(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Значение сорта, его функции.
3. Исходный материал, его классификация.
4. Основные способы получения исходного материала для селекционного процесса.
5. Сущность теории Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Ее значение для селекции.
6. Значение для селекции закона гомологических рядов в наследственной изменчивости признаков Н.И. Вавилова.
7. Задачи ВНИИ растениеводства, задачи национального хранилища мирового генофонда.
8. Главные стратегические направления селекции.
9. Основные требования к сортам.
10. Что такое модель сорта, трудности построения модели сорта.
11. В чем различие понятий: «модель сорта», «идеатип», «идеал сорта»?
12. Основные принципы подбора пар для скрещивания.
13. Основные типы скрещиваний, используемые в селекции.
14. Какие способы кастрации и опыления используют при гибридизации у разных культур?
15. Что такое отдаленная гибридизация? Каковы ее задачи?
16. На какие группы подразделяются отдаленные скрещивания?
17. Трудности, возникающие при отдаленной гибридизации.
18. Причины нескрещиваемости далеких видов. Методы ее преодолеть.
19. Каковы причины стерильности отдаленных гибридов F1. Какими методами она преодолевается?
20. Какими методами преодолевают невсхожесть гибридных семян?
21. В чем преимущества мутационной селекции?
22. Что такое мутагены? Приведите примеры высокоэффективных химических мутагенов.
23. Охарактеризуйте особенности получения и отбора мутантов у самоопыляющихся культур.
24. Каковы особенности получения мутантов перекрестноопыляющихся и вегетативно размножающихся культур?
25. Назовите основные достижения мутационной селекции.
26. Что такое автополиплоиды? Их положительные и отрицательные свойства.
27. Перечислите требования к объектам полиплоидии.
28. Какие методы получения полиплоидов разработаны?.
29. Каким методом получают триплоидные гетерозисные гибриды сахарной свеклы?
30. В чем значение гаплоидии? Какие методы индуцирования гаплоидов применяют в селекции?
31. Что такое аналитическая селекция?
32. В чем суть массового отбора? Его преимущества и недостатки.
33. Что такое индивидуальный отбор? Его преимущества перед массовым отбором.
34. Что такое многолинейные сорта? Для чего их создают?
35. Особенности отбора в гибридных популяциях самоопылителей.
36. Методы педигри, пересева и их модификации.
37. Особенности отбора у перекрестноопыляющихся культур.
38. Методы половинок, семейно-группового и индивидуально-семейного отборов.
39. Метод клонового отбора.
40. Классификация методов оценки селекционного материала?
41. Особенности применения методов оценок признаков для разных этапов селекционного процесса.
42. Оценка продолжительности вегетационного периода. Особенности селекции на скороспелость.
43. Особенности оценки зимостойкости, засухоустойчивости.
44. Методы оценки приспособленности к механизированному возделыванию.
45. Особенности оценки селекционного материала на устойчивость к болезням и вредителям.
46. Как проводится оценка урожайности?
47. Как проводится оценка мукомольно-хлебопекарных качеств у мягкой пшеницы?
48. Перечислите приемы ускорения селекции на различных ее этапах.
49. Назовите основные виды селекционных посевов.
50. Звенья селекционного процесса у самоопылителей.
51. Особенности селекционного процесса у перекрестно опыляющихся и вегетативно размножающихся растений.
52. Что является предметом и объектом семеноводства как науки? Какие основные задачи решаются в семеноводстве?
53. Особенности организации семеноводства различных групп сельскохозяйственных культур.
54. Причины ухудшения качества сортов и меры борьбы с ним.
55. Основные требования к семенам согласно ГОСТу. В чем отличие семенного зерна от товарного и фуражного?
56. Порядок проведения сертификации семян.
58. Коэффициент размножения, пути его повышения.
59. Процесс выращивания семян элиты у зерновых, зернобобовых и крупяных культур методами массового и индивидуально-семейного отбора.
60. Особенности рынка семян в России. Сильные и слабые стороны селекционно-семеноводческой отрасли в России.
1. Основоположники отечественной селекции и выдающиеся отечественные селекционеры.
2.Теоретические основы селекции растений.
3. Основные направления и достижения отечественной селекции по созданию новых сортов с.-х. культур.
4. Современное состояние и перспективы развития семеноводства в стране.
5. Пути улучшения состояния семеноводства для конкретного хозяйства.
Система знаний по дисциплине «Селекция и семеноводство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности методов селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Селекция и семеноводство», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Селекция и семеноводство» следует усвоить:
- основные методы селекции;
- схему и методику селекционного процесса, проведения наблюдений, оценок и учетов;
- схему производства семян элиты.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году