2024-2025_35_04_06_24-1 АИ1_ТС_plx_История и методология науки в агроинженерии
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.05
История и методология науки в агроинженерии
Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
108
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
13 2/6
9 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
18
18
30
30
Практические
24
24
18
18
42
42
В том числе инт.
6
6
8
8
14
14
Итого ауд.
36
36
36
36
72
72
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
72
72
Сам. работа
72
72
36
36
108
108
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Смирнов П.А
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "История и методология науки в агроинженерии" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
сформировать у  магистрантов понимание закономерностей развития с.-х. техники и орудий в основные исторические периоды общественного развития;  
1.2
сформировать у магистрантов понимание методов научного познания  в области создания и использования машин для агропромышленного комплекса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методология научного творчества
2.1.2
Основы научных исследований в агроинженерии
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
 
 
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информа-ции
 
 
 
УК-1.3 Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения
 
 
 
УК-1.4 Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные положения основ научных исследований и актуальных проблем современной аграрной науки
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить простейшие теоретические исследования в области агроинженерии, статистическую обработку результатов практических экспериментов
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
использования методов оценки научной и экономических показателей в агроинженерии
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. История сельскохозяйственной науки и техники

 
Основные этапы развития с.х. техники и с.х. технологий /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
0
 
Основные научные открытия, повлиявшие на ход развития с.х. производства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
0
 
Современный цикл и перспективы развития с.х. техники. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
0
 
Развитие тягово-приводных средств средств /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
0
 
Этапы развития двигателей и оснащение ими машин /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
0
 
Прогнозные модели с.х.техники /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
2
проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
История и тенденция развития почвообрабатывающих машин /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История и тенденции развития посевных и посадочных машин /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История и тенденции развития машин для внесения удобрений  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
2
Опрос, учебная дискуссия
0
 
История развития технологий и машин для химической защиты растений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История и тенденции развития машин для заготовки кормов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История и тенденции развития зерноуборочных машин /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История и тенденции развития машин для послеуборочной обработки зерна /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История и тенденции развития мелиоративных машин /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История и тенденции развития двигателей /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
2
Опрос, учебная дискуссия
0
 
Развитие тракторостроения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
Развитие сельскохозяйственного транспорта /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История и тенденция развития автомобилей  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
Опрос
0
 
История развития сельскохозяйственных технологий, машин и орудий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

72
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
сообщение, доклад на практических  занятиях, тестирование
0
 
 
Раздел 2. Развитие методологии с.-х. науки и техники

 
Классификация законов научного познания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
0
 
Методы научных исследований в области создания машин для АПК /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
2
проблемная лекция
0
 
Особенности научного мышления при создании технологий и машин АПК /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
0
 
Психологические особенности личности ученого /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
0
 
Психология научного общения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
2
проблемная лекция
0
 
Научные коллективы в аграрной науке /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
0
 
Особенности малой группы в науке /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
0
 
Оснащенность
 
Творческий процесс в сельскохозяйственной науке /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
0
 
Экспериментальные исследования. Обобщение  и оформление результатов научных исследований /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
0
 
Язык как способ выражения научного знания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
2
Опрос, учебная дискуссия
0
 
Творчески процесс в науке и его развитие /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
Опрос
0
 
Психологические особенности ученого  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
Опрос
0
 
Особенности, последовательность и примеры  научного мышления научного при создании машин АПК /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
2
Опрос, учебная дискуссия
0
 
Коллективный творческий процесс. Стимуляция творческого процесса /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
Опрос
0
 
Методология экспериментальных исследований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
Опрос
0
 
Финансирование научных проектов. Оформление грантов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
Опрос
0
 
Развитие методологии сельскохозяйственной науки и техники /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
сообщение, доклад на практических  занятиях, тестирование
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
2
0
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Конструкция древнеегипетского плуга.

2. «Черкуша» - первое почвообрабатывающее орудие человека.

3. Устройство русской коловой сохи.

4. Обоснование деталей  сохи.

5. Исторические предпосылки, возникновение и конструкция косули.

6. Устройство и рабочий процесс сабана.

7. Первые конные плуги: устройство, термины, рабочий процесс.

8. Первые тракторные плуги.

9. «Гвоздевка» и деревянная конная борона.

10. Конные дисковые орудия «рандали»: назначение, устройство, конструкция.

11. Конструкция лопатчатых культиваторов.

12.  Устройство водяного колеса (привода).

13. Устройство водяной мельницы.

14. Устройство ветряной мельницы козлового типа.

15. Конструкция ветряной мельницы шатрового типа.

16. Паровые машины Т. Севери и Д. Папена.

17. Паровая машина Т. Ньюкомена.

18. Паровая машина  И.И. Ползунова.

19. Паровой двигатель Дж. Уатта двухстороннего действия.

20. Первый двигатель внутреннего сгорания Ленуара.

21. Первые паровые тракторы.

 
Оснащенность
 
22. Первый в мире гусеничный трактор Ф.А. Блинова.

23. Первые российские колесные тракторы Я. Мамина.

24. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.

25. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.

26. Устройство первых российских  тракторов .

27. Технические характеристики первых российских  тракторов .

28. Первые тракторные заводы СССР.

29. Тракторостроение и танкостроение в СССР.

30. Тракторостроение в послевоенные годы.

31. Устройство серпа и косы для скашивания зерновых культур.

32. Первые конные жнейки.

33. Первый зерноуборочный комбайн Власенко.

34. Рабочий процесс паровой молотилки.

35. «Сложная молотилка» - назначение, конструкция

36. Маслобойное производство в дореволюционной России.

37. Крахмально-паточное производство из картофеля.

38. Первые паровые автомобили.

39. Первые автомобили с ДВС К. Бенца и Г. Даймлера.

40. Первый отечественный автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе.

41. Автомобили Б. Луцкого.

42. Первый автомобильный завод в Российской империи.

43. АМО-ЗИЛ – первый автозавод в СССР.

44. Конструкции первых грузовых автомобилей.

45. История Горьковского автозавода.

46. Укажите время (век) возникновения науки.

47. Назовите древние культуры, в рамках которых формировались эле-менты научного знания.

48. Назовите две стадии в истории формирования и развития науки.

49. Укажите характерные признаки преднауки как стадии в истории формирования и развития науки.

50. Охарактеризуйте значение Евклидовой геометрии в истории науки.

51. Назовите время появления теоретического естествознания.

52. Объясните смысл мысли: «история науки – это не драма людей, а драма идей».

53. Объясните сущность стиля мышления в научном познании.

54. Назовите основной способ получения знания, характерный для античного мышления.

55. Назовите основные способы получения знания, характерные для науки Нового времени.

56. Укажите время оформления науки в качестве социального института.

57. Назовите этапы развития истории науки как самостоятельной отрасли знания.

58. Раскройте суть хронологического описания и исследования диалектики идей как типов историко-научного исследования.

59. Назовите слабые стороны хронологического описания как типа историко-научного исследования.

60. Объясните причины изменения оценки наукой одного и того же факта на протяжении времени.

61. Раскройте многообразие понятие техника в современной науке.

62. Принципы полисистемной природы научного знания.

63. Системность научного знания.

64. Научные теории. Их полисистемность.

65. Структура и функция научных теорий. Примеры в агроинженерии.

66. Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий.

67. Взаимосвязь реальности и теории.

68. Понятие «Субъект науки».

69. Понятие «Объект науки».

70. Развитие языковых средств науки.

71. Модели понятия алгоритма.

72. Использование специальной научной аппаратуры в научном познании.

73. Научные оценки и структурно-номинативная модель.

74. Типология оценок.

75. Современные проблемы агроинженерной науки.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Сущность методология науки

2. Определите и раскройте понятие «научная рациональность»

3. Научное мышление как основа научного исследования

4. Назовите древние культуры, в рамках которых формировались элементы научного знания.

5. Укажите характерные признаки преднауки как стадии в истории формирования и развития науки.

6. Хронологическое описание как типа историко-научного исследования.

7. Развитие научного мышления. «Язык» научного мышления.

8. Объясняющее мышление. Мышление как диалог

9. Общность и различия научного и обыденного объяснения

10. Особенности рассмотрения научного творчества с позиции психологии

11. Стадийность творческого процесса. Интуиция и научное творчество

 
Оснащенность
 
12. Интеллект и научное творчество

13. Тестология общих интеллектуальных способностей

14. Психологические особенности личности учёного и их формирование

15. Изучение индивидуально-психологических характеристик ученых

16. Научное общение

17. Роль дискуссии в развитии науки

18. Коллективность научной деятельности

19. Малая группа как субъект научного творчества

20. Программно-ролевая концепция малой группы

21. Общение и продуктивные конфликты в малой группе

22. Стиль руководства малой группой

23. Школы в науке

24. Нравственность в науке

25. Методы стимуляции научного творчества

26. Метод мозгового штурма

27. Оценка качества научной продукции исследователя

28. История и устройство русской сохи.

29. Устройство и рабочий процесс сабана.

30. Первые конные плуги: устройство, термины, рабочий процесс.

31. Первые тракторные плуги.

32. «Гвоздевка» и деревянная конная борона.

33. Конные  и тракторные дисковые орудия «рандали»: назначение, устройство, конструкция.

34. Конструкция лопатчатых культиваторов.

35.  Устройство водяного колеса (привода).

36. Устройство ветряного привода (на примере мельницы)

37. Паровая машина Т. Ньюкомена и И.И. Ползунова

38. Паровой двигатель Дж. Уатта двухстороннего действия.

39. Первый двигатель внутреннего сгорания Ленуара.

40. Первый в мире гусеничный трактор Ф.А. Блинова.

41. Первые российские колесные тракторы Я. Мамина.

42. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.

43. Технические характеристики первых российских  тракторов .

44. Первые тракторные заводы СССР.

45. Тракторостроение и танкостроение в СССР.

46. Тракторостроение в послевоенные годы.

47. Первые конные жнейки.

48. Первый зерноуборочный комбайн Власенко.

49. Рабочий процесс паровой молотилки.

50. Маслобойное производство в дореволюционной России.

51. Крахмально-паточное производство из картофеля.

52. Первые паровые автомобили.

53. Первые автомобили с ДВС К. Бенца и Г. Даймлера.

54. Первый отечественный автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе.

55. Первый автомобильный завод в Российской империи.

56. АМО-ЗИЛ – первый автозавод в СССР.

57. Конструкции первых грузовых автомобилей.

58. История Горьковского автозавода.

59. Сельскохозяйственный транспорт в послевоенные годы

60. Современные проблемы агроинженерной науки.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено ученым планом.
 
Темы рефератов

1. Выдающиеся инженеры, изобретатели и конструкторы (на самостоятельный выбор: Архимед, Г. Александрийский, Ктесибий, Ленардо да Винчи, Т. Севери, Д. Папен, И.И. Ползунов, Дж. Бранка, Г. П. Лаваль, Парсонс, Дж. Уатт, У. Мердок, С. Карно, Ленуар, А.Н. Отто, Альфонс Бо-де-Рош,  Р. Дизель, Б.Г. Луцкой. В. Майбах, Э. Румплер, отец и сын Черепановы, И.П. Кулибин, Ф.А. Блинов, Я.В. Мамин, В.П. Горячкин и др.).

2. История тракторного (комбайнового, автомобильного и др. с.-х. направления) завода.

3. Конструкция и особенности трактора (на выбор см. Приложение Спр.-метод. пособия).

4. Конструкция тягача (на выбор) Красной Армии.

5. Конструкция орудий (на выбор) для обработки почвы.

6. Первые зерновые сеялки.

7. Конструкции зерноуборочных комбайнов (на выбор).

8. Устройство сложной молотилки.

9. Зерноочистительные и сушильные машины.

10. Устройство и работа локомобиля.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
11. Устройство и приспособления для ручной ковки.

12. Конструкция и технические данные автомобиля, используемого в сельском хозяйстве (на выбор).

13. История металлообрабатывающего (токарного, фрезерного, строгального, сверлильного и др. на выбор) станка.

14. Конструкция ветряной (водяной) мельницы.

15. Механизация переработки масличных культур.

16. Технология и система машин для переработки крупяных культур.

17. Простейшие машины крахмально-паточного производства.

18. Переработка сахарной свеклы.

19. Конструкция ветряной (водяной) мельницы.

20. Механизация переработки кожевенного производства.

21. Модель и ее свойства.

22. Принципы полисистемной природы научного знания.

23. Системность научного знания.

24. Научные теории. Их полисистемность.

25. Структура и функция научных теорий. Примеры в агроинженерии.

26. Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий.

27. Взаимосвязь реальности и теории.

28. Понятие «Субъект науки».

29. Понятие «Объект науки».

30. Развитие языковых средств науки.

31. Модели понятия алгоритма.

32. Использование специальной научной аппаратуры в научном познании.

33. Научные оценки и структурно-номинативная модель.

34. Типология оценок.

35. Современные проблемы агроинженерной науки.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Быковская Г. А., Злобин А. Н.
История науки и техники: учебное пособие
Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Слесаренко Н. А., Борхунова Е. Н., Борунова С. М., Кузнецов С. В., Абрамов П. Н., Широкова Е. О.
Методология научного исследования: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л2.2
Лапаева М. Г.
Методология научных исследований: учебное пособие
Оренбург: ОГУ, 2017
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
Access 2016
6.3.1.6
Project 2016
6.3.1.7
MapInfo
6.3.1.8
Visio 2016
6.3.1.9
Office 2007 Suites
6.3.1.10
GIMP
6.3.1.11
SuperNovaReaderMagnifier
 
Оснащенность
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
2-208
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER, интерактивная доска, ноутбук) и учебно-наглядные пособия, косилка КСГ-5, доска классная, столы (18 шт.), стулья ученические (30 шт.), панно
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «История и методология науки в агроинженерии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, 

 
Оснащенность
 
материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «История и методология науки в агроинженерии» следует усвоить:

- ключевые понятия науковедения, её методологии в научной деятельности;

- виды и специфику научной деятельности и её методологии;

- порядок создания, внедрения, сопровождения научных продуктов.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________