2024-2025_35_04_04_24-1 Агрономия_plx_Стратегический менеджмент на предприятиях АПК
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.06
Стратегический менеджмент на предприятиях АПК
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
8 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
Практические
28
28
28
28
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
56
56
56
56
Кoнтактная рабoта
56
56
56
56
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Зайцева Н.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Стратегический менеджмент на предприятиях АПК" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студента базовых теоретических знаний и основных практических навыков в области стратегического управления предприятиями АПК в условиях нестабильной внешней среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Математическое моделирование анализ данных в агрономии
2.1.2
Основы коммерциализации технологических достижений
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.1 Способен видеть образ результата деятельности и планировать последовательность шагов для достижения данного результата
 
 
 
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения
 
 
 
УК-2.3 Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
 
 
 
УК-2.4 Представляет публично результаты проекта (или отдельных его этапов) в форме отчетов, статей, выступлений на научно-практических семинарах и конференциях
 
 
 
УК-2.5 Предлагает возможные пути (алгоритмы) внедрения в практику результатов проекта (или осуществляет его внедрение)
 
 
 
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.1 Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели
 
 
 
УК-3.2 Учитывает в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий
 
 
 
УК-3.3 Обладает навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон
 
 
 
УК-3.4 Предвидит результаты (последствия) как личных, так и коллективных действий
 
 
 
УК-3.5 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений
 
 
 
ОПК-5. Способен осуществлять технико-экономическое обоснование проектов в профессиональной деятельности;
 
ОПК-5.1 Владеет методами экономического анализа и учета показателей проекта в агрономии
 
 
 
ОПК-5.2 Анализирует основные производственно-экономические показатели проекта в агрономии
 
 
 
ОПК-5.3 Разрабатывает предложения по повышению эффективности проекта в агрономии
 
 
 
ОПК-6. Способен управлять коллективами и организовывать процессы производства.
 
ОПК-6.1 Умеет работать с информационными системами и базами данных по вопросам управления персоналом
 
 
 
ОПК-6.2 Определяет задачи персонала структурного подразделения, исходя из целей и стратегии организации
 
 
 
ОПК-6.3 Применяет методы управления межличностными отношениями, формирования команд, развития лидерства и исполнительности, выявления талантов, определения удовлетворенности работой
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы стратегического управления и планирования деятельности предприятия АПК для достижения определенного результата.
3.1.2
основы организации и координирования работы участников проекта с целью конструктивного преодоления возникающих разногласий и конфликтов.
3.1.3
методы экономического анализа и учет показателей проекта в агрономии.
3.1.4
цели и стратегические задачи организации сферы АПК.
3.1.5
методические подходы по управлению персоналом организации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать деятельность предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды.
 
Оснащенность
 
3.2.2
создавать условиях комфортной среды для участников проектной работы; обеспечить работу команды необходимыми для реализации проекта необходимыми ресурсами.
3.2.3
применять методические подходы по управлению персоналом организации в практической деятельности.
3.2.4
работать с информационными системами и базами данных по вопросам управления персоналом на предприятиях АПК.
3.2.5
предвидеть результаты или последствия в результате определенных личных и коллективных действий по достижению поставленных целей.
3.2.6
проводить анализ проекта на предприятии АПК, на основе которого осуществлять разработку рекомендаций по повышению его эффективности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
планирования деятельности для достижения данного результата.
3.3.2
организационной работы участников проекта; навыками преодоления возникающих разногласий и конфликтов внутри команды.
3.3.3
работы с персоналом по формированию команды, развитию лидерства и повышения исполнительской дисциплины, выявлению талантов и определения уровня удовлетворенностью работой.
3.3.4
аналитической работы, являющихся основой для разработки предложений по повышению эффективности проектной деятельности на предприятиях АПК.
3.3.5
организационной работы по разработке стратегии предприятия для достижения поставленной цели.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Введение в стратегический менеджмент /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Введение в стратегический менеджмент /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Стратегический анализ внутренней среды предприятий АПК /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Стратегический анализ внутренней среды предприятий АПК /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
2
кейс-метод
0
 
Стратегический анализ среды предприятий АПК /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Стратегический анализ среды предприятий АПК /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
2
деловая игра
0
 
Виды стратегий на предприятиях АПК /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Виды стратегий на предприятиях АПК /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Стратегическое планирование на предприятиях АПК /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Стратегическое планирование на предприятиях АПК /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
2
деловая игра
0
 
Разработка стратегии, миссии и целей развития предприятия АПК /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Разработка стратегии, миссии и целей развития предприятия АПК /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Управление взаимодействием власти и бизнеса /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Оснащенность
 
Управление взаимодействием власти и бизнеса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
Стратегический анализ внутренней среды предприятий АПК /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
проверка домашнего задания
0
 
Стратегический анализ среды предприятия АПК /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
проверка домашнего задания
0
 
Оснащенность
 
Виды стратегий на предприятии АПК /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
проверка домашнего задания
0
 
Стратегическое планирование на предприятиях АПК /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

10
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
проверка домашнего задания
0
 
Разработка стратегии, миссии и целей развития предприятия АПК /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
проверка домашнего задания
0
 
Управление взаимодействием власти и бизнеса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
проверка домашнего задания
0
 
Система сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

7
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
проверка домашнего задания
0
 
Оснащенность
 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Назначение и сущность стратегического менеджмента на предприятиях АПК.

2. Эволюция стратегического менеджмента (этапы развития стратегического менеджмента)

3. Понятие стратегии. Элементы стратегии развития организации АПК.

4. «Видение» как элемент стратегического развития организации. Способы формулировки видения

5. Миссия как элемент стратегического развития организации. Основные элементы и отличительные особенности миссии

6. Цели организации и их классификация

7. Методы построения системы целей и определения их приоритетности

8. Классификация целей организации и их свойства

9. Стратегические и финансовые цели. Сходство и различия

10. Основные направления и виды стратегического анализа внутренней среды компании

11. Анализ цепочки создания ценности

12. Ключевые факторы успеха (КФУ)

13. АВС – анализ как метод определения (КФУ)

14. Портфельный анализ как способ оценки внутренней среды организации

15. Метод стратегических матриц

16. Матрица БКГ: способы применения и методы ее построения

17. Структура сбалансированного товарного портфеля

18. Стратегический анализ среды фирмы

19. SWOT-метод как инструмент стратегического анализа фирмы

20. Анализ макросреды фирмы

21. (PEST-анализ) факторов макросреды фирмы

22. (STEP – анализ) пошаговый анализ макросреды фирмы

23. Анализ внешней микросреды фирмы

24. Отраслевой анализ: назначение и методы проведения

25. Исследование рынка и потребителей

26. Выбор показателей конкурентоспособности и методов ее оценки

27. Конкурентоспособность продукта, маркетинговой деятельности и организации в целом

28. Выбор мер по повышению конкурентоспособности

29. Модель пяти факторов конкуренции М. Портера: назначение и способы использования в стратегическом менеджменте

30. Фактор неопределенности и риски при выборе стратегических альтернатив

31. Роль экспертных методов социологических исследований при обосновании стратегических решений

32. Базовые (эталонные) стратегии

33. Конкурентные стратегии

34. Стратегия лидерства за счет экономии на издержках

35. Стратегия дифференциации

36. Стратегия фокусирования

37. Стратегия обновления продукции

38. Планирование как основная функция стратегического менеджмента на предприятиях АПК.

39. Правила и способы планирования на предприятиях АПК.

40. Стратегическое и тактическое планирование на предприятиях АПК.

41. Реализация стратегии и сводные планы

42. Назначение бизнес-плана

43. Структура и содержание бизнес-плана

44. Стратегические союзы и совместные предприятия как стратегия бизнес – планирования

45. Горизонтальная и вертикальная интеграция как разновидность стратегии – бизнес – планирования

46. Инсорсинг и аутсорсинг как разновидности стратегии бизнес – планирования

47. Слияния и поглощения компаний

48. Стратегии защиты от недружественных поглощений

49. Признаки и формы государственно-частного партнерства

50. Взаимодействие  «Бизнес – власть – общество»  в структуре создания потребительской ценности

 
Оснащенность
 
51. Механизмы реализации государственно-частного партнерства

52. Соглашения о разделе продукции как способ интеграции в условиях государственного партнерства

53. Структура и принципы системы сбалансированных показателей (ССП) в стратегическом менеджменте

54. Проекции сбалансированной системы показателей в стратегическом менеджменте

55. Особенности применения системы сбалансированных показателей в стратегическом менеджменте

56. Организационные аспекты стратегического менеджмента на предприятиях АПК.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрен
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Темы докладов

1. Школа  дизайна:  формирование  стратегии  как  процесса осмысления

2.  Школа  планирования:  формирование  стратегии  как формального процесса

3. Школа  позиционирования:  формирование  стратегии  как аналитического  процесса

4. Школа  предпринимательства:  формирование  стратегии  как процесса предвидения

5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментального процесса

6. Школа  обучения:  формирование  стратегии  как развивающегося  процесса

7. Школа власти: формирование стратегии как процесса ведения переговоров

8. Школа власти: формирование стратегии как процесса ведения переговоров

9. Школа  внешней  среды:  формирование  стратегии  как реактивного  процесса

10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесса трансформации

11. Роль и значение системы SMART в процессе формирования целей организации

12. Базовые стратегии роста организации. Их классификация и сферы применения

13. Деловые стратегии достижения конкурентных преимуществ. Их классификация и сферы применения

14. Стратегии поведения в конкурентной среде. Их классификация и сферы применения

15. Функциональные стратегии. Их классификация и сферы применения

16. Стратегии стадии жизненного цикла отрасли. Их классификация и сферы применения

17. Продуктово-маркетинговая стратегия

18. Стратегия управления персоналом

19. Производственная стратегия

20. Финансовая стратегия

21. Стратегия внешнеэкономической деятельности

22. Экономические кластеры как одно из направления стратегического управления

23. Информационное обеспечение и анализа среды организации

24. Система оценки методов стратегического  анализа FAROUT

25. GAP-анализ цели и стратегии

26. Показатели эффективности деятельности организации

27. Анализ денежных потоков и прибыли

28 Доходный, рыночный и затратный подходы анализа  и оценки стоимости фирмы

29. PEST – анализ макроокружения фирмы

30. Методы анализа микросреды

31. Модель конкурентных сил Портера

32. Конкурентная позиция фирмы

33. Ключевые факторы успеха отрасли (КФУ)

34. Карты стратегических групп в отрасли

35. Виды  SWOT–  анализа

36. SРACE – анализ

37. Стратегическая сегментация  и стратегии организации

38. Матрица Бостонской консультационной группы

39. Матрица портфельного анализа GE/McKincey

40. Матрица «Товар – рынок» Игоря Ансоффа

41. Анализ воздействия рыночной стратегии на прибыль (Проект PIMS)

42. Матрицафирмы «Arthur D. Little» (ADL)

43. Модели максимизации прибыли и ее приращения

44. Модели максимизации продаж и ее роста

45. Модель максимизации добавленной стоимости

46. Модели управленческого поведения

47. Сбалансированная система показателей

48. Риски в стратегическом управлении и их анализ

49. Методы оценки и управления стратегическим риском

50. Стратегические решения в условиях неопределенности

51. Стратегические альтернативы: процесс разработки и выбора

52. Методические подходы к формированию и оценке альтернатив

Примерные темы эссе

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
1. Резонансные и синергетические процессы в экономике и факторы, их обусловливающие.

2. Риски макроэкономики, их взаимодействие и взаимовлияние.

3. Стратегии по предотвращению кризисов: изоляция, страхование, натуральное хозяйство, адаптивное управление и т.д.

4.  Определение  оптимального  периода  инвестиций  на  стратегическом жизненном цикле производства.

5.  Бифуркационные  процессы  в  экономике  и  их  использование  в стратегическом управлении.

6. Разработка универсального показателя оценки стратегической позиции организации.

7.  Формирование  механизма  самоорганизации  в  стратегическом управлении институциональными структурами.

8.  Методы  снижения  неопределенности  при  принятии  стратегических решений с помощью теории нечетких множеств.

9. Возможности интуиции при принятии стратегических решений.

10.  Стратегия  кооперационного  взаимодействия  в  регионе  и  ее  возможности.

11. Критерии разработки стратегии развития культуры и национального самосознания в государстве.

12.  Построение  уравнений  кривых  жизненного  цикла  стратегий  для анализа и прогнозирования.

13. Разработка универсальных сетевых моделей для стратегического планирования:  пространственных,  многоцелевых,  динамических  по целям и ресурсам, адаптивных к ситуациям, учитывающих риски.

14. Стратегическое планирование с учетом прогноза момента реализации риска и возможностей его упреждения.

15.  Стратегическое  прогнозирование  разрушительных  процессов  в экономике на основе теории катастроф.

16. Определение оптимального стратегического периода развития.

17.  Классификация  методов  стратегического  менеджмента,  их  сущность и применение.

18.  Состояние  и  развитие  автоматизированных  методов  принятия стратегических решений.

19. Применимость различных математических методов в стратегическом управлении.

20. Разработка стратегии развития молодежной политики в России.

21. Возможные пути развития производства в России при отсутствии форс-мажорных обстоятельств.

22. Обзор и классификация фантастических прогнозов развития цивилизации на Земле в XXI в.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Михненко П. А.
Стратегический менеджмент: учебник
, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Нехланова А. М., Туманова М. Б.
Стратегический менеджмент в АПК: учебное пособие
М.: КолосС, 2012
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Петров А. Н.
Стратегический менеджмент: учебник
СПб.: Питер, 2010
6
 
Л2.2
Нехланова А. М., Туманова М. Б.
Стратегический менеджмент в АПК: учебное пособие
М.: КолосС, 2012
0
 
Л2.3
Тебекин А. В.
Стратегический менеджмент: учебник
М.: Юрайт, 2012
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
BusinessStudio 4.0
6.3.1.5
MapInfo
6.3.1.6
Access 2016
6.3.1.7
Project 2016
6.3.1.8
Visio 2016
6.3.1.9
VisualStudio 2015
6.3.1.10
Office 2007 Suites
6.3.1.11
MozillaFirefox
6.3.1.12
MozillaThinderbird
6.3.1.13
GIMP
6.3.1.14
7-Zip
 
Оснащенность
 
6.3.1.15
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.16
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.17
OfficeStandard 2010
6.3.1.18
OfficeStandard 2013
6.3.1.19
LibreOffice
6.3.1.20
ОС Windows Vista
6.3.1.21
ОС Windows 7
6.3.1.22
ОС Windows 8
6.3.1.23
ОС Windows 10
6.3.1.24
Ubuntu (Mint)
6.3.1.25
Project Expert 7 Holding
6.3.1.26
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции.Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления.Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Стратегический менеджмент на предприятиях АПК» следует усвоить:

- основные принципы и методы стратегического управления и планирования;

- связующие процессы в организации и основные школы и направления в управленческой науке;

-  методы и модели принятия решений в управлении деятельностью организации.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________