиановский: Донской ГАУ, 2020
Электронный ресурс
 
Л1.3
Котлярова Л. Д., Попова И. В.
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний: учебное пособие
пос. Караваево: КГСХА, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Гражданский кодекс РФ: по состоянию на 15 октября 2003 года: части первая, вторая и третья
М.: Юрайт-Издат, 2003
7
 
Л2.2
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Правоведение: учебник
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.3
Воденко К. В.
Экономика и социология труда: учебник
М.: Дашков и К, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
ОС Windows Vista
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
ОС Windows 8
6.3.1.9
ОС Windows 10
6.3.1.10
Ubuntu (Mint)
6.3.1.11
Нева-2006
6.3.1.12
KOMPAS-3D
6.3.1.13
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.14
VisualStudio 2015
6.3.1.15
Office 2007 Suites
6.3.1.16
GIMP
6.3.1.17
7-Zip
6.3.1.18
LibreOffice
6.3.1.19
OfficeStandard 2013
6.3.1.20
OfficeStandard 2010
6.3.1.21
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.22
медиапроигрыватель VLC
6.3.1.23
ПО для ЛТК 6.4
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
 
Оснащенность
 
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
121
Учебная аудитория
Ростомер медицинский РМ-1 (1 шт.), динамометр становой (1 шт.), динамометр кистевой (1 шт.), измеритель арт. давления (2 шт.), стол преподавательский (1 шт.), столы (8 шт.), стулья (12 шт.), слухоречевой тренажер СОЛО-01 (1 шт.)
Пр
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
СР
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда» следует усвоить:

- содержания основных теорий и моделей социальной работы с инвалидами;

- механизмы социальной адаптации;

 
Оснащенность
 
- основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов;

- основы гражданского и семейного законодательства;

- основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;

- основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;

- функции органов труда и занятости населения.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных  занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________