2024-2025_35_04_04_24-1 Агрономия_plx_Методика оценки показателей плодородия почвы
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.09
Методика оценки показателей плодородия почвы
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
18
18
18
18
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
д-р биол. наук, проф., Васильев О.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Методика оценки показателей плодородия почвы" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
приобретение студентами знаний по оценке биологических агрохимических, агрофизических показателей плодородия почвы, а также знаний методик анализа, анализа и контроля эффективности над принятыми ранее управленческими решениями в области земледелия и землеустроительной деятельности. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биометрия сельскохозяйственных культур
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-7. Способен разрабатывать методики проведения экспериментов, осваивать новые методы исследования
 
ПК-7.1 Разрабатывает методики проведения экспериментов
 
 
 
ПК-7.2 Осваивает новые методы исследования
 
 
 
ПК-8. Способен осуществить организацию, проведение и анализ результатов экспериментов (полевых опытов)
 
ПК-8.1 Осуществляет организацию, проведение и анализ результатов экспериментов (полевых опытов)
 
 
 
ПК-8.2 Осуществляет анализ результатов экспериментов (полевых опытов)
 
 
 
ПК-22. Способен разработать систему мероприятий по управлению почвенным плодородием с целью его повышения (сохранения)
 
ПК-22.1 Планирует систему мероприятий по управлению почвенным плодородием с целью его повышения (сохранения)
 
 
 
ПК-22.2 Разрабатывает систему мероприятий по управлению почвенным плодородием с целью его повышения (сохранения)
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методы определения агрохимических, биологических и агрофизических свойств;
3.1.2
- агрохимические и физические особенности почв и почвообразующих пород;
3.1.3
- основные агротехнические мероприятия по окультуриванию почв;
3.1.4
- эффективные технологии производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв различных агроландшафтов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- определять и оценивать агрохимические, биологические и агрофизические свойства почвы;
3.2.2
- давать рекомендации по сельскохозяйственному использованию и окультуриванию почв;
3.2.3
- использовать современные методы анализов использовать инновационные процессы в агропромышленном комплексе. 
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- отбора почвенных проб и их химического анализа;
3.3.2
- составления картограмм в конкретных условиях хозяйства;
3.3.3
- составлять рекомендации на основе результатов исследований.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Строение почвенного профиля и агрохимические, биологические, агрофизические факторы в плодородии почв

 
Строение почвенного профиля и агрохимические, биологические, агрофизические факторы в плодородии почв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
2
Проблемная лекция.
0
 
Оснащенность
 
Типы почвенного профиля. Подвижность химических элементов в почве. Определение окислительно-восстановительного потенциала и рН почвы. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Строение почвенного профиля и агрохимические, биологические, агрофизические факторы в плодородии почв. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Гранулометрический состав почв и методы его определения. Оценка структурного состояния почв. Потенциал почвенной влаги

 
Гранулометрический состав почв и методы его определения. Оценка структурного состояния почв. Потенциал почвенной влаги. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Методы определения гранулометрического состава, анализ полевым методом, полный и сокращенный анализы методом пипетки. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
2
Работа в малых группах.
0
 
Гранулометрический состав почв и методы его определения. Оценка структурного состояния почв. Потенциал почвенной влаги. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Отбор почвенных проб. Методы определения гумуса и подвижных элементов питания растений в различных почвенных зонах

 
Отбор почвенных проб. Методы определения гумуса и подвижных элементов питания растений в различных почвенных зонах. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Определение потенциалов почвенной влаги. Отбор почвенных проб. Методы определения гумуса и подвижных элементов питания растений /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
2
Работа в малых группах.
0
 
Отбор почвенных проб. Методы определения гумуса и подвижных элементов питания растений в различных почвенных зонах. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 4. Агрохимические картограммы, их использование

 
Агрохимические картограммы, их использование. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
2
Проблемная лекция.
0
 
Агрохимические картограммы, их использование. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 5. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения оценке плодородия почв

 
Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения оценке плодородия почв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения оценке плодородия почв. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 6. Биологические свойства почв, методы определения и оценка результатов

 
Биологические свойства почв, методы определения и оценка результатов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Определение твердости, плотности твердой фазы, плотности сложения почв, порозности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 7. Тяжелые металлы, микроэлементы. Методы диагностики их содержания в почве и растениях. ПДК содержания в почве

 
Тяжелые металлы, микроэлементы. Методы диагностики их содержания в почве и растениях. ПДК содержания в почве. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Тяжелые металлы, микроэлементы. Методы диагностики их содержания в почве и растениях.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
2
Работа в малых группах.
0
 
Тяжелые металлы, микроэлементы. Методы диагностики их содержания в почве и растениях. ПДК содержания в почве. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 8. Загрязнение и порча почв. Радиоактивность почв, методы оценки

 
Загрязнение и порча почв. Радиоактивность почв, методы оценки. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Загрязнение и порча почв. Радиоактивность почв, методы оценки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 9. Разработка проектов рекультивации почв

 
Оснащенность
 
Разработка проектов рекультивации почв. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Разработка проектов рекультивации почв. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
Разработка проектов рекультивации почв. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

6
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 10. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-22.1 ПК-22.2
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.История развития науки агропочвоведения и ее современное состояние.

2. Глинистые минералы группы каолинита, монтмориллонита, гидрослюд, группы полуторных оксидов. Их химические свойства, агрономическое значение.

3. Некорневое питание растений е растений отдельными элементами. Эффективность некорневой подкормки.

4. Потенциальные и эффективные запасы элементов питания в различных почвах.

5. Содержание химических элементов в породах и в почвах. Формы соединений главнейших химических элементов в почве.

6. Влияние агрофизических свойств почв на проявление функциональных заболеваний культур. Требования отдельных культур к химическому составу почв.

7. Радиоактивные свойства почв. Естественная и искусственная радиоактивность. Мероприятия по борьбе с повышенной радиоактивностью.

8. Гранулометрический состав почв. Классификация почв по гранулометрическому составу. Влияние гранулометрического и минералогического состава почв и их плодородие.

9. Агроэкологическая оценка гранулометрического состава почв. Полевой и лабораторный методы определения гранулометрического состава.

10. Гумус как динамическая система органических веществ в почве. Основные компоненты системы – гуминовые кислоты и фульвокислоты и их свойства.

11. Агрономическая оценка гумусового состояния почв. Причины снижения содержания гумуса в почвах. Пути регулирования состояния органического вещества почв.

12. Роль удобрений в повышении эффективного плодородия почвы.

13. Содержание и формы фосфора в почве. Доступность для растений.

14. Физико-химические свойства почв. Почвенный поглощающий комплекс (ППК). Закономерности поглощения катионов и анионов.

15. Почвенная кислотность и щелочность, их формы, происхождение и агрономическое значение. Буферность почвы.

16. Мероприятия по регулированию состава обменных катионов, реакций почвы. Решение проблемных ситуаций при интенсивной химизации почв, загрязнения почв ядохимикатами и тяжелыми металлами.

17. Понятие о структурности  и структуре почвы. Виды структуры почвы.

18. Агрономическое значение структуры почвы. Мероприятия  по созданию и поддержанию агрономически ценной структуры почвы.

19. Общие физические свойства почв – плотность, плотность твердой фазы, порозность и ее виды.

20. Влияние гранулометрического состава, структуры, гумусового состояния и состава обменных катионов на изменение физических и физико-механических свойств почв, на рост и развитие растений и урожайность.

21. Водные свойства и водный режим почв. Категории (формы) и виды воды в почвах.

21. Виды влагоемкости. Почвенно-гидрологические константы. Влияние гранулометрического и агрегатного состава на водные свойства почв.

23. Влажность почв. Методы определения. Общий и полезный запас воды в почве. Доступность почвенной влаги растениями. Баланс воды в почве и его регулирование.

24. Виды, роль и значение диагностики в питании растений..

25. Кислотность почв. Формы. Приемы снижения кислотности почв.

26. Плодородие почвы. Виды плодородия.

 
Оснащенность
 
27. Окультуривание почв. Агрофизические, агрохимические, мелиоративные и фитомелиоративные приемы окультуривания почв.

28. Эрозия почв и ее виды. Влияние эрозии на агрохимические и агрофизические свойства почв. Мероприятия по защите почв от эрозии.

29. Физические свойства почвы в агропроизводственной группировке и бонитировке почв..

30. Использование материалов агрохимических и агрофизических исследований при землеустройстве, осушении и орошении.

31. Основная гидрофизическая характеристика почв.

32. Физико-механические свойства почвы.

33. Методы определения влажности почвы.

34. Энергетическое состояние почвенной влаги.

35. Температура почвы.

36. Водные свойства почвы.

37. Влажность почвы и методы ее измерения.

38. Плотность и порозность почвы.

39. Дисперсность почвы.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Темы рефератов

1. История развития науки агропочвоведения и ее современное состояние.

2. Глинистые минералы группы каолинита, монтмориллонита, гидрослюд, группы полуторных оксидов. Их химические свойства, агрономическое значение.

3. Некорневое питание растений е растений отдельными элементами. Эффективность некорневой подкормки.

4. Потенциальные и эффективные запасы элементов питания в различных почвах.

5. Содержание химических элементов в породах и в почвах. Формы соединений главнейших химических элементов в почве.

6. Влияние агрофизических свойств почв на проявление функциональных заболеваний культур. Требования отдельных культур к химическому составу почв.

7. Радиоактивные свойства почв. Естественная и искусственная радиоактивность. Мероприятия по борьбе с повышенной радиоактивностью.

8. Гранулометрический состав почв. Классификация почв по гранулометрическому составу. Влияние гранулометрического и минералогического состава почв и их плодородие.

9. Агроэкологическая оценка гранулометрического состава почв. Полевой и лабораторный методы определения гранулометрического состава.

10. Гумус как динамическая система органических веществ в почве. Основные компоненты системы – гуминовые кислоты и фульвокислоты и их свойства.

11. Агрономическая оценка гумусового состояния почв. Причины снижения содержания гумуса в почвах. Пути регулирования состояния органического вещества почв.

12. Роль удобрений в повышении эффективного плодородия почвы.

13. Содержание и формы фосфора в почве. Доступность для растений.

14. Физико-химические свойства почв. Почвенный поглощающий комплекс (ППК). Закономерности поглощения катионов и анионов.

15. Почвенная кислотность и щелочность, их формы, происхождение и агрономическое значение. Буферность почвы.

16. Мероприятия по регулированию состава обменных катионов, реакций почвы. Решение проблемных ситуаций при интенсивной химизации почв, загрязнения почв ядохимикатами и тяжелыми металлами.

17. Понятие о структурности  и структуре почвы. Виды структуры почвы.

18. Агрономическое значение структуры почвы. Мероприятия  по созданию и поддержанию агрономически ценной структуры почвы.

19. Общие физические свойства почв – плотность, плотность твердой фазы, порозность и ее виды.

20. Влияние гранулометрического состава, структуры, гумусового состояния и состава обменных катионов на изменение физических и физико-механических свойств почв, на рост и развитие растений и урожайность.

21. Водные свойства и водный режим почв. Категории (формы) и виды воды в почвах.

21. Виды влагоемкости. Почвенно-гидрологические константы. Влияние гранулометрического и агрегатного состава на водные свойства почв.

23. Влажность почв. Методы определения. Общий и полезный запас воды в почве. Доступность почвенной влаги растениями. Баланс воды в почве и его регулирование.

24. Виды, роль и значение диагностики в питании растений..

25. Кислотность почв. Формы. Приемы снижения кислотности почв.

26. Плодородие почвы. Виды плодородия.

27. Окультуривание почв. Агрофизические, агрохимические, мелиоративные и фитомелиоративные приемы окультуривания почв.

28. Эрозия почв и ее виды. Влияние эрозии на агрохимические и агрофизические свойства почв. Мероприятия по защите 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
почв от эрозии.

29. Физические свойства почвы в агропроизводственной группировке и бонитировке почв..

30. Использование материалов агрохимических и агрофизических исследований при землеустройстве, осушении и орошении.

31. Основная гидрофизическая характеристика почв.

32. Физико-механические свойства почвы.

33. Методы определения влажности почвы.

34. Энергетическое состояние почвенной влаги.

35. Температура почвы.

36. Водные свойства почвы.

37. Влажность почвы и методы ее измерения.

38. Плотность и порозность почвы.

39. Дисперсность почвы.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Муха В. Д., Муха Д. В., Ачкасов А. Л.
Практикум по агрономическому почвоведению: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Курбанов С. А., Магомедова Д. С.
Почвоведение с основами геологии: учебное пособие
СПб.: Лань, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Минеев В. Г.
Агрохимия: учебник
М.: Издательство МГУ, 2004
14
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Журнал «Почвоведение»
 
Э2
Журнал «Землеустройство, кадастры и мониторинг земель»
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
VisualStudio 2015
6.3.1.3
MapInfo
6.3.1.4
BusinessStudio 4.0
6.3.1.5
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.6
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
110
Учебная аудитория
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
114
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, интерактивная доска,  моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core) и учебно-наглядные пособия,  столы ученические (8 шт.), стулья (16 шт.), шкафы со специальным оборудованием (микроскопы, весы, коллекции вредителей, гербарии болезней,  муляжи, коллекция пестицидов, фиксированный материал болезней с.-х. культур, лабораторная химическая посуда)
Лек
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Методика оценки показателей плодородия почв» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий.

Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентам необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются методики определения агрофизических свойств почв, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) на-до уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, а также осваиваются методики определения агрофизических свойств почвы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и методик, решение задач, на-писание докладов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________