(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Инновационные технологии производства и переработки продукции животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Инновационные технологии производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Предмет и задачи педагогики.
3. Функции психологии и педагогики.
4. Методы психологии.
5. Методы педагогики.
6. Структура психологической науки, её отрасли.
7. Структура педагогической наука, ее отрасли.
8. Основные этапы развития представлений о предмете психологи.
9. Особенности психологической мысли периода Возрождения.
10. Основные психологические идеи в Новое время.
11. Основные этапы становления педагогической науки.
12. Происхождение и развитие сознания, свойства сознания.
13. Понятие о деятельности, структура деятельности.
14. Освоение деятельности. Понятие интериоризации и экстериоризации.
15. Психоанализ как наука о бессознательном.
16. Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии.
17. Основные положения культурно-исторической психологии.
18. Понятие личности. Структура личности.
19. Индивид. Личность. Индивидуальность.
20. Самосознание, самооценка, уровень притязаний.
21. Понятие, структура и развитие характера.
22. Акцентуации характера.
23. Характер и способности.
24. Свойства темперамента.
25. Критика оценочного подхода к темпераменту. Виды темперамента.
26. Проблема взаимоотношений темперамента и характера.
27. Потребности и мотивы личности.
28. Эмоции. Функции эмоций.
29. Чувства и формы переживания чувств.
30. Воля и механизмы волевого поведения.
31. Этапы возрастного развития личности.
32. Роль воспитания в развитии личности.
33. Социально-педагогические условия развития личности.
34. Особенности организации учебно-познавательной деятельности.
35. Особенности самоорганизации образовательной деятельности.
36. Виды обучения.
37. Типы образования в современном мире.
38. Особенности социально-педагогического взаимодействия.
39. Особенности общения в образовательной среде.
40. Особенности общения в поликультурной среде.
1. Структура психологической науки, её отрасли.
2. Структура педагогической наука, ее отрасли.
3. Основные этапы развития представлений о предмете психологи.
4. Особенности психологической мысли периода Возрождения.
5. Основные психологические идеи в Новое время.
6. Основные этапы становления педагогической науки.
7. Происхождение и развитие сознания, свойства сознания.
8. Понятие о деятельности, структура деятельности.
9. Освоение деятельности. Понятие интериоризации и экстериоризации.
10. Психоанализ как наука о бессознательном.
11. Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии.
12. Основные положения культурно-исторической психологии.
13. Понятие личности. Структура личности.
14. Индивид. Личность. Индивидуальность.
15. Самосознание, самооценка, уровень притязаний.
16. Понятие, структура и развитие характера.
17. Акцентуации характера.
19. Свойства темперамента.
20. Критика оценочного подхода к темпераменту. Виды темперамента.
21. Проблема взаимоотношений темперамента и характера.
22. Потребности и мотивы личности.
23. Методы обучения в высшей школе.
24. Средства обучения и педагогического контроля.
25. Сущность, формы и методы воспитания.
26. Педагогический контроль и оценка качества образования.
27. Типы и виды обучения.
28. Педагогическое общение. Анализ педагогического общения.
29. Личность и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.
30. Особенности развития личности студента.
31. Психолого-педагогическое изучение личности студента.
32. Психологические особенности обучения студентов.
33. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.
34. Психология профессионализма.
35. Специфика педагогической деятельности в условиях высшей школы.
36. Стили учебной деятельности.
37. Психологические проблемы неуспеваемости.
38. Конфликты в педагогическом общении.
39. Тревожность и застенчивость как психические феномены.
40. Преподаватель как субъект педагогической деятельности.
41. Барьеры в педагогическом взаимодействии.
42. Структура учебной и учебно-профессиональной деятельности.
Тематика рефератов
1. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике.
2. Основные отрасли психологии, фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
3. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии.
4. Общее представление о методах моделирования.
5. Развитие ассоциативной психологии в ХIХ веке (Д.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер, И.Ф. Гербарт).
6. Индивидуальная психология А. Адлера. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон).
7. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно-научных представлений в русской психологической мысли.
8. Сновидения как проявление бессознательного. Виды бессознательных психических явлений.
9. Понятие одаренности, таланта, мастерства, гениальности.
10. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.
11. Волевые качества человека: целеустремленность, самостоятельность, решительность, инициативность, выдержка, настойчивость.
12. Стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
13. Коллектив как малая группа высшего уровня социально – психологического развития.
14. Биологическое и социальное в психическом развитии человека.
15. Проблема условий и движущих сил психического развития человека.
16. Социальное наследование как специфическая форма фиксации видового опыта.
18. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности.
19. Подходы к периодизации психического развития человека в зарубежных теориях.
20. Проблемы педагогической системы в советской педагогической науке.
21. Возрастное развитие личности.
22. Самовоспитание в развитии личности.
23. Самоорганизация образовательной деятельности.
24. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко как источник педагогической методики.
25. Стили воспитания: достоинства и недостатки.
26. Педагогические системы в современном мире: общее и особенное.
27. Особенности организации учебно-познавательной деятельности.
28. Особенности коммуникации в образовательной и поликультурной среде.
29. Детско-родительские отношения.
30. Конфликты в семейной среде.
31. Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике, ее основные характеристики, функции и структура.
32. Методология и методы психологического исследования. Этапы психологического исследования.
33. Место психологии в системе наук.
34. Разделы (отрасли) современной психологии. Слои психологического знания.
35. «Донаучная» психология: психология в лоне философии.
36. Выделение психологии в самостоятельную науку: рождение экспериментальной психологии. Структурализм (В. Вундт) и функционализм (У. Джеймс): психология как наука о сознании.
37. Бессознательное как предмет психоанализа (З. Фрейд). Методы психоанализа.
38. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
40. Стадии психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
41. Бихевиоризм: психология как наука о поведении (Дж. Уотсон).
42. Необихевиоризм (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Б. Скиннер).
Система знаний по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины магистрантами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать магистранты. Магистранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Магистранты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Психология и педагогика высшей школы», для неуспевающих магистрантов и магистрантов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие магистранты, а также магистранты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» следует усвоить:
- основные категории понятия психология общения;
- основные направления, подходы, теории психология общения;
- структурные закономерности и структурные компоненты общения и взаимодействия людей в трудовых коллективах;
- социально-психологическую сущность, специфику и основные компоненты общения.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году