2024-2025_35_04_06_24-1 АИ1_ТС_plx_Методология научного творчества
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.02.01
Методология научного творчества
Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
16
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
16
16
16
16
Итого
36
36
36
36
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Смирнов П.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Методология научного творчества" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Сформировать у специалиста систему знаний и представлений о логике и методологии агроинженерной науки.
1.2
Сформировать представления по логике агроинженерной науки и истории научных школ; системе накопления научных знаний и методах научного исследования; о методах планирования и организации экспериментального исследования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
История и методология науки в агроинженерии
 
2.2.2
Оптимизация технологий и технических средств в животноводстве
 
2.2.3
Оптимизация технологических процессов в АПК
 
2.2.4
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.5
Диагностика и техническое обслуживание машин
 
2.2.6
Проектирование машинно-тракторного парка и инженерно-технического обеспечения
 
2.2.7
Производственная практика, педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними
 
 
 
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информа-ции
 
 
 
УК-1.3 Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения
 
 
 
УК-1.4 Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
 
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.1 Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
 
 
 
УК-6.2 Имеет навыки создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач
 
 
 
ПК-2. Способен управлять производственной деятельностью в области технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
ПК-2.1 Осуществляет координацию деятельности подразделений сельскохозяйственной организации при реализации перспективных и текущих планов технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
 
 
ПК-2.2 Организует материально-техническое и кадровое обеспечение подразделений технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
 
 
ПК-2.3 Оценивает эффективность использования ресурсов в процессе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники в организации
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
специфику научной методологии;
3.1.2
методы теоретического исследования;
3.1.3
методы эмпирических исследований;
3.1.4
стадии творческого процесса в науке;
3.1.5
психологию научного общения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
составлять схему научного исследования;
3.2.2
составлять структура научной публикации.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
 
Оснащенность
 
3.3.1
самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в научной, конструкторской и экспериментально-опытной деятельности новые знания и умения.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение. Общенаучные подходы

 
Введение Общенаучные подходы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
0
0
 
Субстратный, структурный, функциональный, системный и модельный подходы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
0
0
 
Общенаучные методы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
0
0
 
Абстрагирование, определение, анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, аналогия, моделирование, обобщение и научное объяснение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
2
учебная дискуссия
0
 
 
Раздел 2. Методы исследования

 
Методы теоретических исследований /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
2
проблемная лекция
0
 
Методы эмпирических исследований /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
0
0
 
Творческий процесс в науке и его стадии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
2
проблемная лекция
0
 
Идеализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, методы аксиоматизации и формализации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
0
0
 
Наблюдение, описание и сравнение, измерение /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
2
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Язык научного общения, научное мышление, научный диалог, коллективная научная деятельность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
0
0
 
По разделу 1 Общенаучные подходы и методы и по разделу 2 Методы исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

16
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
0
сообщение, доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Раздел 3. Зачет

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-6.1 УК-6.2
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Охарактеризуйте науковедение как отрасль науки.

2. Расскажите о роли философии в общей методологии.

3. Покажите границы применения общей методологии.

4. История науковедения.

5. Приведите примеры методологических знаний в древности.

6. Общее и особенное в науках об обществе и природе.

7. Трехкомпонентность науки.

8. Представление о науковедении.

9. Научная рациональность.

10. Научное исследование.

11. Общенаучные подходы: субстратный подход.

12. Общенаучные подходы: структурный подход.

13. Общенаучные подходы: функциональный подход.

14. Общенаучные подходы: системный подход.

15. Общенаучные подходы: модельный подход.

16. Общенаучные методы: абстрагирование.

17. Общенаучные методы: определение.

18. Общенаучные методы: анализ и синтез.

19. Общенаучные методы: индукция и дедукция.

20. Общенаучные методы: классификация.

21. Общенаучные методы: аналогия.

22. Общенаучные методы: моделирование.

23. Общенаучные методы: обобщение.

24. Общенаучные методы: научное объяснение.

25. Методы теоретического исследования: идеализация.

26. Методы теоретического исследования: мысленный эксперимент.

27. Методы теоретического исследования: гипотеко-дедуктивный метод.

28. Методы теоретического исследования: метод аксиоматизации.

29. Методы теоретического исследования: метод формализации.

30. Методы эмпирических исследований: наблюдение.

31. Методы эмпирических исследований: описание и сравнение.

32. Методы эмпирических исследований: измерение.

33. Научное мышление. «Язык» научного мышления.

34. Объясняющее мышление.

35. Мышление как диалог.

36. Размышления над обыденным и научным опытом.

37. Интуитивное и научное творчество.

38. Творческий процесс в науке.

39. Стадии творческого процесса.

40. Интеллект и научное творчество.

41. Тестология интеллектуальных способностей.

42. Тесты творческих способностей и результативность научного творчества.

43. Психологические особенности личности ученого.

 
Оснащенность
 
44. Индивидуальные психологические характеристики ученых.

45. Типология ученых по Селье.

46. Научное общение.

47. Роль дискуссии в развитии науки.

48. Защитный характер творческого мышления.

49. Коллективный характер научной деятельности.

50. Малая группа в науке как субъект творчества.

51. Программно-ролевая концепция малой группы.

52. Общение в малой группе.

53. Продуктивный конфликт в малой группе.

54. Стиль руководства малой группой.

55. Адаптация молодого специалиста в малой группе.

56. Школы в науке.

57. Этос науки.

58. Стимуляция творческого мышления.

59. Специфические методы стимуляции творчества.

60. Коллективный поиск идей.

61. Оценка научной продуктивности.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Примерная тематика докладов

1. Системный анализ влияния факторов на показатели работы машины (для вида оценки).

2. Построение математической модели рабочего процесса машины.

3. Оптимизация параметров машинно-тракторного агрегата.

4. Системный анализ процесса работы машины.

5. Статистическая обработка на ЭВМ случайной выборки.

6. Статистическая обработка на ЭВМ случайной функции.

7. Определение доверительного интервала для оценок случайной величины.

8. Эволюционное планирование.

9. Априорное ранжирование (экспертный опрос).

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Лачуга Ю. Ф., Шаршунов В. А.
Инновационное творчество - основа научно-технического прогресса: учебное пособие
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Слесаренко Н. А., Борхунова Е. Н., Борунова С. М., Кузнецов С. В., Абрамов П. Н., Широкова Е. О.
Методология научного исследования: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Лапаева М. Г.
Методология научных исследований: учебное пособие
Оренбург: ОГУ, 2017
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
MapInfo
6.3.1.6
Access 2016
6.3.1.7
Visio 2016
 
Оснащенность
 
6.3.1.8
VisualStudio 2015
6.3.1.9
Office 2007 Suites
6.3.1.10
MozillaFirefox
6.3.1.11
MozillaThinderbird
6.3.1.12
7-Zip
6.3.1.13
OfficeStandard 2010
6.3.1.14
OfficeStandard 2013
6.3.1.15
LibreOffice
6.3.1.16
ОС Windows Vista
6.3.1.17
ОС Windows 7
6.3.1.18
ОС Windows 8
6.3.1.19
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
 
2-203
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER, экран, ноутбук), учебно-наглядные пособия, доска классная 3-х элементная, столы (16 шт.), стулья ученические (32 шт.) 
 
Оснащенность
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Методология научного творчества» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Методология научного творчества», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Методология научного творчества» следует усвоить:

- ключевые понятия науковедения, её методологии в научной деятельности;

- виды и специфику научной деятельности и её методологии;

- порядок создания, внедрения, сопровождения научных продуктов.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________