(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Инновационные технологии производства и переработки продукции животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Инновационные технологии производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Что такое выборки и как они составляются?
3. Средние величины, их вычисление и свойства.
5. Фенотипическая корреляция, ее вычисление и свойства.
6. Что такое генетическая корреляция, ее природа, свойства способы вычисления?
7. Как вычисляется коэффициент корреляции для альтернативных признаков?
8. Ранговая корреляция. В каких случаях используют коэффициент ранговой корреляции?
9. Регрессионный анализ. Способы вычисления коэффициента регрессии. Использование в селекционной работе.
10. Что такое ошибки репрезентативности. Их значение и использование при анализе экспериментальных данных?
11. Доверительные вероятности, их использование в биологических и зоотехнических исследованиях.
12. Что такое достоверность выборочных показателей? Как оценивается достоверность разности между средними величинами?
13. Что такое критерий соответствия (хи-квадрат) и как он используется в генетических исследованиях?
14. Дисперсионный анализ. Его использование в научных исследованиях.
15. Какие показатели используются для оценки достоверности влияния изучаемого фактора?
16. Кластерный анализ. Его использование в научных исследованиях.
17. Основные виды продуктивности. Учет продуктивности.
18. Особенности наследования продуктивности.
19. Повторяемость и наследуемость показателей продуктивности.
20. Способы вычисление коэффициента повторяемости. Его использование в селекционной работе.
21. Способы вычисление коэффициента наследуемости.
22. Использование коэффициента наследуемости в селекционной работе.
23. Наследование и наследуемость.
24. Частоты генов и генотипов.
25. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции.
26. Значение оценки производителей по качеству потомства.
27. Что такое моделирование селекционных программ?
28. Что подразумевается под оптимизацией селекционных программ?
29. Что такое популяционно-генетические параметры? Их вычисление и применение в селекционной работе.
30. Необходимость комплексной оценки животных при выборе их на племя.
31. Моделирование экономической оценки и эффективности селекционных мероприятий.
32. Автоматизированные информационно-вычислительные системы, их значение в селекционной работе.
33. Автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС СЕЛЕКС, ИНСЕЛ).
34. Базы данных племенных ресурсов пород и стад.
35. Что такое ротация линий при работе с породами крупного рогатого скота в масштабе региона, области?
1. Дайте краткую характеристику основных направлений современной биотехнологии.
2. Законы наследования - признаков, установленные Г. Менделем. Проиллюстрируйте на схемах скрещиваний суть этих законов.
3. Закон Харди-Вайнберга и его использование в селекции с.-х. животных.
4. Виды изменчивости селекционных признаков и их использование в племенной работе.
5. Значение и задачи племенной работы в улучшении продуктивных качеств скота.
6. Определение селекционного эффекта и прогнозирование показателей продуктивности.
7. Виды родословных и методика их составления.
8. Основные селекционные признаки с.-х. животных.
9. Главные и второстепенные признаки отбора.
10. Корреляция между признаками. Характер и степень связей.
11. Качественные и количественные признаки с.-х. животных. Пороговые признаки.
12. Показатели, характеризующие фенотипическую изменчивость количественных признаков. Кривая нормального распределения.
13. Повторяемость и наследуемость признаков, Способы их определения.
14. Закон регрессии и его использование в селекционной практике.
15. Отбор и его племенное значение.
16. Анализ генетической структуры стада и выяснение генетического сходства стад.
17. Племенное животноводство и особенности его ведения. Основные требования к племенным животным.
18. Бонитировка коров.
19. Понятие о генеалогической структуре и генеалогических схемах пород, стад.
20. Взаимосвязь между хозяйственно-полезными признаками.
Тематика рефератов
1. Вариационные ряды.
2. Описательная статистика.
3. Основные понятия биометрии.
4. Определения величины и направления корреляции хозяйственно полезных признаков и использования его результатов в селекции.
5. Первичная статистическая обработка экспериментальных данных.
7. Методика определения величины и направления взаимосвязей хозяйственно полезных признаков.
8. Средние величины и показатели вариации.
9. Критерий достоверности оценок.
10. Статистические гипотезы, их проверка.
11. Определение коэффициента прямолинейной регрессии.
12. Определение метода хи-квадрат.
13. Теоретические основы селекции.
14. Факторы, вызывающие изменение генных частот в популяциях.
15. Виды отбора.
16. Определения главных селекционных признаков.
17. Перспективное планирование племенной работы.
18. Методика составления плана племенной работы с молочным скотом.
19. Планирование селекционно-племенной работы.
20. Положения, включаемые в перспективный план племенной работы.
Система знаний по дисциплине «Математические методы в биологии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Математические методы в биологии», для неуспевающих магистров и магистров, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию магистры могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы магистров преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году