(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
клонального микроразмножения /Лек/
2. Преимущества клонального микроразмножения растений по сравнению с традиционными методами размножения.
3. Области применения клонального микроразмножения растений.
4. Когда и для каких культур был впервые разработан метод клонального микроразмножения растений.
5. Типы клонального микроразмножения.
6. Размножение растений методом активации существующих в растении меристем.
7. Размножение растений микрочеренкованием и микроклубнями.
8. Размножение растений методом индукции возникновения адвентивных побегов.
9. Получение каллусной ткани с последующей индукцией органогенеза или эмбриоидогенеза. Недостатки этого метода клонального микроразмножения.
10. Чем обусловлена генетическая изменчивость культивируемых клеток растений?
11. Способы оздоровления посадочного материала от вирусов.
12. Основные этапы клонального микроразмножения растений.
13. Изолирование и стерилизация экспланта.
14. Химический состав питательной среды на разных этапах клонального микроразмножения растений.
15. Акклиматизация микроклонов.
16. Влияние генетических факторов на клональное микроразмножение растений.
17. Какие физические факторы влияют на размножение растений in vitrо.
18. Роль фитогормонов в микроразмножении растений.
19. Условия, необходимые для микроразмножения растений.
20. Технические трудности клонального микроразмножения.
21. Витрификация и причины ее возникновения.
22. Эпигенетическая изменчивость растений, получаемых in vitro.
23. Генетическая изменчивость микроклонов.
24. Особенности размножения деревьев in vitro.
25. Реювенализация тканей древесных растений и ее роль в клональном микроразмножении древесных пород.
а) Х. Фехтинг;
б) С. Рехингер;
в) А. Молиш;
г) Г. Габерландт.
2. Растительные ткани и клетки растений могут успешно расти только при отсутствии:
а) механических включений;
б) эндогенных ферментов;
в) контаминации микроорганизмами;
г) всего выше перечисленного.
3. Способность изолированной растительной клетки перейти к выполнению программы
развития, в результате которого из культивируемой соматической клетки возникает
а) тотипотентность;
б) дифференцировка;
в) регенерация;
г) пролиферация.
4. Стерилизация растительных объектов, впервые вводимых в культуру in vitro, производится:
а) текучим паром при t=100°С;
б) насыщенным паром под давлением при t=120°С;
в) бактерицидными облучателями;
г) обработкой дезинфицирующими средствами.
5. В состав питательной среды для культивирования изолированных растительных клеток и тканей НЕ входят:
а) макро- и микроэлементы;
б) фитогормоны и витамины;
в) ферменты;
г) углеводы.
6. Дедифференциация (дедифференцировка) – это процесс:
а) приобретения клетками специализированных свойств;
б) потери специализированных свойств;
в) деления клеток;
г) увеличения объема за счет растяжения.
7. Генетической основой дедифференциации клеток является:
а) отключение программы специализации клеток и возврат в меристематическое состояние;
б) включение адаптационных программ;
в) переход клетки в состояние покоя;
г) переход клетки в цикл деления.
8. Твердые среды получают путем введения в состав:
а) сахарозы;
б) минеральных солей;
в) агар-агара;
г) ячменного крахмала.
9. Каллусные ткани получают при введении в искусственные питательные среды:
а) 2,4-Д;
б) кинетина;
в) ИУК;
г) АБК.
10. Гормоны растений не стабильны в искусственных условиях. Стабильным аналогом
ауксинов является:
а) 2,4-Д (2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота):
б) ИУК (β-индолил-3-уксусная кислота);
в) кинетин;
г) гибберелловая кислота.
11. Закономерности роста культур клеток:
а) характеризуются S-кривой;
б) описываются линейной зависимостью;
в) подчиняются логарифмической зависимости;
г) описываются одновершинной кривой.
12. Прямой органогенез из клеток экспланта стимулирует гормон:
а) 6-БАП;
б) кинетин;
в) ИУК;
г) 2,4-Д.
13. Основным преимуществом клонального микроразмножения является:
а) стабильность материала;
б) гетерозис;
в) возможность селекции новых форм растений;
г) высокий коэффициент размножения.
14. Среди тканей растений наиболее чистыми от вирусов являются:
а) боковые меристемы;
б) запасающие ткани;
в) апикальные меристемы;
г) проводящие ткани.
15. Традиционным способом клонального микроразмножения картофеля является:
а) индукция побегов в тканях экспланта;
б) органогенез в каллусных культурах;
в) эмбриогенез;
г) черенкование пробирочных растений.
16. Тип питания культуры тканей растения:
а) ауксотрофный;
в) фотоавтотрофный;
г) хемолитотрофный.
17. Для экстракции каротина из высушенной биомассы используется:
а) подсолнечное масло;
б) вазелиновое масло;
в) летучий органический растворитель;
г) раствор щелочи.
18. Для разрушения клеточной стенки растений используют фермент:
а) пектиназу;
б) целлюлазу;
в) амилазу;
г) каталазу.
19. Для культивирования растительных клеток оптимальными значениями рН среды являются:
а) 4.0 - 4.8;
б) 5.0 - 5.8;
в) 6.5 - 7.0;
г) 9.0 - 9.5.
20. Впервые успешное культивирование растительных тканей на синтетических питательных средах осуществили:
а) Роббинс и Котте;
б) Уайт и Готре;
в) Хеллер и Нич;
г) Смит и Уилмут.
21. В качестве экспланта при микроклональном размножении лучше использовать органы, содержащие:
а) паренхиму;
б) меристему;
в) проводящие пучки;
г) паренхиму с проводящими пучками.
22. Коэффициент размножения для кустарников и лиственных древесных растений составляет
а) 1000;
б) 10000;
в) 100000;
г) 1000000.
23. Из одной меристемы картофеля можно получить в год новых растений
а) 1000;
б) 10000;
в) 100000;
г) 1000000.
24. Пионером метода клонального микроразмножения является:
а) Матес;
б) Уэбстер;
в) Бутенко;
г) Морель.
25. Причиной гибели первичного растительного экспланта обычно является накопление в
тканях:
а) фенолов;
б) ауксинов;
в) цитокининов;
г) углеводов.
26. Снять апикальное доминирование можно добавляя в питательную среду
а) цитокинины;
б) ауксины;
в) абсцизовую кислоту;
г) гиббереллины.
27. Этапы клонального микроразмножения растений реализуются в порядке:
а) размножение введение экспланта в культуруадаптация к условиям средыпересадка в грунт;
б) введение экспланта в культуруадаптация к условиям средыпересадка в
грунтразмножение;
в) введение экспланта в культуруразмножениепересадка в грунтадаптация к условиям среды;
г) размножениепересадка в грунтадаптация к условиям средывведение экспланта в
культуру.
28. Генетически идентичное потомство растений, выращенное из одной клетки, называется __________.
29. Подавление роста и развития пазушных почек при наличии верхушечной меристемы
называется __________ _________.
30. Дифференциация из соматических клеток зародышеподобных структур называется
___________ ___________.
31. Аморфная масса тонкостенных паренхимных клеток, не имеющая строго определенной анатомической структуры, называется __________.
33. Оздоровление посадочного материала путем повышения температуры называется
__________.
34. Фрагмент ткани или органа, помещенный на питательную среду, называется
__________.
35. Биологически активные соединения, присутствующие в растениях в очень малых количествах, обладающие высокой физиологической активностью, вызывающие специфический ростовой или формообразовательный эффект, называются __________.
Система знаний по дисциплине «Микроклональное размножение сельскохозяйственных культур» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности применения биотехнологий. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, выполнение заданий, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы по биотехнологии, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Микроклональное размножение сельскохозяйственных культур», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Микроклональное размножение сельскохозяйственных культур» следует усвоить:
- особенности культуры in vitro ;
- особенности микроклонального размножения растений;
- особенности культуры апикальных меристем.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году