(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
2. Основные этапы планирования научных исследований.
3. Что понимают под программой исследований?
4.Особенности схем однофакторного опытов.
5. Понятие факториальности.
6.Особенности схем двухфакторного опытов.
7. Критерий Стьюдента.
8. Определение значимых различий между вариантами.
9. Особенности ориентации делянок на территории опытного участка.
10. Как установить повторность в полевом опыте? Показать расчеты.
11. Техника закладки и проведения полевого опыта.
12. Принципы планирования наблюдений и анализов в полевом опыте.
13. Достоверность опыта, по существу.
14. Как доказать существенность (достоверность) различий между двумя средними?
15. Что такое критерий Стьюдента и критерий Фишера?
16. Как найти наименьшую существенную разность между двумя средними при разных уровнях вероятности?
17. Дисперсионный анализ. Его использование при обработке данных однофакторного и многофакторного опытов.
18. Дисперсионный анализ данных вегетационного опыта.
19. Коэффициенты корреляции, регрессии и детерминации.
20. Формы и виды корреляции.
21. Формы научной отчетности.
22. Научно-технический отчет.
23. Научная статья.
24. Оформление таблиц.
25. Оформление графиков и диаграмм.
26. Анализ биометрических показателей растений.
27. Анализ структуры колоса.
28. Структурные элементы урожая.
29. Определение урожайности.
30. Структура научно-технического отчета.
31. Структура научной статьи.
32. Достоверность опыта по существу.
33. Требования к полевым опытам.
1. Предварительные сведения
1.1. Формулировка темы исследования
1.2. Рабочая гипотеза (одна или несколько)
1.3. Объект исследования
2. Планирование полевого опыта
2.1. Четкая формулировка задачи полевого опыта
2.2. Объект исследования (культур, сорта, нормы и т.д.)
2.3. Характеристика земельного участка под опыт.
2.4. Разработка программы исследования
2.4.1. Схема опыта
2.4.2. Элемента методики полевого опыта
2.4.2.1. Число вариантов (устанавливают из схемы опыта)
2.4.2.2. Площадь и размеры учетной делянки и всей опытной делянки С учетом: наименование культуры, способ ее посева, размер междурядья, ширина учетной делянки подбирается, учитывая ширину захвата сельскохозяйственных машин и орудий, ширину захвата агрегатов, планируемых для работы на опыте, длина учетной делянки
2.4.2.3. Повторность опыта на территории (количество повторений)
2.4.2.4. Система расположения делянок, вариантов и повторений на схематическом плане опыта и в поле.
2.4.3. Схематический план размещения полевого опыта.
2.4.5. Планирование наблюдений и учетов в полевом опыте
2.4.5.1. Перечень наблюдений и учетов и их обоснование
2.4.5.2. Методика наблюдений и учетов. Указать сроки и место взятия почвы, растений и др. (на каких делянках и как взято на делянке).
2.4.6. Метод учета урожая
2.4.7. Организация опыта во времени.
Система знаний по дисциплине «Методика экспериментальных исследований в агрономии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты; раскрываются суть экспериментальных исследований и оформлении результатов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по экспериментальным исследований растений и почвы, проводят статистическую обработку результатов исследований, готовят научно-технические отчеты и статьи. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Методика экспериментальных исследований в агрономии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Методика экспериментальных исследований в агрономии» следует усвоить:
- приемами и методами проведения экспериментальных исследований в области агрономии;
- статистические методы обработки результатов;
- оформление научно-технических отчетов и научных статей
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году