2024-2025_35_04_06_24-1 АИ1_ТС_plx_Производственная практика_ педагогическая практика
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б2.О.04(П)
Производственная практика, педагогическая практика
Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

рабочая программа практики
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
12
12
12
12
В том числе в форме практ.подготовки
80
80
80
80
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
96
96
96
96
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р техн. наук, проф., Максимов И.И.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709).
При разработке рабочей программы практики "Производственная практика, педагогическая практика" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа практики проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета   Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
закрепление и углубление теоретической подготовки магистранта и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере педагогической деятельности, в частности применения современных методов и методик преподавания специальных дисциплин, разработки рабочих программ и методического обеспечения для преподавания технических дисциплин, знакомство студентов с принципами организации учебного процесса в вузе.
 
2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б2.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Оптимизация технологий и технических средств в животноводстве
2.1.2
Оптимизация технологических процессов в АПК
2.1.3
Производственная практика, эксплуатационная практика
2.1.4
Инвестирование научных проектов в агроинженерии
2.1.5
Методология научного творчества
2.1.6
Основы научных исследований в агроинженерии
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
ОПК-2. Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик
 
ОПК-2.1 Знает способы передачи профессиональных знаний с использованием современных педагогических методик
 
 
 
ОПК-2.2 Передает профессиональные знания с использованием современных педагогических методик
 
 
 
ПК-2. Способен управлять производственной деятельностью в области технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
ПК-2.1 Осуществляет координацию деятельности подразделений сельскохозяйственной организации при реализации перспективных и текущих планов технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
 
 
ПК-2.2 Организует материально-техническое и кадровое обеспечение подразделений технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
 
 
ПК-2.3 Оценивает эффективность использования ресурсов в процессе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники в организации
 
 
 
В результате освоения практики обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способы передачи профессиональных знаний с использованием современных педагогических методик;
3.1.2
координацию деятельности подразделений сельскохозяйственной организации при реализации перспективных и текущих планов технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники;
3.1.3
материально-техническое и кадровое обеспечение подразделений технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники;
3.1.4
эффективность использования ресурсов в процессе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники в организации. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять координацию деятельности подразделений сельскохозяйственной организации при реализации перспективных и текущих планов технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники;
3.2.2
организовать материально-техническое и кадровое обеспечение подразделений технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники;
3.2.3
оценивать эффективность использования ресурсов в процессе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники в организации;
3.2.4
передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
осуществлять координацию деятельности подразделений сельскохозяйственной организации при реализации перспективных и текущих планов технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники;
3.3.2
организовать материально-техническое и кадровое обеспечение подразделений технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники;
 
Оснащенность
 
3.3.3
оценивать эффективность использования ресурсов в процессе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники в организации;
3.3.4
передавать способы передачи профессиональных знаний с использованием современных педагогических методик;  
3.3.5
передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Подготовительный

 
1.Организационное собрание, ознакомление с целями, задачами, со-держанием практики, инструктаж по технике безопасности и культуре по-ведения, инструктаж по формам, объёму и видам работ.

2. Изучение нормативных документов по организации учебного процесса в академии.

3. Знакомство с учебной и научно-исследовательской деятельностью кафедры, основными образовательными программами (ООП), реализуемыми на кафедре, перечнем учебных дисциплин ООП

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Зачет по технике безопасности
10
 
 
Раздел 2. Практический

 
1. Анализ и обзор учебной и методической литературы;

2. Разработка программы учебной дисциплины,  учебно-методических рекомендаций по её изучению;  

3.Подготовка учебно-методических материалов в соответствии с выбранной специализацией (кейсов, презентаций, деловых ситуаций, материалов для семинарских занятий, составление задач и т.д.);

4.Разработка контрольно-измерительных материалов: тестов, экзаменационных вопросов, контрольных работ;

5.Подготовка, проведение и анализ аудиторного занятия (лекция,  практическое занятие)..

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

65
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка записи в дневнике практики
50
 
 
Раздел 3. Аналитический

 
1.Обработка, систематизация и анализ полученной информации;

2. Подготовка отчета по практике;

3. Получение отзыва-характеристики

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка записи в дневнике практики, наличия от-чета по практике
1
 
1.Обработка, систематизация и анализ полученной информации;

2. Подготовка отчета по практике;

3. Получение отзыва-характеристики

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

31
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка записи в дневнике практики, наличия от-чета по практике
18
 
 
Раздел 4. Отчетный

 
Сдача отчета по практике и дневника на кафедру, устранение замечаний руководителя по практике /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Защита отчета по практике
1
 
Оснащенность
 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Какие нормативные документы регламентируют вопросы образовательного процесса?

2. Какие учебно-методические материалы использовались для проведения аудиторных занятий;

3. Каков механизм составления программы учебной дисциплины; подходы к планированию трудоемкости освоения учебной дисциплины и ее структуры (соотношения видов и форм проведения занятий);

4. Какие современные методы, технологии и технические средства используются в образовательном процессе.

5. Какие современные методы и методики использовались при подготовке и проведении занятий;

6. Какие материалы были собраны во время практики.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Типовые задания:

Обучающийся:

1. Анализирует требования к изучению дисциплины, формы и методы  текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, подходы к оценке сформированных компетенций;

2. Изучает  программу учебной дисциплины и порядок ее составления; подходы к планированию трудоемкости освоения учебной дисциплины и ее структуры (соотношения видов и форм проведения занятий);

3. Составляет обзор литературных источников по технологии профессионального обучения, Интернет-сайтов доступной учебной и специальной литературы, современных технических средств и технологий обучения по профилю специализации кафедры;

4. Изучает учебные и учебно-методические материалы по дисциплине, принципы и формы их разработки;

5. Анализирует подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения дисциплины;

6. Учебно-методические материалы для сопровождения аудиторных занятий;

7. Посещает занятия, проводимые ведущими преподавателями вуза и другими магистрантами в рамках педагогической практики;

8. Осваивает современные методы, технологии и технические средства обучения.

9.     Собирает  всю необходимую информацию в соответствии с программой практики.

Индивидуальное задание:

1. Изучить учебную и научную литературу по теме выпускной квалификационной работы;

2. Собрать и обработать необходимый материал для написания научной статьи по теме выпускной квалификационной работы;

3. Представить научному руководителю результаты своей работы, полученные в ходе прохождения педагогической практики.

Вопросы для собеседования

1. Какие нормативные документы регламентируют вопросы образовательного процесса?

2. Какие учебно-методические материалы использовались для проведения аудиторных занятий;

3. Каков механизм составления программы учебной дисциплины; подходы к планированию трудоемкости освоения учебной дисциплины и ее структуры (соотношения видов и форм проведения занятий);

4. Какие современные методы, технологии и технические средства используются в образовательном процессе.

5. Какие современные методы и методики использовались при подготовке и проведении занятий;

6. Какие материалы были собраны во время практики.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кроль В. М.
Психология и педагогика: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.2
Шарипов В. Ф.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие
М.: Логос, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.3
Шарипов Ф. В., Ушаков В. Д.
Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие
Москва: Логос, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Максимов И. И.
Практикум по сельскохозяйственным машинам: учебное пособие
Чебоксары, 2012
10
 
Л2.2
Максимов И. И.
Практикум по сельскохозяйственным машинам: учебное пособие
СПб.: Лань, 2015
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
bCad Витрина
6.3.1.6
MapInfo
6.3.1.7
Access 2016
6.3.1.8
Visio 2016
6.3.1.9
VisualStudio 2015
6.3.1.10
Office 2007 Suites
6.3.1.11
GIMP
6.3.1.12
MozillaFirefox
6.3.1.13
MozillaThinderbird
6.3.1.14
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
2-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER, экран, ноутбук) и учебно-наглядные пособия, лабораторное оборудование «Петкус», твердомер Ревякина, профилограф, чертежная доска и чертежный прибор, лемешно-отвальный корпус плуга, пурка зерновая, лабораторная установка с катушечным высевающим аппаратом и комплектом емкостей для приема и взвешивания зерна, весы электронные, лабораторная установка для определения параметров и режимов работы мотовила, решетный классификатор РКФ-1, автотрансформатор, аэродинамическая труба, стеллаж металлический с макетами с/х техники, доска классная, столы (16 шт.), стулья ученические (30 шт.)
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАКТИКИ
Для руководства практикой, проводимой в вузе, назначается руководитель (руководители) практики от вуза из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу вуза, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от  вуза.

Руководитель практики от вуза:

- составляет рабочий график (план) проведения практики; разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;

- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

При проведении практики в профильной организации руководителем практики от вуза и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

Направление на практику оформляется приказом ректора (проректора по учебно-методической работе)  вуза с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики. Изменение профильной организации обучающимся самовольно после издания приказа не допускается. При невозможности прохождения практики на предприятии, указанном в приказе, в течение 3 дней с начала практики издается новый приказ во изменение предыдущего, подготовленный на основании личного заявления студента с указанием причин, подписанного деканом, согласованного с руководителем практики от кафедры и при наличии нового договора с предприятием.

Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно управление механизацией и автоматизацией технологических процессов.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

Обучающиеся в период прохождения практики:

- выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

       В процессе педагогической  практики обучающийся  использует:

       -компьютерные технологии и программные продукты, используемые для сбора, систематизации, анализа технико-экономической  информации, разработки проектов и планов их реализации, проведения требуемых в процессе практики расчетов;

        -научно-производственные технологии, применяемые в организации, в которой обучающийся проходит практику;

        -мультимедийные технологии для проведения ознакомительных мероприятий, презентации результатов исследований;

        -дистанционные технологии для консультирования обучающегося в период прохождения практики.

Перед началом практики обучающийся магистратуры должен иметь на руках:

1. Направление деканата на прохождение педагогической  практики;

2. Договор, подписанный обучающимся, ответственным от университета и руководителем предприятия, где будет 

 
Оснащенность
 
проходить практика;

3. Дневник практики, содержащий задание, подписанное руководителем практики;

4. Полную программу практики и имеющиеся в вузе методические пособия.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________