(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
опрос
2. Формы проявления эрозии.
3. Ирригационная эрозия.
4. Формы проявления ветровой эрозии.
5. Факторы водной эрозии.
6. Факторы дефляции.
7. Классификация эродированных почв.
8. Классификация форм рельефа и их влияние на интенсивность развития эрозии.
9. Влияние экспозиции склона на интенсивность водной эрозии.
10. Климатические факторы, влияющие на эрозионные процессы.
11. Влияние интенсивности дождя на формирование стока на склонах.
12. Влияние интенсивности таяние снега на формирование стока на склонах.
13. Виды атмосферных осадков.
14. Взаимодействие системы атмосфера- океан- суша.
15. Инфильтрация почв.
16. Водопроницаемость почв.
17. Условия протекания эрозионного процесса для талых почвогрунтов без учета инфильтрации.
18. Основное термодинамическое уравнение эродируемого талого почвогрунта без учета инфильтрации.
19. Допущения при выводе основного термодинамического уравнения эродируемого талого почвогрунта без учета инфильтрации.
20. Перечислите условия протекания эрозионного процесса для талых почвогрунтов с учетом инфильтрации.
21. Напишите условие протекания эрозионного процесса для талых почвогрунтов с учетом инфильтрации.
22. Назовите способы определения эрозионной стойкости почв.
23. Опишите методику определения ПЭС в полевых условиях.
24. Сущность эмпирических моделей эрозии.
25. Дайте краткую характеристику гидромеханических моделей эрозии.
26. Логико-математические (имитационные) модели эрозии.
27. Какие математические модели должны быть включены в обобщенные уравнения эрозионных процессов?
28. Расскажите о сущности математической модели почвенного и растительного покрова, хозяйственного использования земель.
29. Какой интегральный параметр может быть использован для составления математической модели почвенного и растительного покрова и хозяйственного использования земель.
30. Расскажите о сущности математической модели рельефа стокоформирующей поверхности.
31. В чем преимущества и недостатки цифровой модели рельефа?
32. Что представляет собой сплайн-функция?
33. Расскажите о сущности математической модели климатических факторов.
34. В чем сущность математической модели жидких осадков, формирующих сток?
35. В чем сущность математической модели твердых осадков, формирующих сток?
36. Расскажите о сущности математической модели транспортирования и аккумуляции разрушенных частиц склоновым потоком.
37. Перечислите силы, действующие на частицу склоновым потоком.
38. Эмпирические методы прогноза эрозионных процессов.
39. Гидромеханические методы прогноза эрозионных процессов.
40. Логико-математические методы прогноза эрозионных процессов.
41. Способы проектирования почвозащитных технологий на склонах.
42. Организационно-хозяйственное планирование территории землепользования.
43. Агротехнические (агромелиоративные) противоэрозионные технологии.
44. Лесомелиоративные противоэрозионные способы защиты почв.
45. Гидромелиоративные способы защиты почв от эрозии.
46. Машины для образования противоэрозионного рельефа: лункователи и валкообразаватели.
47. Машины для образования противоэрозионного рельефа: миколиманоделатели, катки с профильной поверхностью.
48. Машины для образования противоэрозионного рельефа: бороздопрерыватели.
49. Машины для поверхностной обработки почвы с сохранением стерни: культиваторы стерневой обработки, плоскорезы.
50. Машины для поверхностной обработки почвы с сохранением стерни: орудия с игольчатыми рабочими органами.
51. Машины для внесения в почву мелиорантов-структурообразователей.
52. Машины для углубления пахотного слоя.
53. Машины для создания в почве разрыхленных полостей.
54. Комбинированные машины.
1.Виды эрозии:
а) ветровая;
б) водная;
в) ледяная;
г) водная, ветровая.
2. Формы проявления водной эрозии:
а) плоскостная (поверхностная);
б) линейная (или овражная);
в) струйчатая эрозия (промежуточная между плоскостной и линейной);
г) плоскостная (поверхностная); линейная (или овражная); струйчатая эрозия (промежуточная между плоскостной и линейной).
3. Водная эрозия это:
а) водная эрозия - процессы разрушения почв и пород под действием стекающих дождевых вод;
б) водная эрозия - процессы разрушения почв и пород под действием стекающих талых вод;
в) водная эрозия - процессы разрушения почв и пород под действием стекающих талых и дождевых вод;
г) водная эрозия - процессы аккумуляции почв и пород под действием стекающих талых и дождевых вод.
4. Факторы водной эрозии:
а) природные;
б) антропогенные;
в) естественная (нормальная) эрозия;
г) природные, антропогенные, естественная и ускоренная эрозии.
5. Важнейшими характеристиками рельефа, от которых зависит эрозия почв, являются:
а) крутизна, длина, форма и экспозиция склонов.
б) экспозиция склонов;
в) форма и экспозиция склонов;
г) крутизна склонов.
6. Чем длиннее склон, тем:
а) меньше объем поверхностного стока, скорость течения и высота слоя воды;
б) больше скорость течения и высота слоя воды;
в)больше высота слоя воды;
г)больше объем поверхностного стока, скорость течения и высота слоя воды.
7. Интенсивность эрозии почв зависит: от формы склона, от его продольного и поперечного профилей.
а) от формы склона;
б) от формы склона, от его продольного профиля;
в) от формы склона, от его поперечного профиля;
г) от формы склона, от его продольного и поперечного профилей.
8. Профили склона как в продольном, так и поперечном направлениях бывают:
а) прямые, выпуклые и вогнутые;
б) выпуклые и вогнутые;
в) вогнутые;
г) прямые и вогнутые.
9. На величину стока влияют также тип почвы ,т.е. их свойства:
а) гумусированность;
б) гумусированность, сумма поглощенных оснований, структурность;
в) гумусированность, сумма поглощенных оснований, структурность, механический состав;
г) гумусированность, сумма поглощенных оснований, структурность, механический состав, сложение.
10. Виды дождя:
а) моросящий;
б) обложной;
в) ливень;
г) моросящий, обложной, ливень.
11. Важнейшие принципы проектирования агротехнологий:
а) альтернативность, возможности выбора, адаптацию к природным условиям на основе агроэкологической оценки земель, различным уровням интенсификации производства на основе технологических нормативов, хозяйственным укладам;
б) динамический подход к созданию агроценозов и управлению ими путем последовательного устранения лимитирующих условий, формирование пакетов агротехнологий с учетом системных связей, выявляемых в многофакторных полевых экспериментах;
в) открытость новейшим достижениям научно-технического прогресса, преемственность;
г) все варианты верны
12. По критерию интенсивности различают четыре категории технологий. Что относится экстенсивным?
а) ориентированные на использование естественного плодородия почв без применения удобрений и других химических средств или с ограниченным их использованием;
б) обеспеченные минеральными удобрениями и пестицидами в том минимальном количестве, которое позволяет осваивать почвозащитные системы земледелия, поддерживать средний уровень окультуренности почв, устранять дефицит элементов минерального питания и давать удовлетворительное качество продукции, эти технологии используются для пластичных сортов зерновых;
в) рассчитанные на получение планируемого урожая высокого качества в системе непрерывного управления продукционным процессом сельскохозяйственной культуры, обеспечивающие оптимальное минеральное питание растений и защиту от вредных организмов и полегания;
г) рассчитанные на достижение урожайности культуры, близкой к ее биологическому потенциалу, с заданным качеством продукции с помощью достижений научно-технического прогресса при минимальных экологических рисках, они относятся к категории так называемого точного земледелия с использованием прецизионной техники, современных препаратов, информационных технологий.
13. По критерию интенсивности различают четыре категории технологий. Что относится нормальным?
а) ориентированные на использование естественного плодородия почв без применения удобрений и других химических средств или с ограниченным их использованием;
б) обеспеченные минеральными удобрениями и пестицидами в том минимальном количестве, которое позволяет осваивать почвозащитные системы земледелия, поддерживать средний уровень окультуренности почв, устранять дефицит элементов минерального питания и давать удовлетворительное качество продукции, эти технологии используются для пластичных сортов зерновых;
в) рассчитанные на получение планируемого урожая высокого качества в системе непрерывного управления продукционным процессом сельскохозяйственной культуры, обеспечивающие оптимальное минеральное питание растений и защиту от вредных организмов и полегания;
г) рассчитанные на достижение урожайности культуры, близкой к ее биологическому потенциалу, с заданным качеством продукции с помощью достижений научно-технического прогресса при минимальных экологических рисках, они относятся к категории так называемого точного земледелия с использованием прецизионной техники, современных препаратов, информационных технологий.
14. По критерию интенсивности различают четыре категории технологий. Что относится интенсивным?
а) ориентированные на использование естественного плодородия почв без применения удобрений и других химических средств или с ограниченным их использованием;
б) обеспеченные минеральными удобрениями и пестицидами в том минимальном количестве, которое позволяет осваивать почвозащитные системы земледелия, поддерживать средний уровень окультуренности почв, устранять дефицит элементов минерального питания и давать удовлетворительное качество продукции, эти технологии используются для пластичных сортов зерновых;
в) рассчитанные на получение планируемого урожая высокого качества в системе непрерывного управления продукционным процессом сельскохозяйственной культуры, обеспечивающие оптимальное минеральное питание растений и защиту от вредных организмов и полегания;
г) рассчитанные на достижение урожайности культуры, близкой к ее биологическому потенциалу, с заданным качеством продукции с помощью достижений научно-технического прогресса при минимальных экологических рисках, они относятся к категории так называемого точного земледелия с использованием прецизионной техники, современных препаратов, информационных технологий.
15. По критерию интенсивности различают четыре категории технологий. Что относится высокоинтенсивным?
а) ориентированные на использование естественного плодородия почв без применения удобрений и других химических средств или с ограниченным их использованием;
б) обеспеченные минеральными удобрениями и пестицидами в том минимальном количестве, которое позволяет осваивать почвозащитные системы земледелия, поддерживать средний уровень окультуренности почв, устранять дефицит элементов минерального питания и давать удовлетворительное качество продукции, эти технологии используются для пластичных сортов зерновых;
в) рассчитанные на получение планируемого урожая высокого качества в системе непрерывного управления продукционным процессом сельскохозяйственной культуры, обеспечивающие оптимальное минеральное питание растений и защиту от вредных организмов и полегания;
г) рассчитанные на достижение урожайности культуры, близкой к ее биологическому потенциалу, с заданным качеством продукции с помощью достижений научно-технического прогресса при минимальных экологических рисках, они относятся к категории так называемого точного земледелия с использованием прецизионной техники, современных
16. Продукционный процесс – это:
а) это совокупность операций по управлению процессом производства сельскохояйственных культур в агроценозах с целью достижения планируемой урожайности и качества продукции при обеспечении экологической безопасности и определенной экономической эффективности.
б) это комплекс мер, основанных на знании и опыте хозяйствования в определенных природных условиях, который включает: применение удобрений, регулирование роста растений, борьбу с сорняками, болезнями и вредителями, т. е. тех действий, которые по существу и являются технологией возделывания сельскохозяйственных культур.
в) это совокупность технологий, технических средств и систем принятия решений, направленных на управление параметрами плодородия, влияющими на рост растений.
г) это совокупность взаимосвязанных процессов, происходящих в растении и формирующих его урожай; к основным процессам относятся фотосинтез, дыхание, рост, а также другие, зависящие от факторов внешней среды.
17. Важнейшей глобальной тенденцией совершенствования почвообработки является:
а) минимизация (применение минимальных и нулевых обработок)
б) увеличение гербицидов и азотных удобрений
в) высокая распаханность
г) нарастание засоренности
18.Минимизация – это:
а) обеспечивает непосредственную организацию работы МТП и получение от нее максимального дохода.
б) предназначен для мониторинга использования техники, выполнения механизированных работ в хозяйствах всех форм собственности, их анализа и обоснования рациональных организационных форм и методов выполнения механизированных работ.
в) применение минимальных и нулевых обработок способствует снижению испарения с поверхности почвы за счет уменьшения аэрации пахотного слоя и мульчирующего эффекта растительных остатков при достаточном их количестве. Благодаря мульче эффективнее используется конденсационная влага.
г) служит для организации механизированных работ в фермерских и коллективных хозяйствах с помощью заказного или оперативного проката тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин.
19. Управление посевами - это:
а) это совокупность согласованных растениеводческих мер, которые с учетом зоны выращивания, погодных условий и состояния посевов целенаправленно проводятся для получения оптимальной структуры посевов и реализации специфической для данной местности потенциальной урожайности сорта при оптимальной интенсивности возделывания и минимизации экологического ущерба.
б) это комплекс мер, основанных на знании и опыте хозяйствования в определенных природных условиях, который включает: применение удобрений, регулирование роста растений, борьбу с сорняками, болезнями и вредителями, т. е. тех действий, которые по существу и являются технологией возделывания сельскохозяйственных культур.
в) это совокупность технологий, технических средств и систем принятия решений, направленных на управление параметрами плодородия, влияющими на рост растений.
г) это совокупность технологических приемов для целенаправленной дифференцированной обработки отдельных частей поля с учетом мелкомасштабных различий природных условий для создания наиболее благоприятных условий для роста и развития культурных растений с учетом неоднородности поля по плодородию.
Система знаний по дисциплине «Современные технологии и технические средства почвозащитного земледелия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
- посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости; во время лекции можно задать лектору вопрос; слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы: работа над записью лекции завершается дома.
- посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать; задание к практическому занятию выдает преподаватель; задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу; практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия; в процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение; на практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления; практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
- систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из технической и научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов; задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
- под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
Практическая подготовка организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно управление механизацией и автоматизацией технологических процессов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году