(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. «Черкуша» - первое почвообрабатывающее орудие человека.
3. Устройство русской коловой сохи.
4. Обоснование деталей сохи.
5. Исторические предпосылки, возникновение и конструкция косули.
6. Устройство и рабочий процесс сабана.
7. Первые конные плуги: устройство, термины, рабочий процесс.
8. Первые тракторные плуги.
9. «Гвоздевка» и деревянная конная борона.
10. Конные дисковые орудия «рандали»: назначение, устройство, конструкция.
11. Конструкция лопатчатых культиваторов.
12. Устройство водяного колеса (привода).
13. Устройство водяной мельницы.
14. Устройство ветряной мельницы козлового типа.
15. Конструкция ветряной мельницы шатрового типа.
16. Паровые машины Т. Севери и Д. Папена.
17. Паровая машина Т. Ньюкомена.
18. Паровая машина И.И. Ползунова.
19. Паровой двигатель Дж. Уатта двухстороннего действия.
20. Первый двигатель внутреннего сгорания Ленуара.
21. Первые паровые тракторы.
23. Первые российские колесные тракторы Я. Мамина.
24. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.
25. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.
26. Устройство первых российских тракторов .
27. Технические характеристики первых российских тракторов .
28. Первые тракторные заводы СССР.
29. Тракторостроение и танкостроение в СССР.
30. Тракторостроение в послевоенные годы.
31. Устройство серпа и косы для скашивания зерновых культур.
32. Первые конные жнейки.
33. Первый зерноуборочный комбайн Власенко.
34. Рабочий процесс паровой молотилки.
35. «Сложная молотилка» - назначение, конструкция
36. Маслобойное производство в дореволюционной России.
37. Крахмально-паточное производство из картофеля.
38. Первые паровые автомобили.
39. Первые автомобили с ДВС К. Бенца и Г. Даймлера.
40. Первый отечественный автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе.
41. Автомобили Б. Луцкого.
42. Первый автомобильный завод в Российской империи.
43. АМО-ЗИЛ – первый автозавод в СССР.
44. Конструкции первых грузовых автомобилей.
45. История Горьковского автозавода.
46. Укажите время (век) возникновения науки.
47. Назовите древние культуры, в рамках которых формировались эле-менты научного знания.
48. Назовите две стадии в истории формирования и развития науки.
49. Укажите характерные признаки преднауки как стадии в истории формирования и развития науки.
50. Охарактеризуйте значение Евклидовой геометрии в истории науки.
51. Назовите время появления теоретического естествознания.
52. Объясните смысл мысли: «история науки – это не драма людей, а драма идей».
53. Объясните сущность стиля мышления в научном познании.
54. Назовите основной способ получения знания, характерный для античного мышления.
55. Назовите основные способы получения знания, характерные для науки Нового времени.
56. Укажите время оформления науки в качестве социального института.
57. Назовите этапы развития истории науки как самостоятельной отрасли знания.
58. Раскройте суть хронологического описания и исследования диалектики идей как типов историко-научного исследования.
59. Назовите слабые стороны хронологического описания как типа историко-научного исследования.
60. Объясните причины изменения оценки наукой одного и того же факта на протяжении времени.
61. Раскройте многообразие понятие техника в современной науке.
62. Принципы полисистемной природы научного знания.
63. Системность научного знания.
64. Научные теории. Их полисистемность.
65. Структура и функция научных теорий. Примеры в агроинженерии.
66. Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий.
67. Взаимосвязь реальности и теории.
68. Понятие «Субъект науки».
69. Понятие «Объект науки».
70. Развитие языковых средств науки.
71. Модели понятия алгоритма.
72. Использование специальной научной аппаратуры в научном познании.
73. Научные оценки и структурно-номинативная модель.
74. Типология оценок.
75. Современные проблемы агроинженерной науки.
2. Определите и раскройте понятие «научная рациональность»
3. Научное мышление как основа научного исследования
4. Назовите древние культуры, в рамках которых формировались элементы научного знания.
5. Укажите характерные признаки преднауки как стадии в истории формирования и развития науки.
6. Хронологическое описание как типа историко-научного исследования.
7. Развитие научного мышления. «Язык» научного мышления.
8. Объясняющее мышление. Мышление как диалог
9. Общность и различия научного и обыденного объяснения
10. Особенности рассмотрения научного творчества с позиции психологии
11. Стадийность творческого процесса. Интуиция и научное творчество
13. Тестология общих интеллектуальных способностей
14. Психологические особенности личности учёного и их формирование
15. Изучение индивидуально-психологических характеристик ученых
16. Научное общение
17. Роль дискуссии в развитии науки
18. Коллективность научной деятельности
19. Малая группа как субъект научного творчества
20. Программно-ролевая концепция малой группы
21. Общение и продуктивные конфликты в малой группе
22. Стиль руководства малой группой
23. Школы в науке
24. Нравственность в науке
25. Методы стимуляции научного творчества
26. Метод мозгового штурма
27. Оценка качества научной продукции исследователя
28. История и устройство русской сохи.
29. Устройство и рабочий процесс сабана.
30. Первые конные плуги: устройство, термины, рабочий процесс.
31. Первые тракторные плуги.
32. «Гвоздевка» и деревянная конная борона.
33. Конные и тракторные дисковые орудия «рандали»: назначение, устройство, конструкция.
34. Конструкция лопатчатых культиваторов.
35. Устройство водяного колеса (привода).
36. Устройство ветряного привода (на примере мельницы)
37. Паровая машина Т. Ньюкомена и И.И. Ползунова
38. Паровой двигатель Дж. Уатта двухстороннего действия.
39. Первый двигатель внутреннего сгорания Ленуара.
40. Первый в мире гусеничный трактор Ф.А. Блинова.
41. Первые российские колесные тракторы Я. Мамина.
42. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.
43. Технические характеристики первых российских тракторов .
44. Первые тракторные заводы СССР.
45. Тракторостроение и танкостроение в СССР.
46. Тракторостроение в послевоенные годы.
47. Первые конные жнейки.
48. Первый зерноуборочный комбайн Власенко.
49. Рабочий процесс паровой молотилки.
50. Маслобойное производство в дореволюционной России.
51. Крахмально-паточное производство из картофеля.
52. Первые паровые автомобили.
53. Первые автомобили с ДВС К. Бенца и Г. Даймлера.
54. Первый отечественный автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе.
55. Первый автомобильный завод в Российской империи.
56. АМО-ЗИЛ – первый автозавод в СССР.
57. Конструкции первых грузовых автомобилей.
58. История Горьковского автозавода.
59. Сельскохозяйственный транспорт в послевоенные годы
60. Современные проблемы агроинженерной науки.
1. Выдающиеся инженеры, изобретатели и конструкторы (на самостоятельный выбор: Архимед, Г. Александрийский, Ктесибий, Ленардо да Винчи, Т. Севери, Д. Папен, И.И. Ползунов, Дж. Бранка, Г. П. Лаваль, Парсонс, Дж. Уатт, У. Мердок, С. Карно, Ленуар, А.Н. Отто, Альфонс Бо-де-Рош, Р. Дизель, Б.Г. Луцкой. В. Майбах, Э. Румплер, отец и сын Черепановы, И.П. Кулибин, Ф.А. Блинов, Я.В. Мамин, В.П. Горячкин и др.).
2. История тракторного (комбайнового, автомобильного и др. с.-х. направления) завода.
3. Конструкция и особенности трактора (на выбор см. Приложение Спр.-метод. пособия).
4. Конструкция тягача (на выбор) Красной Армии.
5. Конструкция орудий (на выбор) для обработки почвы.
6. Первые зерновые сеялки.
7. Конструкции зерноуборочных комбайнов (на выбор).
8. Устройство сложной молотилки.
9. Зерноочистительные и сушильные машины.
10. Устройство и работа локомобиля.
12. Конструкция и технические данные автомобиля, используемого в сельском хозяйстве (на выбор).
13. История металлообрабатывающего (токарного, фрезерного, строгального, сверлильного и др. на выбор) станка.
14. Конструкция ветряной (водяной) мельницы.
15. Механизация переработки масличных культур.
16. Технология и система машин для переработки крупяных культур.
17. Простейшие машины крахмально-паточного производства.
18. Переработка сахарной свеклы.
19. Конструкция ветряной (водяной) мельницы.
20. Механизация переработки кожевенного производства.
21. Модель и ее свойства.
22. Принципы полисистемной природы научного знания.
23. Системность научного знания.
24. Научные теории. Их полисистемность.
25. Структура и функция научных теорий. Примеры в агроинженерии.
26. Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий.
27. Взаимосвязь реальности и теории.
28. Понятие «Субъект науки».
29. Понятие «Объект науки».
30. Развитие языковых средств науки.
31. Модели понятия алгоритма.
32. Использование специальной научной аппаратуры в научном познании.
33. Научные оценки и структурно-номинативная модель.
34. Типология оценок.
35. Современные проблемы агроинженерной науки.
Система знаний по дисциплине «История и методология науки в агроинженерии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов,
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «История и методология науки в агроинженерии» следует усвоить:
- ключевые понятия науковедения, её методологии в научной деятельности;
- виды и специфику научной деятельности и её методологии;
- порядок создания, внедрения, сопровождения научных продуктов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году