(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Эволюция стратегического менеджмента (этапы развития стратегического менеджмента)
3. Понятие стратегии. Элементы стратегии развития организации АПК.
4. «Видение» как элемент стратегического развития организации. Способы формулировки видения
5. Миссия как элемент стратегического развития организации. Основные элементы и отличительные особенности миссии
6. Цели организации и их классификация
7. Методы построения системы целей и определения их приоритетности
8. Классификация целей организации и их свойства
9. Стратегические и финансовые цели. Сходство и различия
10. Основные направления и виды стратегического анализа внутренней среды компании
11. Анализ цепочки создания ценности
12. Ключевые факторы успеха (КФУ)
13. АВС – анализ как метод определения (КФУ)
14. Портфельный анализ как способ оценки внутренней среды организации
15. Метод стратегических матриц
16. Матрица БКГ: способы применения и методы ее построения
17. Структура сбалансированного товарного портфеля
18. Стратегический анализ среды фирмы
19. SWOT-метод как инструмент стратегического анализа фирмы
20. Анализ макросреды фирмы
21. (PEST-анализ) факторов макросреды фирмы
22. (STEP – анализ) пошаговый анализ макросреды фирмы
23. Анализ внешней микросреды фирмы
24. Отраслевой анализ: назначение и методы проведения
25. Исследование рынка и потребителей
26. Выбор показателей конкурентоспособности и методов ее оценки
27. Конкурентоспособность продукта, маркетинговой деятельности и организации в целом
28. Выбор мер по повышению конкурентоспособности
29. Модель пяти факторов конкуренции М. Портера: назначение и способы использования в стратегическом менеджменте
30. Фактор неопределенности и риски при выборе стратегических альтернатив
31. Роль экспертных методов социологических исследований при обосновании стратегических решений
32. Базовые (эталонные) стратегии
33. Конкурентные стратегии
34. Стратегия лидерства за счет экономии на издержках
35. Стратегия дифференциации
36. Стратегия фокусирования
37. Стратегия обновления продукции
38. Планирование как основная функция стратегического менеджмента на предприятиях АПК.
39. Правила и способы планирования на предприятиях АПК.
40. Стратегическое и тактическое планирование на предприятиях АПК.
41. Реализация стратегии и сводные планы
42. Назначение бизнес-плана
43. Структура и содержание бизнес-плана
44. Стратегические союзы и совместные предприятия как стратегия бизнес – планирования
45. Горизонтальная и вертикальная интеграция как разновидность стратегии – бизнес – планирования
46. Инсорсинг и аутсорсинг как разновидности стратегии бизнес – планирования
47. Слияния и поглощения компаний
48. Стратегии защиты от недружественных поглощений
49. Признаки и формы государственно-частного партнерства
50. Взаимодействие «Бизнес – власть – общество» в структуре создания потребительской ценности
52. Соглашения о разделе продукции как способ интеграции в условиях государственного партнерства
53. Структура и принципы системы сбалансированных показателей (ССП) в стратегическом менеджменте
54. Проекции сбалансированной системы показателей в стратегическом менеджменте
55. Особенности применения системы сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте
56. Организационные аспекты стратегического менеджмента на предприятиях АПК.
1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесса осмысления
2. Школа планирования: формирование стратегии как формального процесса
3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитического процесса
4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесса предвидения
5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментального процесса
6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающегося процесса
7. Школа власти: формирование стратегии как процесса ведения переговоров
8. Школа власти: формирование стратегии как процесса ведения переговоров
9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивного процесса
10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесса трансформации
11. Роль и значение системы SMART в процессе формирования целей организации
12. Базовые стратегии роста организации. Их классификация и сферы применения
13. Деловые стратегии достижения конкурентных преимуществ. Их классификация и сферы применения
14. Стратегии поведения в конкурентной среде. Их классификация и сферы применения
15. Функциональные стратегии. Их классификация и сферы применения
16. Стратегии стадии жизненного цикла отрасли. Их классификация и сферы применения
17. Продуктово-маркетинговая стратегия
18. Стратегия управления персоналом
19. Производственная стратегия
20. Финансовая стратегия
21. Стратегия внешнеэкономической деятельности
22. Экономические кластеры как одно из направления стратегического управления
23. Информационное обеспечение и анализа среды организации
24. Система оценки методов стратегического анализа FAROUT
25. GAP-анализ цели и стратегии
26. Показатели эффективности деятельности организации
27. Анализ денежных потоков и прибыли
28 Доходный, рыночный и затратный подходы анализа и оценки стоимости фирмы
29. PEST – анализ макроокружения фирмы
30. Методы анализа микросреды
31. Модель конкурентных сил Портера
32. Конкурентная позиция фирмы
33. Ключевые факторы успеха отрасли (КФУ)
34. Карты стратегических групп в отрасли
35. Виды SWOT– анализа
36. SРACE – анализ
37. Стратегическая сегментация и стратегии организации
38. Матрица Бостонской консультационной группы
39. Матрица портфельного анализа GE/McKincey
40. Матрица «Товар – рынок» Игоря Ансоффа
41. Анализ воздействия рыночной стратегии на прибыль (Проект PIMS)
42. Матрицафирмы «Arthur D. Little» (ADL)
43. Модели максимизации прибыли и ее приращения
44. Модели максимизации продаж и ее роста
45. Модель максимизации добавленной стоимости
46. Модели управленческого поведения
47. Сбалансированная система показателей
48. Риски в стратегическом управлении и их анализ
49. Методы оценки и управления стратегическим риском
50. Стратегические решения в условиях неопределенности
51. Стратегические альтернативы: процесс разработки и выбора
52. Методические подходы к формированию и оценке альтернатив
Примерные темы эссе
2. Риски макроэкономики, их взаимодействие и взаимовлияние.
3. Стратегии по предотвращению кризисов: изоляция, страхование, натуральное хозяйство, адаптивное управление и т.д.
4. Определение оптимального периода инвестиций на стратегическом жизненном цикле производства.
5. Бифуркационные процессы в экономике и их использование в стратегическом управлении.
6. Разработка универсального показателя оценки стратегической позиции организации.
7. Формирование механизма самоорганизации в стратегическом управлении институциональными структурами.
8. Методы снижения неопределенности при принятии стратегических решений с помощью теории нечетких множеств.
9. Возможности интуиции при принятии стратегических решений.
10. Стратегия кооперационного взаимодействия в регионе и ее возможности.
11. Критерии разработки стратегии развития культуры и национального самосознания в государстве.
12. Построение уравнений кривых жизненного цикла стратегий для анализа и прогнозирования.
13. Разработка универсальных сетевых моделей для стратегического планирования: пространственных, многоцелевых, динамических по целям и ресурсам, адаптивных к ситуациям, учитывающих риски.
14. Стратегическое планирование с учетом прогноза момента реализации риска и возможностей его упреждения.
15. Стратегическое прогнозирование разрушительных процессов в экономике на основе теории катастроф.
16. Определение оптимального стратегического периода развития.
17. Классификация методов стратегического менеджмента, их сущность и применение.
18. Состояние и развитие автоматизированных методов принятия стратегических решений.
19. Применимость различных математических методов в стратегическом управлении.
20. Разработка стратегии развития молодежной политики в России.
21. Возможные пути развития производства в России при отсутствии форс-мажорных обстоятельств.
22. Обзор и классификация фантастических прогнозов развития цивилизации на Земле в XXI в.
Система знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции.Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления.Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК» следует усвоить:
- основные принципы и методы стратегического управления и планирования;
- связующие процессы в организации и основные школы и направления в управленческой науке;
- методы и модели принятия решений в управлении деятельностью организации.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году