(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
клонального микроразмножения /Лек/
2. Преимущества клонального микроразмножения растений по сравнению с традиционными методами размножения.
3. Области применения клонального микроразмножения растений.
4. Когда и для каких культур был впервые разработан метод клонального микроразмножения растений.
5. Типы клонального микроразмножения.
6. Размножение растений методом активации существующих в растении меристем.
7. Размножение растений микрочеренкованием и микроклубнями.
8. Размножение растений методом индукции возникновения адвентивных побегов.
9. Получение каллусной ткани с последующей индукцией органогенеза или эмбриоидогенеза. Недостатки этого метода клонального микроразмножения.
10. Чем обусловлена генетическая изменчивость культивируемых клеток растений?
11. Способы оздоровления посадочного материала от вирусов.
12. Основные этапы клонального микроразмножения растений.
13. Изолирование и стерилизация экспланта.
14. Химический состав питательной среды на разных этапах клонального микроразмножения растений.
15. Акклиматизация микроклонов.
16. Влияние генетических факторов на клональное микроразмножение растений.
17. Какие физические факторы влияют на размножение растений in vitrо.
18. Роль фитогормонов в микроразмножении растений.
19. Условия, необходимые для микроразмножения растений.
20. Технические трудности клонального микроразмножения.
21. Витрификация и причины ее возникновения.
22. Эпигенетическая изменчивость растений, получаемых in vitro.
23. Генетическая изменчивость микроклонов.
24. Особенности размножения деревьев in vitro.
25. Реювенализация тканей древесных растений и ее роль в клональном микроразмножении древесных пород.
1.На чем основывается современная биотехнология?
2. Каковы основные методы биотехнологии?
3.Основные цели клеточной и генетической инженерии.
4.Достижения биотехнологии в создании трансгенных организмов.
5.Основные этапы развития биотехнологии.
Опрос 2
1.Какие ферменты используются в генетической инженерии?
2.Что такое вектор и каковы основные типы векторов?
3.Основные способы получения генов для клонирования.
4.Основные этапы клонирования генов при помощи плазмид.
5.В чем преимущества и недостатки клонирования генов при помощи фагов?
1. Какие существуют методы переноса генов в растения?
2.В чем преимущества прямого переноса генов в растения?
3.Особенности бинарных и коинтегративных векторов.
4. Методы проверки истинности трансгенных растений.
5.Распространение трансгенных растений в мире.
Опрос 4
1.Каковы причины генетической неоднородности клеточных культур?
2.Основные компоненты искусственных питательных сред.
3.Назовите основные фазы роста клеточных культур в культуре in vitro?
4.Почему необходимо пассировать клеточные культуры?
5.Методы индукции деления одиночных клеток.
Опрос 5
1.Что такое соматическая гибридизация?
2.Каковы возможности клеточные селекции?
3.Какие методы биотехнологии ускоряют и облегчают традиционный селекционный процесс?
4.Как можно использовать генетическую неоднородность клеточных культур?
5.Что такое тотипотентность каллусных клеток и каковы способы ее реализации?
Опрос 6
1.Что такое соматическая гибридизация?
2.Каковы возможности клеточные селекции?
3.Какие методы биотехнологии ускоряют и облегчают традиционный селекционный процесс?
4.Как можно использовать генетическую неоднородность клеточных культур?
5.Что такое тотипотентность каллусных клеток и каковы способы ее реализации?
Система знаний по дисциплине «Микроклональное размножение сельскохозяйственных культур» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности применения биотехнологий. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, выполнение заданий, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы по биотехнологии, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Микроклональное размножение сельскохозяйственных культур», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Микроклональное размножение сельскохозяйственных культур» следует усвоить:
- особенности культуры in vitro ;
- особенности микроклонального размножения растений;
- особенности культуры апикальных меристем.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году