2024-2025_35_04_04_24-1 Агрономия_plx_Интеллектуальная собственность и технологические инновации
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.04
Интеллектуальная собственность и технологические инновации
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Интеллектуальная собственность и технологические инновации" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
овладение понятиями об объектах интеллектуальной собственности, терминологией, знаниями российского и зарубежного законодательства по охране интеллектуальной собственности, а также использованием интеллектуальной собственности в технологических инновациях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, технологическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-3. Способен использовать современные методы решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности;
 
ОПК-3.1 Анализирует методы и способы решения задач по разработке новых технологий в агрономии
 
 
 
ОПК-3.2 Использует информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агрономии
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- комплекс документов и нормативных актов по защите интеллектуальной собственности, технологические инновации в растениеводстве;
3.1.2
- современные инновационные процессы в агропромышленном комплексе;
3.1.3
- стратегию, методы и приемы распространения инноваций в сфере сельскохозяйственного производства;
3.1.4
- основные нормативные материалы по инновационной деятельности в сельском хозяйстве
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- оформлять заявку на изобретение и полезную модель,
3.2.2
- использовать современные достижения мировой агрономической науки и передовых агротехнологий в научно-исследовательских работах;
3.2.3
- применять современные методы научных исследований для разработки инновационных агротехнологических приемов.
3.2.4
- использовать инновационные процессы в агропромышленном комплексе при проектировании и реализации технологий для получения высоких и устойчивых урожаев хорошего качества
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения способами и методами выявления новых технических решений, отвечающих требованиям патентоспособности;
3.3.2
- применения инновационных агробиотехнологических приемов (или их элементов) в профессиональной деятельности;
3.3.3
- получения, обработки и анализа экспериментальных данных, систематизации результатов агробиотехнологических исследований
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Введение. Основные понятия об авторском праве и формы его защиты /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Понятие интеллектуальной собственности. Понятие и признаки авторского права, виды его объектов.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Оснащенность
 
Понятие об авторском праве и интеллектуальной собственности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
Работа с учебной литературой, написание реферата. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. Патентное право, охрана объектов авторского права

 
Патентное право, оформление и защита /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Международная патентная система. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Патентное ведомство. Высшая патентная палата и Федеральный фонд изобретений РФ. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Оформление патентных прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
2
Ситуационная задача
0
 
Изобретения, как объект интеллектуальной собственности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
2
Проблемная лекция
0
 
Структура заявки на изобретение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за границей. Международная торговля лицензиями на объекты интеллектуальной собственности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Правовая охрана объектов авторского права. Защита прав авторов и патентообладателей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Понятие и признаки фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товаров и их правовая охрана /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Понятия и признаки селекционных достижений. Правовая охрана селекционных достижений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Оформление документации к заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
2
Ситуационная задача
0
 
Моделирование товарного знака /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Авторский договор, его составление /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Оснащенность
 
Патентное право, охрана объектов авторского права /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

24
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
Работа с учебной литературой, написание реферата, решение задач. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 3. Инновационная деятельность в растениеводстве

 
Инновационная деятельность и ее особенности в растениеводстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Инновационные агротехнологии как механизм управления продукционным процессом /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Современное состояние и эффективность производства продукции растениеводства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
2
Проблемная лекция
0
 
Инновационные технологии получения и повышения качества посевного и посадочного материала /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Инновационные технологии в растениеводстве открытого грунта /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Инновационные технологии в растениеводстве защищенного грунта /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Направления и механизмы развития инновационной деятельности в растениеводстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Альтернативная энергетика в агропромышленном комплексе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
2
Ситуационная задача
0
 
Перспективные технологии растениеводства /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Коллоквиум /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
Инновационная деятельность в растениеводстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3

24
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

0
ОПК-3.1 ОПК-3.2
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие интеллектуальной собственности

 
Оснащенность
 
2. Источники и объекты авторского права

3. Субъекты авторского права

4. Защита авторских и смежных прав

5. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности

6. Понятие изобретения

7. Критерии охраноспособности изобретения

8. Новизна изобретения

9. Источники, исключающие новизну изобретения

10. Права изобретателей

11. Составление заявки на изобретение

13. Заявление на выдачу патента и описание предлагаемого изобретения

14. Значение распространения инновационных технологий в агрономии в целях устойчивого функционирования всех отраслей АПК и обеспечение продовольственной безопасности государства.

15. Система инноваций, их классификация.

16. Специфика инновационных процессов в агрономии.

17. Роль аграрной науки как источника инноваций.

18. Определить методы расчёта доз удобрений.

19. Трансгенные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур. Их преимущества и недостатки

20. Определить сущность точного земледелия.

21. Дать характеристику новым сортам с. – х. культур.

22. Определить значение молекулярной генетики в селекции растений.

23. Современные с.–х. агрегаты. Зарубежная техника. Комбинирование работ.

24. Автоматизация технологических процессов при возделывании культур.

25. Микропрепараты нового поколения. Их использование в сельском хозяйстве.

26. Новые основные удобрения с. –х. культур. Их значение, способы внесения.

27. Воспроизводство почвенного плодородия. Значение.

28. Протравливание семян. Виды протравителей и значение.

29. Гидропонная культура; состав питательных растворов, оборудование для гидропонной культуры.

30. Химические средства защиты растений. Значение.

31. Биологические средства защиты растений. Значение.

32. .Роль инновационных, информационных и консультационных организаций в распространении и использовании инноваций.

33. Методы, формы и средства.

34. Нанотехнологии в растениеводстве. Ультра – дисперсные порошки и эмульсии, препаративные формы удобрений и средств защиты растений на их основе.

35. Ресурсосберегающее земледелие. Значение. Использование.

36. Использование эффективных севооборотов, способов обработки почвы, рационального использования удобрений, выбора способа посева, мероприятий по уходу за посевами для реализации биологического потенциала растений.

37. Оптимизация фитосанитарного состояния посевов, сроков и способа уборки урожая.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы рефератов: 1. Взаимосвязь инноваций и объектов интеллектуальной собственности 2. Роль интеллектуальной собственности в развитии сельского хозяйства. 3. Охрана интеллектуальной собственности. 4. Участие государства в инновационной деятельности. 5. Инновационная политика и государственное регулирование. База тестов: 1. Что такое интеллектуальная собственность? 1. Результаты строительной деятельности и средства декорирования 2. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации 3. Результаты физической деятельности и средства унификации 2. Кто выдает патенты? 1. Патентный поверенный 2. Роспатент 3. Rotary Club 3. Часть 4 Гражданского кодекса РФ является международным соглашением, российским законодательством или литературным произведением? 1. Международным соглашением 2. Российским законодательством
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
3. Литературным произведением 4. Чем ограничено исключительное право на объект интеллектуальной собственности? 1. Деньгами и связями правообладателя 2. Способностями и смекалкой автора 3. Временем, территорией и способами использования 5. В каком случае законодательство допускает свободное использование произведения? 1. В коммерческих целях 2. В учебных и научных целях 3. Один раз можно использовать любое произведение в любых целях 6. Формула изобретения, представляемая в материалах заявки на выдачу патента предназначена для: 1. математической записи изобретения 2. для пояснения изобретения 3. определения объема правовой охраны сокращение сроков окупаемости инвестиций; 7.Что является условием поддержания патента в силе? 1. уплата ежегодных патентных пошлин 2. уплата ежемесячных патентных пошлин 3. непрерывное использование изобретения 8. В состав заявки на выдачу патента на промышленный образец среди прочего обязательно включают: 1. комплект изображений промышленного образца 2. макет промышленного образца, распечатанный на 3D принтере 3. декларацию об авторстве промышленного образца 9. Необходимыми условиями (среди прочих) для получения правовой охраны и государственной регистрации товарного знака (ТЗ) является: 1. фактическое использование ТЗ 2. способность индивидуализировать и отсутствие смешения с ранее зарегистрированными ТЗ других правообладателей 3. связь ТЗ с особыми свойствами товара 10. Что должно быть указано среди прочего в заявке на регистрацию товарного знака? 1. Изображение знака и перечень товаров 2. Автор товарного знака 3. Схожие товарные знаки 11. Исключительное право на селекционное достижение действует в течение 30 лет с момента: 1. прорастания зерна 2. созревания плода 3. регистрации селекционного достижения 12. На что распространяется исключительное право на селекционное достижение? 1. На молодых ученых-селекционеров 2. Семена растений и племенной материал животных 3. Способы селекции 13. Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) занимается среди прочего: 1. уголовным преследованием нарушителей прав на интеллектуальную собственность по всему миру 2.  торговлей интеллектуальной собственностью 3. обучением, формированием баз данных, подготовкой новых соглашений по интеллектуальной собственности, администрированием системы PCT и Мадридской системы 14. Евразийский патент охватывает территорию: 1. Европейского союза 2. только России 3. некоторых страны СНГ 15. Расширенная формы инновационного процесса характеризуется: 1. создание и использование новшеств происходит внутри одного предприятия, при этом они не становятся товаром 2. новшество выступает как объект купли-продажи 3. монополия первоначального производителя новшества нарушается, у него появляются конкуренты 16. Экономические показатели эффективности инновационной деятельности: 1. сокращение сроков окупаемости инвестиций; 2. увеличение доли инновационных технологий и продуктов; 3. рост доли экологически безопасных технологических процессов
 
Оснащенность
 
17. Научно-технические показатели эффективности инновационной деятельности: 1. снижение материало-, энерго- и ресурсоемкости продукции; повышение производительности труда; 2. совершенствование организации производства и труда 3. сокращение объема отходов и вовлечение их в переработку 18. Социальные показатели эффективности инновационной деятельности: 1. рост доходов работников инновационных организаций 2. количество зарегистрированных и используемых авторских свидетельств; 3. сокращение сроков разработки, применения и распространения инноваций
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Рожкова М. А.
Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты: учебное пособие
М.: Проспект, 2015
Электронный ресурс
 
Л1.2
Ларионов И. К., Ларионова И. К., Гуреевой М. А., Овчинникова В. В.
Защита интеллектуальной собственности: учебник
М.: Дашков и К, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Суханов А. В.
Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие
Ростов-на-Дону: РГУПС, 2021
Электронный ресурс
 
Л2.2
Тюгашев А. А.
Интеллектуальные системы: учебное пособие
Самара: СамГУПС, 2020
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
официальный сайт ФИПС («Роспатент»)
 
Э2
AGRO-PROM.RU – информационный портал по сельскому хозяйству и аграрной науке
 
Э3
Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ)
 
Э4
Сайт государственной комиссии по сортоиспытанию и охране селекционных достижений
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
ОС Windows 8
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
113
Учебная аудитория
Моноблок 21,5 ASUS Vivo 222FBK-BAO11Mi51021U/8192Mb/256SSDGb\MX110(2048Mb) ( 23шт ), МФУ Kyocera EcosysM2235 DN (1102VS3RUO) A4 Duplex Net белый  (1 шт), интерактивная панель TeachTouch TT40-55U 4.0 55 UHD 20 касаний  (1 шт.), проектор BENG MX560 DLP 4000Lm (1024x768) 2000  (1 шт.), А4 Стол письменный на металлокаркасе GUATTRO 80*70*75 вишня скандинавия /антрацит  (23 шт.), кресло  Оператора ( 23 шт.), экран CACTUS 175*200 см, SilverMotoExpert настенно –потолочный темно-серый (моторизованный привод) (1 шт.), АКК 49Н022 Мод. Шкафа –витрины 3 ур (3 шт.), шкаф телекоммуникационный настенный Lanmaster Pro TWST – CDWPG – 9U-6X6-GY (9U, 600*600, дверца стекло, замок, серый (1 шт.), белая лаковая  маркерная доска
Пр
 
114
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, интерактивная доска,  моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core) и учебно-наглядные пособия,  столы ученические (8 шт.), стулья (16 шт.), шкафы со специальным оборудованием (микроскопы, весы, коллекции вредителей, гербарии болезней,  муляжи, коллекция пестицидов, фиксированный материал болезней с.-х. культур, лабораторная химическая посуда)
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями практические занятия, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Интеллектуальная собственность и технологические инновации» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности патентного права и технологических инноваций. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

 
Оснащенность
 
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Интеллектуальная собственность и технологические инновации», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Интеллектуальная собственность и технологические инновации» следует усвоить:

- основы патентного права;

- правовую охрану авторского права;

- технологические инновации;

- направления и механизмы развития инновационной деятельности.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________