МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Транспортно-технологических машин и комплексов
Проректор по учебной
и научной работе
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
рабочая программа практики
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
д-р техн. наук, проф., Максимов И.И.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709).
При разработке рабочей программы практики "Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа практики проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Алатырев А.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Алатырев А.С.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
получение первичных профессиональных умений и навыков в области современных технологий и технических средств для производства, хранения, транспортировки и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства, а также непосредственное участие обучающегося в производственной и научно-исследовательской работе кафедры.
2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
Оптимизация технологических процессов в АПК
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Производственная практика, эксплуатационная практика
Ресурсосберегающие технологии в растениеводстве
Проектирование машинно-тракторного парка и инженерно-технического обеспечения
Современные технологии и технические средства почвозащитного земледелия
Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатываю командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели
УК-3.2 Учитывает в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий
УК-3.3 Обладает навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон
УК-3.4 Предвидит результаты (последствия) как личных, так и коллективных действий
УК-3.5 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений
ОПК-3. Способен использовать знания методов решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Анализирует методы и способы решения задач по разработке новых технологий в профессиональной деятельности
ОПК-3.2 Использует знания методов решения задач при разработке новых технологий в технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства
ОПК-6. Способен управлять коллективами и организовывать процессы производства
ОПК-6.1 Знает способы управления коллективами и методы организации процесса производства
ОПК-6.2 Управляет коллективами и организовывает процессы производства
ПК-1. Способен разрабатывать перспективные планы и технологии в области механизации и автоматизации процессов в сельскохозяйственной организации
ПК-1.1 Проектирует механизированные и автоматизированные технологические процессы в сельском хозяйстве с использованием методов математического моделирования
ПК-1.2 Использует методы математического моделирования при проектировании процессов в инженерно-технической сфере сельского хозяйства
ПК-1.3 Выбирает технические средства, оборудование, программное обеспечение для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве
ПК-1.4 Производит установку, апробацию и наладку технических средств, оборудования для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве
В результате освоения практики обучающийся должен
механизированные и автоматизированные технологические процессы в сельском хозяйстве с использованием методов математического моделирования;
методы математического моделирования при проектировании процессов в инженерно-технической сфере сельского хозяйства;
технические средства, оборудование, программное обеспечение для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве;
установку, апробацию и наладку технических средств, оборудования для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве;
способы управления коллективами и методы организации процесса производства;
управлять коллективами и организовывать процессы производства;
методы и способы решения задач по разработке новых технологий в профессиональной деятельности;
знания методов решения задач при разработке новых технологий в технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства;
стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели;
в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий;
преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон;
результаты (последствия) как личных, так и коллективных действий;
командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений
проектировать механизированные и автоматизированные технологические процессы в сельском хозяйстве с использованием методов математического моделирования;
использовать методы математического моделирования при проектировании процессов в инженерно-технической сфере сельского хозяйства;
выбирать технические средства, оборудование, программное обеспечение для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве;
производить установку, апробацию и наладку технических средств, оборудования для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве;
управлять коллективами и организовать процессы производства;
анализировать методы и способы решения задач по разработке новых технологий в профессиональной деятельности;
использовать знания методов решения задач при разработке новых технологий в технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства;
вырабатывать стратегию сотрудничества и на ее основе организовать работу команды для достижения поставленной цели;
учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий;
предвидеть результаты (последствия) как личных, так и коллективных действий;
планировать командную работу, распределяет поручения и делегировать полномочия членам команды. Организовать обсуждение разных идей и мнений
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
проектировать механизированные и автоматизированные технологические процессы в сельском хозяйстве с использованием методов математического моделирования;
использовать методы математического моделирования при проектировании процессов в инженерно-технической сфере сельского хозяйства;
выбирать технические средства, оборудование, программное обеспечение для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве;
производить установку, апробацию и наладку технических средств, оборудования для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве;
управления коллективами и методы организации процесса производства;
управлять коллективами и организовать процессы производства;
анализировать методы и способы решения задач по разработке новых технологий в профессиональной деятельности;
использовать знания методов решения задач при разработке новых технологий в технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства;
вырабатывать стратегию сотрудничества и на ее основе организовать работу команды для достижения поставленной цели;
учитывать в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий;
преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон;
предвидеть результаты (последствия) как личных, так и коллективных действий;
планировать командную работу, распределяет поручения и делегировать полномочия членам команды. Организовать обсуждение разных идей и мнений
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Раздел 1. Подготовительный
Ознакомительная лекция Инструктаж по технике безопасности. Оформление договоров. Оформление индивидуального задания /Пр/
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.4
Зачет по технике безопасности
Раздел 2. Производственный
Виды и классификация ферм и комплексов, их концентрация и специализация.Генеральный план фермы и требования, предъявляемые к его проектированию. Основные и вспомогательные постройки животноводческих хозяйств. Требования, предъявляемые к строительным материалам.. Устройство, процесс работы и регулировки машин для дробления зерна. Принцип работы основных рабочих органов дробилок. Назначение, устройство и техническая характеристика измельчителя Назначение, область применения и техническая характеристика машин для мойки и измельчения корне клубнеплодов (на примере ИКМ-5). кормов ИКВ-Ф-5 «Волгарь». Кормоцехи. Устройство и особенности технологического процесса линий приготовления кормов. Правила эксплуатации и технического обслуживания машин. Назначение, устройство, рабочий процесс и регулировки мобильных кормораздатчиков Общее устройство и технический процесс доильных установок и их основных сборочных единиц, правила эксплуатации доильных аппаратов.. Механизация водоснабжения и поения животных. Источники водоснабжения и требования к воде. Схема водоснабжения животно-водческого объекта. Механизация удаления навоза из животноводческих (птицеводческих) помещений. Устройство и рабочий процесс навозоуборочных транспортеров и мобильных средств для погрузки и транспортировки навоза Машинно-тракторный парк сельскохозяйственного предприятия. Классы тяги тракторов. Колесные и гусеничные тракторы. Приготовление и внесение органических и минеральных удобрений, устройство и процесс работы разбрасывателей. Основная обработка почвы. Машины и орудия для основ-ной обработки почвы. Устройство плугов, лущильников. Предпосевная обработка почвы, машины и орудия для предпосевной обработки почвы. Устройство культиваторов, борон, катков, комбинированных агрегатов. Посев и посадка сельскохозяйственных культур, способы посева. Устройство и процесс работы сеялок и сажалок. Уход за сельскохозяйственными культурами. Орудия для междурядной обработки растений. Устройство и процесс работы опрыскивателей. Заготовка кормов из трав, виды кормов. Устройство и процесс работы косилок, силосоуборочных комбайнов. Уборка зерновых культур, способы уборки. Устройство жаток и зерноуборочных комбайнов. Послеубо-рочная обработка зерна, комплексы для сушки и переработки зерна. Уборка картофеля, применяемые машины, их устройство и процесс работы.
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.4
Проверка записи в дневнике практики
Разработка технического проекта по теме ВКР.
/Ср/
ОПК-3.2 ОПК-6.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.4
Обработка, систематизация и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике, получение отзыва-характеристики. /Ср/
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.4
Проверка записи в дневнике практики, наличия отчета по практике.
Сдача отчета по практике и дневника на кафедру, устранение замечаний руководителя по практике /Ср/
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.4
Защита отчета по практике
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-6.1 ОПК-6.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-1.4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Виды и классификация ферм и комплексов, их концентрация и специализация.
Генеральный план фермы и требования, предъявляемые к его проектированию.
Основные и вспомогательные постройки животноводческих хозяйств.
Устройство, процесс работы и регулировки машин для дробления зерна. Принцип работы основных рабочих органов дробилок. Назначение, устройство и техническая характеристика измельчителя.
Назначение, область применения и техническая характеристика машин для мойки и измельчения корне клубнеплодов (на примере ИКМ-5). кормов ИКВ-Ф-5 «Волгарь».
Кормоцехи. Устройство и особенности технологического процесса линий приготовления кормов. Правила эксплуатации и технического обслуживания машин.
Назначение, устройство, рабочий процесс и регулировки мобильных кормораздатчиков.
Общее устройство и технический процесс доильных установок и их основных сборочных единиц, правила эксплуатации доильных аппаратов.
Механизация водоснабжения и поения животных. Источники водоснабжения и требования к воде. Схема водоснабжения животноводческого объекта.
Механизация удаления навоза из животноводческих (птицеводческих) помещений. Устройство и рабочий процесс навозоуборочных транспортеров и мобильных средств для погрузки и транспортировки навоза. Машинно-тракторный парк сельскохозяйственного предприятия.
Классы тяги тракторов. Колесные и гусеничные тракторы.
Приготовление и внесение органических и минеральных удобрений, устройство и процесс работы разбрасывателей.
Основная обработка почвы. Машины и орудия для основной обработки почвы. Устройство плугов, лущильников.
Предпосевная обработка почвы, машины и орудия для предпосевной обработки почвы. Устройство культиваторов, борон, катков, комбинированных агрегатов. Посев и посадка сельскохозяйственных культур, способы посева. Устройство и процесс работы сеялок и сажалок.
Уход за сельскохозяйственными культурами. Орудия для междурядной обработки растений.
Устройство и процесс работы опрыскивателей.
Заготовка кормов из трав, виды кормов. Устройство и процесс работы косилок, силосоуборочных комбайнов.
Уборка зерновых культур, способы уборки. Устройство жаток и зерноуборочных комбайнов.
Послеуборочная обработка зерна, комплексы для сушки и переработки зерна.
Уборка картофеля, применяемые машины, их устройство и процесс работы.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
- производственно-технологическая характеристика сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- технология производства, приготовления и раздачи кормов;
- требования предъявляемые к микроклимату в производственных помещениях животноводческих объектов;
- технология и механизация водоснабжения животноводческих объектов;
- технология механизированной уборки животноводческих помещений; транспортирование, переработка и хранение навоза;
- технология механизированного доения и первичной обработки молока;
- технология механизированной стрижки овец и профилактической обработки овец против накожных заболеваний;
- механизация технологических процессов в птицеводстве;
- технология механизированного производства продукции животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах;
- машинно-тракторный парк сельскохозяйственного предприятия, назначение и состав. Классы тяги тракторов. Колесные и гусеничные тракторы;
- основная обработка почвы. Машины и орудия для основной обработки почвы. Устройство плугов, лущильников;
- предпосевная обработка почвы, машины и орудия для предпосевной обработки почвы. Устройство культиваторов, борон, катков, комбинированных агрегатов;
- посев и посадка сельскохозяйственных культур, способы посева. Устройство и процесс работы сеялок и сажалок;
- уход за сельскохозяйственными культурами, Орудия для междурядной обработки растений. Устройство и процесс работы опрыскивателей;
- заготовка кормов из трав, виды кормов. Устройство и процесс работы косилок, силосоуборочных комбайнов;
- уборка зерновых культур, способы уборки. Устройство жаток и зерноуборочных комбайнов;
- послеуборочная обработка зерна, комплексы для сушки и переработки зерна;
- уборка картофеля, применяемые машины, их устройство и процесс работы.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Роторные зерноуборочные комбайны: учебное пособие
Федоренко И. Я., Садов В. В.
Ресурсосберегающие технологии и оборудование в животноводстве: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Кленин Н. И., Киселев С. Н., Левшин А. Г.
Сельскохозяйственные машины: учебник
Сельскохозяйственные машины. Краткий курс: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
Комплект программ AutoCAD
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Демонстрационное оборудование (проектор ASER, экран, ноутбук) и учебно-наглядные пособия, лабораторное оборудование «Петкус», твердомер Ревякина, профилограф, чертежная доска и чертежный прибор, лемешно-отвальный корпус плуга, пурка зерновая, лабораторная установка с катушечным высевающим аппаратом и комплектом емкостей для приема и взвешивания зерна, весы электронные, лабораторная установка для определения параметров и режимов работы мотовила, решетный классификатор РКФ-1, автотрансформатор, аэродинамическая труба, стеллаж металлический с макетами с/х техники, доска классная, столы (16 шт.), стулья ученические (30 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАКТИКИ
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.
Обучающиеся в период прохождения практики:
- выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
В процессе технологической практики обучающийся использует:
-компьютерные технологии и программные продукты, используемые для сбора, систематизации, анализа технико-экономической информации, разработки проектов и планов их реализации, проведения требуемых в процессе практики расчетов;
-научно-производственные технологии, применяемые в организации, в которой обучающийся проходит практику;
-мультимедийные технологии для проведения ознакомительных мероприятий, презентации результатов исследований;
-дистанционные технологии для консультирования обучающегося в период прохождения практики.
Перед началом практики обучающийся магистратуры должен иметь на руках:
1. Направление деканата на прохождение производственной практики
2. Договор, подписанный обучающимся, ответственным от университета и руководителем предприятия, где будет проходить практика.
3. Дневник практики, содержащий задание, подписанное руководителем практики.
4. Полную программу практики и имеющиеся в университете методические пособия.
Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. В рамках практики обучающийся выполняет работы, относящиеся к: проектному типу задач профессиональной деятельности, а именно: управлению механизацией и автоматизацией технологических процессов.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________