2024-2025_23_04_03_24-1 ЭТТМиК_plx_Методы испытаний машин и оборудования
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
30.08.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.05.02
Методы испытаний машин и оборудования
Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
20 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Лабораторные
20
20
20
20
В том числе инт.
18
18
18
18
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Смирнов П.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 906).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Методы испытаний машин и оборудования" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 30.08.2024 г., протокол № 16.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
сформировать у магистрантов систему профессиональных знаний, умений и навыков по вопросам основ испытаний технических средств, как мобильных, так и стационарных.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
      
2.1.2
Диагностика и техническое обслуживание машин
2.1.3
Информационное обеспечение работоспособности и диагностика автомобилей
2.1.4
Методы экспертного анализа технического состояния машин и оборудования
2.1.5
Проектирование перспективных систем газораспределения
2.1.6
Проектирование технологических процессов ремонта и восстановления деталей
2.1.7
Пути совершенствования способов противокоррозийной защиты транспортно-технологических машин
2.1.8
Теория эксплуатационных свойств автомобилей
2.1.9
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.10
Учебная практика, эксплуатационная практика
2.1.11
Инвестирование научных проектов на транспорте
2.1.12
История и методология транспортной науки
2.1.13
Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ
2.1.14
Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии
2.1.15
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.16
Философские вопросы технических знаний
2.1.17
Философские проблемы науки и техники
2.1.18
Аналитические и численные методы в планировании экспериментов и инженерном анализе
2.1.19
Проектирование технологий и технических средств на транспорте
2.1.20
Стратегия развития производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта
2.1.21
Бизнес-планирование на транспорте
2.1.22
Технико-экономическое обоснование инвестиционных вложений на транспорте
2.1.23
Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен управлять формированием и реализацией стратегии взаимодействия с потребителями в процессе выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов в автомобилестроении
 
ПК-1.1 Управляет стратегией развития организации в области оказания потребителям услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов
 
 
 
ПК-1.2 Формирует план мероприятий и распределяет ресурсы в области оказания потребителям услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов
 
 
 
ПК-2. Способен управлять формированием и достижением плановых показателей деятельности организации в процессе выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов
 
ПК-2.4 Анализирует причины появления нештатных ситуаций, устанавливает причины их возникновения и принимает меры по их предотвращению
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- о состоянии и направлениях развития технологии испытания и научно-технического прогресса на транспорте;
3.1.2
- о технологии производства испытаний различных машин;
3.1.3
- о современных способах и методах испытаний машин и оборудования для комплексной механизации технологических процессов на транспорте;
 
Оснащенность
 
3.1.4
- проведение всех видов в испытании в рабочем процессе, основах технической эксплуатации средств механизации;
3.1.5
- знать ГОСТы, ОСТы, АИСТ и другие нормативно-справочную литературу и правила  испытаний;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять знания к оценке прогрессивных технологий на транспорте;
3.2.2
- осуществлять поиск и использование научно-технической информации; - освоения конструкций новых машин и технологических комплексов.
3.2.3
- эксплуатировать средства механизации, оценку их надежности, проведения сравнительных испытаний и расчета экономической эффективности и целесообразности постановки их производство;
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- в совершенстве владеть навыками проведения испытаний.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Общие вопросы испытания машин

 
Введение. Основы испытаний  техники /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Виды испытаний новой техники /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
2
Работа в малых группах. Опрос
0
 
Общие закономерности функционирования транспортных машин /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
2
Проблемная лекция. Опрос
0
 
Анализ состояния выбранной  темы исследования и вопросы испытания /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Приборы для испытания сельскохозяйственных машин /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-2.4
3
2
Проблемная лекция. Опрос
0
 
Выбор методики, приборов и оборудования для испытания (на примере выбранной темы) /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-2.4
3
4
Работа в малых группах. Опрос
0
 
Тяговые испытания машин /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
2
Проблемная лекция. Опрос
0
 
Тензометрирование и его современные аналоги  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
2
Работа в малых группах. Опрос
0
 
Эксплуатационно-технологические испытания транспортной техники /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
2
Проблемная лекция. Опрос
0
 
Приборы и оборудование для эксплуатационно-технологическогоиспытания /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
2
Работа в малых группах. Опрос
0
 
Общие вопросы испытания сельскохозяйственных машин /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

36
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
 
Раздел 2. Обработка результатов испытаний

 
Методы обработки результатов испытаний /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Решение примеров обработки результатов испытаний /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос, решение задач
0
 
Основные математические закономерности работы сельскохозяйственных машин /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Решение задач по закономерностям работы машин  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Критерии оценки: t- критерий Стьюдента, критерий согласия и F- критерий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
Решнение задач на  t- критерий Стьюдента, критерий согласия и F- критерий /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Прямолинейная корелляция и регрессия. Определение минимального количества испытаний /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Решение задач по прямолинейной корелляции. Метод наименьших квадратов. Регрессия. Определение минимального количества испытаний /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
Обработка результатов испытаний /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

32
ПК-2.4
3
0
Опрос
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
Контроль /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ПК-2.4
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Краткая история государственных испытаний сельскохозяйственной техники в Российской Федерации.

2. Современная система машино-испытательных станции (МИС) РФ.

3. Цели и задачи испытаний сельскохозяйственной техники.

4. Виды испытаний: типовые, контрольные.

5. Функциональные испытания.

6. Ресурсные испытания.

7. Сертификационные испытания.

8. Сравнительные испытания.

9. Порядок типовых испытаний: предварительные, приемочные, периодические (контрольные).

10. Особенности функционирования сельскохозяйственной техники.

11. Система показателей качества  и эффективности сельскохозяйственной техники.

12. Показатели технологического  качества транспортных машин.

21. Энергетическая оценка тяговых МТА.

22. Энергетическая оценка тягово-приводных МТА.

23. Энергетическая оценка электроприводных машин.

24. Эксплуатационно-технологические свойства МТА.

25. Эргономические показатели машин.

26. Устройство реостатного преобразователя.

27. Тензорезисторы: назначение, устройство, применение.

28. Емкостные преобразователи: назначение, устройство, применение.

29. Индуктивные преобразователи: назначение, устройство, применение.

30. Пьезоэлектрические преобразователи: назначение, устройство, применение.

31. Принцип работы мостовых измерительных схем.

32. Регистрирующая и измерительная аппаратура.

33. Общие понятия об испытаниях энергосиловых установок

34. Динамометры: назначение, устройство, применение.

35. Динамографы: назначение, устройство, применение.

36. Методика экспериментальной оценки тяговых показателей тракторов: тяговое усилие и сопротивление, крутящий момент, скорость и т.д.

37. Методика эксплуатационно-технологической оценки: хронометраж, агрофон, расход ТСМ, буксование и т.д.

38. Методы испытаний на надежность сельскохозяйственной техники.

39. Испытания на безопасность и эргономические условия работы.

40. Современные методы испытаний сельскохозяйственных машин.

41. Первичная обработка результатов испытаний: среднее значение, математическое ожидание, дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации.

42. Первичная обработка результатов испытаний: метод планиметрии.

43. Первичная обработка результатов испытаний: метод пик.

44. Первичная обработка результатов испытаний: метод ординат.

45. Метод исключения недостоверных данных из результатов испытаний (метод τ).

46. Доказательство линейного распределения опытных показателей.

47. Базовые закономерности распределения случайных величин: закон нормального распределения (з-н Гаусса) и её применение.

48. Базовые закономерности распределения случайных величин: экспоненциальный закон и её применение.

49. Базовые закономерности распределения случайных величин: закон равномерного распределения и её применение.

50. Базовые закономерности распределения случайных величин: закон Пуассона и её применение.

51. Проверка гипотезы по t-критерию Стьюдента.

 
Оснащенность
 
52. Проверка гипотезы по F-критерию.

53. Проверка гипотезы по χ2 критерию.

54. Корреляция и регрессия.

55. Построение доверительных границ опытных данных.

56. Определение необходимого количества испытаний, опытов.

57. Использование программы «Excel» при обработке опытных данных

58. Использование программы «Excel» стандартных математических зависимостей и построение графиков.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзамен не предусмотрен
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Курсовые работы не предусмотрены
 
Темы рефератов

• Совершенствование методики определения показателей агрооценки машины;

• Разработка методов ускоренного испытания машины и оборудования;

• Разработка методов измерения, записи и анализа при определении крутящего момента ВОМ или рабочих органов;

• Моделирование и прогназирование показателей экономической эффективности машин;

• Модернизация технических средств измерения при определении показателей энергооценки.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Поливаев О. И., Костиков О. М.
Испытание сельскохозяйственной техники и энергосиловых установок: учебное пособие
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Курасов В. С., Погосян В. М., Драгуленко В. В.
Испытания автомобилей и тракторов: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Набоких В. А.
Испытания электрооборудования автомобилей и тракторов: учебник
М.: Академия, 2003
21
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
MapInfo
6.3.1.6
Visio 2016
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
GIMP
6.3.1.9
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.2
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
2-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER, экран, ноутбук) и учебно-наглядные пособия, лабораторное оборудование «Петкус», твердомер Ревякина, профилограф, чертежная доска и чертежный прибор, лемешно-отвальный корпус плуга, пурка зерновая, лабораторная установка с катушечным высевающим аппаратом и комплектом емкостей для приема и взвешивания зерна, весы электронные, лабораторная установка для определения параметров и режимов работы мотовила, решетный классификатор РКФ-1, автотрансформатор, аэродинамическая труба, стеллаж металлический с макетами с/х техники, доска классная, столы (16 шт.), стулья ученические (30 шт.)
 
2-203
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER, экран, ноутбук), учебно-наглядные пособия, доска классная 3-х элементная, столы (16 шт.), стулья ученические (32 шт.) 
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

- посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты;  студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости; во время лекции можно задать лектору вопрос; слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы: работа над записью лекции завершается дома.

- посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать;  задание к  занятию выдает преподаватель; задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу; лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия; в процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение; на лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления; лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

- систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из технической и научной  литературы, решение задач, написание докладов, рефератов;  задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

- под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________