2024-2025_35_04_06_24-1 АИ2_ЭиЭ_plx_Производственная практика_ педагогическая практика
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б2.О.04(П)
Производственная практика, педагогическая практика
Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии

рабочая программа практики
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
12
12
12
12
В том числе в форме практ.подготовки
80
80
80
80
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
96
96
96
96
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Белов Е.Л.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709).
При разработке рабочей программы практики "Производственная практика, педагогическая практика" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа практики проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета   Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
закрепление и углубление теоретической подготовки магистранта и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере педагогической деятельности, в частности применения современных методов и методик преподавания специальных дисциплин, разработки рабочих программ и методического обеспечения для преподавания технических дисциплин, знакомство студентов с принципами организации учебного процесса в вузе.
 
2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б2.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научные основы электротехнологии и светотехники в АПК
2.1.2
Производственная практика, эксплуатационная практика
2.1.3
Современные проблемы науки и производства в агроинженерии
2.1.4
Инвестирование научных проектов в агроинженерии
2.1.5
Методология научного творчества
2.1.6
Основы научных исследований в агроинженерии
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
ОПК-2. Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик;
 
ОПК-2.1 Знает способы передачи профессиональных знаний с использованием современных педагогических методик
 
 
 
ОПК-2.2 Передает профессиональные знания с использованием современных педагогических методик
 
 
 
ПК-2. Способен управлять производственной деятельностью в области технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
ПК-2.1 Осуществляет координацию деятельности подразделений сельскохозяйственной организации при реализации перспективных и текущих планов технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
 
 
ПК-2.2 Организует материально-техническое и кадровое обеспечение подразделений технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
 
 
ПК-2.3 Оценивает эффективность использования ресурсов в процессе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сельскохозяйственной техники в организации
 
 
 
В результате освоения практики обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные образовательные программы и учебные планы на уровне, предусмотренном федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования;
3.1.2
- программы и содержание преподаваемых дисциплин.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- самостоятельно разрабатывать планы и конспекты занятий по учебным дисциплинам;
3.2.2
- анализировать и правильно выбирать основную и дополнительную литературу в соответствии с тематикой и целями учебных занятий;
3.2.3
- разрабатывать необходимый для проведения учебных занятий материал на современном научно-методическом уровне;
3.2.4
- методически правильно проводить все виды учебных занятий;
3.2.5
- разрабатывать и формулировать индивидуальные задания для выполнения обучающимися инженерных расчетов;
3.2.6
- решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи с использованием законов и методов различных наук.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- применения современных образовательных технологий;
3.3.2
- выбора оптимальных стратегий преподавания в зависимости от целей обучения и уровня подготовки обучающихся;
3.3.3
- применения законов и основ математики, естественных и экономических наук;
3.3.4
- выполнения инженерных расчетов при проектировании новых технологий и объектов.
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Подготовительный

 
1.Организационное собрание, ознакомление с целями, задачами, со-держанием практики, инструктаж по технике безопасности и культуре по-ведения, инструктаж по формам, объёму и видам работ.

2. Изучение нормативных документов по организации учебного процесса в академии.

3. Знакомство с учебной и научно-исследовательской деятельностью кафедры, основными образовательными программами (ООП), реализуемыми на кафедре, перечнем учебных дисциплин ООП

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Зачет по технике безопасности
10
 
 
Раздел 2. Практический

 
1. Анализ и обзор учебной и методической литературы;

2. Разработка программы учебной дисциплины,  учебно-методических рекомендаций по её изучению;  

3.Подготовка учебно-методических материалов в соответствии с выбранной специализацией (кейсов, презентаций, деловых ситуаций, материалов для семинарских занятий, составление задач и т.д.);

4.Разработка контрольно-измерительных материалов: тестов, экзаменационных вопросов, контрольных работ;

5.Подготовка, проведение и анализ аудиторного занятия (лекция,  практическое занятие)..

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

65
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка записи в дневнике практики
50
 
 
Раздел 3. Аналитический

 
1.Обработка, систематизация и анализ полученной информации;

2. Подготовка отчета по практике;

3. Получение отзыва-характеристики

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка записи в дневнике практики, наличия от-чета по практике
1
 
1.Обработка, систематизация и анализ полученной информации;

2. Подготовка отчета по практике;

3. Получение отзыва-характеристики

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

31
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка записи в дневнике практики, наличия от-чета по практике
18
 
 
Раздел 4. Отчетный

 
Сдача отчета по практике и дневника на кафедру, устранение замечаний руководителя по практике /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Защита отчета по практике
1
 
Подготовка, сдача отчета с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
Оснащенность
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Какие нормативные документы регламентируют вопросы образовательного процесса?

2. Какие учебно-методические материалы использовались для проведения аудиторных занятий;

3. Каков механизм составления программы учебной дисциплины; подходы к планированию трудоемкости освоения учебной дисциплины и ее структуры (соотношения видов и форм проведения занятий);

4. Какие современные методы, технологии и технические средства используются в образовательном процессе.

5. Какие современные методы и методики использовались при подготовке и проведении занятий;

6. Какие материалы были собраны во время практики.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
1. Анализирует требования к изучению дисциплины, формы и методы  текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, подходы к оценке сформированных компетенций;

2. Изучает  программу учебной дисциплины и порядок ее составления; подходы к планированию трудоемкости освоения учебной дисциплины и ее структуры (соотношения видов и форм проведения занятий);

3. Составляет обзор литературных источников по технологии профессионального обучения, Интернет-сайтов доступной учебной и специальной литературы, современных технических средств и технологий обучения по профилю специализации кафедры;

4. Изучает учебные и учебно-методические материалы по дисциплине, принципы и формы их разработки;

5. Анализирует подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения дисциплины;

6. Учебно-методические материалы для сопровождения аудиторных занятий;

7. Посещает занятия, проводимые ведущими преподавателями вуза и другими магистрантами в рамках педагогической практики;

8. Осваивает современные методы, технологии и технические средства обучения.

9.     Собирает  всю необходимую информацию в соответствии с программой практики.

Индивидуальное задание:

1. Изучить учебную и научную литературу по теме выпускной квалификационной работы;

2. Собрать и обработать необходимый материал для написания научной статьи по теме выпускной квалификационной работы;

3. Представить научному руководителю результаты своей работы, полученные в ходе прохождения педагогической практики.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кравцова Е. Е.
Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
Л1.2
Шарипов В. Ф.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие
М.: Логос, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кроль В. М.
Психология и педагогика: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
bCad Витрина
6.3.1.6
MapInfo
6.3.1.7
Access 2016
6.3.1.8
Visio 2016
 
Оснащенность
 
6.3.1.9
VisualStudio 2015
6.3.1.10
Office 2007 Suites
6.3.1.11
GIMP
6.3.1.12
MozillaFirefox
6.3.1.13
MozillaThinderbird
6.3.1.14
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
1-504
Учебная аудитория
Персональный компьютер "Информатика" с LСD монитором, сетевым фильтром (11 шт.), доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стул полумягкий (9 шт.), стол компьютерный (12 шт.), стол ученический 2-х местный на металокаркасе (10 шт.), стул ученический на металлокаркасе  (23 шт.), настенный плакат (1 шт.)
 
1-513
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, лабораторный комплекс «Средства автоматизации  и управления», лабораторный комплекс «Пневмопривод и пневмоавтоматка», типовой комплекс учебного оборудования «Основы электротехники и электроники», столы (17 шт.), стулья (25 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАКТИКИ
Для руководства практикой, проводимой в Университете, назначается руководитель (руководители) практики от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от Университета.

Руководитель практики от Университета:

- составляет рабочий график (план) проведения практики; разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;

- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;

 
Оснащенность
 
- оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

При проведении практики в профильной организации руководителем практики от Университета и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

Направление на практику оформляется приказом ректора (проректора по учебно-методической работе) Университета с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики. Изменение профильной организации обучающимся самовольно после издания приказа не допускается. При невозможности прохождения практики на предприятии, указанном в приказе, в течение 3 дней с начала практики издается новый приказ во изменение предыдущего, подготовленный на основании личного заявления студента с указанием причин, подписанного деканом, согласованного с руководителем практики от кафедры и при наличии нового договора с предприятием.

Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно управление механизацией и автоматизацией технологических процессов.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практики, по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

Обучающиеся в период прохождения практики:

- выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

       В процессе педагогической  практики обучающийся  использует:

       -компьютерные технологии и программные продукты, используемые для сбора, систематизации, анализа технико-экономической  информации, разработки проектов и планов их реализации, проведения требуемых в процессе практики расчетов;

        -научно-производственные технологии, применяемые в организации, в которой обучающийся проходит практику;

        -мультимедийные технологии для проведения ознакомительных мероприятий, презентации результатов исследований;

        -дистанционные технологии для консультирования обучающегося в период прохождения практики.

Перед началом практики обучающийся магистратуры должен иметь на руках:

1. Направление деканата на прохождение педагогической  практики;

2. Договор, подписанный обучающимся, ответственным от университета и руководителем предприятия, где будет проходить практика;

3. Дневник практики, содержащий задание, подписанное руководителем практики;

4. Полную программу практики и имеющиеся в университете методические пособия.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________