(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. «Черкуша» - первое почвообрабатывающее орудие человека.
3. Устройство русской коловой сохи.
4. Обоснование деталей сохи.
5. Исторические предпосылки, возникновение и конструкция косули.
6. Устройство и рабочий процесс сабана.
7. Первые конные плуги: устройство, термины, рабочий процесс.
8. Первые тракторные плуги.
9. «Гвоздевка» и деревянная конная борона.
10. Конные дисковые орудия «рандали»: назначение, устройство, конструкция.
11. Конструкция лопатчатых культиваторов.
12. Устройство водяного колеса (привода).
13. Устройство водяной мельницы.
14. Устройство ветряной мельницы козлового типа.
15. Конструкция ветряной мельницы шатрового типа.
16. Паровые машины Т. Севери и Д. Папена.
17. Паровая машина Т. Ньюкомена.
18. Паровая машина И.И. Ползунова.
19. Паровой двигатель Дж. Уатта двухстороннего действия.
20. Первый двигатель внутреннего сгорания Ленуара.
21. Первые паровые тракторы.
22. Первый в мире гусеничный трактор Ф.А. Блинова.
23. Первые российские колесные тракторы Я. Мамина.
24. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.
26. Устройство первых российских тракторов .
27. Технические характеристики первых российских тракторов .
28. Первые тракторные заводы СССР.
29. Тракторостроение и танкостроение в СССР.
30. Тракторостроение в послевоенные годы.
31. Устройство серпа и косы для скашивания зерновых культур.
32. Первые конные жнейки.
33. Первый зерноуборочный комбайн Власенко.
34. Рабочий процесс паровой молотилки.
35. «Сложная молотилка» - назначение, конструкция
36. Маслобойное производство в дореволюционной России.
37. Крахмально-паточное производство из картофеля.
38. Первые паровые автомобили.
39. Первые автомобили с ДВС К. Бенца и Г. Даймлера.
40. Первый отечественный автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе.
41. Автомобили Б. Луцкого.
42. Первый автомобильный завод в Российской империи.
43. АМО-ЗИЛ – первый автозавод в СССР.
44. Конструкции первых грузовых автомобилей.
45. История Горьковского автозавода.
46. Укажите время (век) возникновения науки.
47. Назовите древние культуры, в рамках которых формировались эле-менты научного знания.
48. Назовите две стадии в истории формирования и развития науки.
49. Укажите характерные признаки преднауки как стадии в истории формирования и развития науки.
50. Охарактеризуйте значение Евклидовой геометрии в истории науки.
51. Назовите время появления теоретического естествознания.
52. Объясните смысл мысли: «история науки – это не драма людей, а драма идей».
53. Объясните сущность стиля мышления в научном познании.
54. Назовите основной способ получения знания, характерный для античного мышления.
55. Назовите основные способы получения знания, характерные для науки Нового времени.
56. Укажите время оформления науки в качестве социального института.
57. Назовите этапы развития истории науки как самостоятельной отрасли знания.
58. Раскройте суть хронологического описания и исследования диалектики идей как типов историко-научного исследования.
59. Назовите слабые стороны хронологического описания как типа историко-научного исследования.
60. Объясните причины изменения оценки наукой одного и того же факта на протяжении времени.
61. Раскройте многообразие понятие техника в современной науке.
62. Принципы полисистемной природы научного знания.
63. Системность научного знания.
64. Научные теории. Их полисистемность.
65. Структура и функция научных теорий. Примеры в агроинженерии.
66. Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий.
67. Взаимосвязь реальности и теории.
68. Понятие «Субъект науки».
69. Понятие «Объект науки».
70. Развитие языковых средств науки.
71. Модели понятия алгоритма.
72. Использование специальной научной аппаратуры в научном познании.
73. Научные оценки и структурно-номинативная модель.
74. Типология оценок.
75. Современные проблемы агроинженерной науки.
2. Определите и раскройте понятие «научная рациональность»
3. Научное мышление как основа научного исследования
4. Назовите древние культуры, в рамках которых формировались элементы научного знания.
5. Укажите характерные признаки преднауки как стадии в истории формирования и развития науки.
6. Хронологическое описание как типа историко-научного исследования.
7. Развитие научного мышления. «Язык» научного мышления.
8. Объясняющее мышление. Мышление как диалог
9. Общность и различия научного и обыденного объяснения
10. Особенности рассмотрения научного творчества с позиции психологии
11. Стадийность творческого процесса. Интуиция и научное творчество
12. Интеллект и научное творчество
13. Тестология общих интеллектуальных способностей
14. Психологические особенности личности учёного и их формирование
16. Научное общение
17. Роль дискуссии в развитии науки
18. Коллективность научной деятельности
19. Малая группа как субъект научного творчества
20. Программно-ролевая концепция малой группы
21. Общение и продуктивные конфликты в малой группе
22. Стиль руководства малой группой
23. Школы в науке
24. Нравственность в науке
25. Методы стимуляции научного творчества
26. Метод мозгового штурма
27. Оценка качества научной продукции исследователя
28. История и устройство русской сохи.
29. Устройство и рабочий процесс сабана.
30. Первые конные плуги: устройство, термины, рабочий процесс.
31. Первые тракторные плуги.
32. «Гвоздевка» и деревянная конная борона.
33. Конные и тракторные дисковые орудия «рандали»: назначение, устройство, конструкция.
34. Конструкция лопатчатых культиваторов.
35. Устройство водяного колеса (привода).
36. Устройство ветряного привода (на примере мельницы)
37. Паровая машина Т. Ньюкомена и И.И. Ползунова
38. Паровой двигатель Дж. Уатта двухстороннего действия.
39. Первый двигатель внутреннего сгорания Ленуара.
40. Первый в мире гусеничный трактор Ф.А. Блинова.
41. Первые российские колесные тракторы Я. Мамина.
42. Проведите краткий анализ тракторов 1920-х годов.
43. Технические характеристики первых российских тракторов .
44. Первые тракторные заводы СССР.
45. Тракторостроение и танкостроение в СССР.
46. Тракторостроение в послевоенные годы.
47. Первые конные жнейки.
48. Первый зерноуборочный комбайн Власенко.
49. Рабочий процесс паровой молотилки.
50. Маслобойное производство в дореволюционной России.
51. Крахмально-паточное производство из картофеля.
52. Первые паровые автомобили.
53. Первые автомобили с ДВС К. Бенца и Г. Даймлера.
54. Первый отечественный автомобиль Е. Яковлева и П. Фрезе.
55. Первый автомобильный завод в Российской империи.
56. АМО-ЗИЛ – первый автозавод в СССР.
57. Конструкции первых грузовых автомобилей.
58. История Горьковского автозавода.
59. Сельскохозяйственный транспорт в послевоенные годы
60. Современные проблемы агроинженерной науки.
1. Выдающиеся инженеры, изобретатели и конструкторы (на самостоятельный выбор: Архимед, Г. Александрийский, Ктесибий, Ленардо да Винчи, Т. Севери, Д. Папен, И.И. Ползунов, Дж. Бранка, Г. П. Лаваль, Парсонс, Дж. Уатт, У. Мердок, С. Карно, Ленуар, А.Н. Отто, Альфонс Бо-де-Рош, Р. Дизель, Б.Г. Луцкой. В. Майбах, Э. Румплер, отец и сын Черепановы, И.П. Кулибин, Ф.А. Блинов, Я.В. Мамин, В.П. Горячкин и др.).
2. История тракторного (комбайнового, автомобильного и др. с.-х. направления) завода.
3. Конструкция и особенности трактора (на выбор см. Приложение Спр.-метод. пособия).
4. Конструкция тягача (на выбор) Красной Армии.
5. Конструкция орудий (на выбор) для обработки почвы.
6. Первые зерновые сеялки.
7. Конструкции зерноуборочных комбайнов (на выбор).
8. Устройство сложной молотилки.
9. Зерноочистительные и сушильные машины.
10. Устройство и работа локомобиля.
11. Устройство и приспособления для ручной ковки.
12. Конструкция и технические данные автомобиля, используемого в сельском хозяйстве (на выбор).
13. История металлообрабатывающего (токарного, фрезерного, строгального, сверлильного и др. на выбор) станка.
15. Механизация переработки масличных культур.
16. Технология и система машин для переработки крупяных культур.
17. Простейшие машины крахмально-паточного производства.
18. Переработка сахарной свеклы.
19. Конструкция ветряной (водяной) мельницы.
20. Механизация переработки кожевенного производства.
21. Модель и ее свойства.
22. Принципы полисистемной природы научного знания.
23. Системность научного знания.
24. Научные теории. Их полисистемность.
25. Структура и функция научных теорий. Примеры в агроинженерии.
26. Уровни теоретичности, конструктивности и структуризации теорий.
27. Взаимосвязь реальности и теории.
28. Понятие «Субъект науки».
29. Понятие «Объект науки».
30. Развитие языковых средств науки.
31. Модели понятия алгоритма.
32. Использование специальной научной аппаратуры в научном познании.
33. Научные оценки и структурно-номинативная модель.
34. Типология оценок.
35. Современные проблемы агроинженерной науки.
Система знаний по дисциплине «История и методология науки в агроинженерии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов,
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «История и методология науки в агроинженерии» следует усвоить:
- ключевые понятия науковедения, её методологии в научной деятельности;
- виды и специфику научной деятельности и её методологии;
- порядок создания, внедрения, сопровождения научных продуктов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году