(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Расскажите о роли философии в общей методологии.
3. Покажите границы применения общей методологии.
4. История науковедения.
5. Приведите примеры методологических знаний в древности.
6. Общее и особенное в науках об обществе и природе.
7. Трехкомпонентность науки.
8. Представление о науковедении.
9. Научная рациональность.
10. Научное исследование.
11. Общенаучные подходы: субстратный подход.
12. Общенаучные подходы: структурный подход.
13. Общенаучные подходы: функциональный подход.
15. Общенаучные подходы: модельный подход.
16. Общенаучные методы: абстрагирование.
17. Общенаучные методы: определение.
18. Общенаучные методы: анализ и синтез.
19. Общенаучные методы: индукция и дедукция.
20. Общенаучные методы: классификация.
21. Общенаучные методы: аналогия.
22. Общенаучные методы: моделирование.
23. Общенаучные методы: обобщение.
24. Общенаучные методы: научное объяснение.
25. Методы теоретического исследования: идеализация.
26. Методы теоретического исследования: мысленный эксперимент.
27. Методы теоретического исследования: гипотеко-дедуктивный метод.
28. Методы теоретического исследования: метод аксиоматизации.
29. Методы теоретического исследования: метод формализации.
30. Методы эмпирических исследований: наблюдение.
31. Методы эмпирических исследований: описание и сравнение.
32. Методы эмпирических исследований: измерение.
33. Научное мышление. «Язык» научного мышления.
34. Объясняющее мышление.
35. Мышление как диалог.
36. Размышления над обыденным и научным опытом.
37. Интуитивное и научное творчество.
38. Творческий процесс в науке.
39. Стадии творческого процесса.
40. Интеллект и научное творчество.
41. Тестология интеллектуальных способностей.
42. Тесты творческих способностей и результативность научного творчества.
43. Психологические особенности личности ученого.
44. Индивидуальные психологические характеристики ученых.
45. Типология ученых по Селье.
46. Научное общение.
47. Роль дискуссии в развитии науки.
48. Защитный характер творческого мышления.
49. Коллективный характер научной деятельности.
50. Малая группа в науке как субъект творчества.
51. Программно-ролевая концепция малой группы.
52. Общение в малой группе.
53. Продуктивный конфликт в малой группе.
54. Стиль руководства малой группой.
55. Адаптация молодого специалиста в малой группе.
56. Школы в науке.
57. Этос науки.
58. Стимуляция творческого мышления.
59. Специфические методы стимуляции творчества.
60. Коллективный поиск идей.
61. Оценка научной продуктивности.
1. Системный анализ влияния факторов на показатели работы машины (для вида оценки).
2. Построение математической модели рабочего процесса машины.
3. Оптимизация параметров машинно-тракторного агрегата.
4. Системный анализ процесса работы машины.
5. Статистическая обработка на ЭВМ случайной выборки.
6. Статистическая обработка на ЭВМ случайной функции.
7. Определение доверительного интервала для оценок случайной величины.
8. Эволюционное планирование.
9. Априорное ранжирование (экспертный опрос).
Система знаний по дисциплине «Методология научного творчества» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Методология научного творчества», для неуспевающих
При изучении дисциплины «Методология научного творчества» следует усвоить:
- ключевые понятия науковедения, её методологии в научной деятельности;
- виды и специфику научной деятельности и её методологии;
- порядок создания, внедрения, сопровождения научных продуктов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году