2024-2025_36_04_02_24-1 Зоотехния (Иннов_ техн_ ПиППЖ)_plx_Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
ФТД.01
Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ
Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Инновационные технологии производства и переработки продукции животноводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Сергеева Н.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 973).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Инновационные технологии производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А., Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
освоение магистрантами навыков самостоятельной исследовательской работы, формирование основ культуры их умственного труда, создание условий для развития исследовательской компетентности посредством освоения методов научного познания и умений исследовательской деятельности 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Инновационные технологии производства, переработки и контроль качества молока
2.1.2
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.3
Философия и методология науки и техники
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Знать: алгоритм поиска вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации
 
 
 
УК-1.2 Уметь: анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; определять в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке, предлагать способы их решения
 
 
 
УК-1.3 Иметь навыки: применения методов разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательности шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияния на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности
 
 
 
ПК-4. Способен проводить научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы, анализировать результаты, формулировать выводы)
 
ПК-4.1 Знает структуру научной работы и правила ее оформления
 
 
 
ПК-4.2 Осуществляет статистическую обработку, проводит анализ результатов исследований, формулирует вывод
 
 
 
ПК-4.3 Планирует и реализует научные исследования в профессиональной области
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методологические основы научного знания,
3.1.2
- теоретические и эмпирические методы исследования;
3.1.3
- элементы теории и методологии научно-технического творчества;
3.1.4
- методология диссертационного исследования и подготовки диссертационной работы.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- использовать методы научного исследования и творчества при решении научных задач и создании инновационных разработок;
3.2.2
- формулировать и представлять результаты научного исследования.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения методами научного исследования и приемами научно-технического творчества.
3.3.2
- владения приемами формулирования основных компонентов диссертационного исследования и изложения научного труда (магистерской диссертации).
3.3.3
демонстрировать способность и готовность:
3.3.4
- применять результаты освоения дисциплины в профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ

 
Оснащенность
 
Теоретические основы исследовательской деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
Теоретические основы исследовательской деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
Теоретические основы исследовательской деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
Сообщение
0
 
Организация научно - исследовательской деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
Организация научно - исследовательской деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
Организация научно - исследовательской деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
Творческая работа 
0
 
НИРС как элемент учебного процесса /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
НИРС как элемент учебного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
НИРС как элемент учебного процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
Творческая работа 
0
 
Учебно- исследовательская работа /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
Учебно- исследовательская работа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
Учебно- исследовательская работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

22
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
Изучение учебного материала.  Подготовка  докладов и реферата.
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1 Основные понятия и определения в области научной деятельности. 2 Нормативно-правовое регулирование в сфере науки. 3 Основные принципы осуществления государственной научной политики. 4 Важнейшие направления государственной политики в области науки и технологий. 5 Государственные и не государственные научные организации их структура и функции . 6 Порядок присуждения ученых степеней и ученых званий в России. 7 Порядок подготовки научных и научно-педагогических кадров в России.
 
Оснащенность
 
8 Понятие науки и классификация наук. 9 Научное исследование и его виды. 10 Этапы научно-исследовательской работы. 11 Понятие метода и методологии научного исследования. 12 Философские и общенаучные методы научного исследования. 13 Частные и специальные методы научного исследования. 14 Особенности выбора темы и обозначения цели исследования. 15 Обозначение задач исследования. 16 Разработка гипотезы исследования. 17 Характеристика объекта и предмета исследования. 18 Наблюдение. 19 Эксперимент. 20 Тестирование. 21 Экспертная оценка. 22 Общие требования к обработке данных научно-исследовательской работы. 23 Планирование научно-исследовательской работы. 24 Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов. 25 Научная информация и еѐ источники. 26 Порядок и правила работы с источниками научной информации. 27 Внедрение завершенных научных исследований в производство. 28 Критерии эффективности научного исследования. 29 Особенности подготовки и защиты студенческих учебноисследовательских работ.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Примерные темы докладов и рефератов

Выступление с докладом на практическом занятии является дополнительным видом работ для формирования повышенного уровня освоения компетенций и предполагает самостоятельный подбор магистрантом темы для доклада по согласованию с преподавателем, либо выбор из предложенных тем. Выступление с докладом может осуществляться с применением или без применения презентаций. Регламент выступления – 5-7 минут.

Примерная тематика докладов и рефератов

1. Интеллектуальный труд как фактор развития современного общества.

2. Общее и различное в понятиях «учебный труд» и «физический труд».

3. Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.

4. Существенные признаки основных компонентов культуры интеллектуального труда.

5. Влияние новых технологий на форму и содержание  учебного труда магистранта вуза.

6. Особенности учебного труда в  условиях современной информационно-образовательной среды.

7. Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда.

8. Эффективные приёмы самооценки уровня культуры интеллектуального труда.

9. Роль и место (необходимость и возможность) интеллектуальных операций  в деятельности человека (магистранта).

10. Структура организации учебного труда магистрантов в вузе.

11. Положительные и отрицательные аспекты традиционных форм  организации учебного труда  магистрантов в вузе.

12. Основные (наиболее привлекательные) инновационные формы организации учебного труда  в современном  вузе.

13. Сущность и содержание приёмов тайм-менеджмента («управления временем») в учебной работе.

14. Основы формирования  мотивационно-целевых установок в учебной деятельности.

15. Сущность понятия «принятие решений» в учебной деятельности.

16. Основные принципы и приёмы эффективной коммуникации в учебной деятельности.

17. Основные правила и ошибки диалога «магистрант-преподаватель».

18. Эффективные инструменты визуализации учебной информации.

19. Инновационные технологии обучения: особенности самостоятельной работы магистранта.

20. Необходимость и возможность презентации результатов интеллектуального труда.

21. Возможность использования Интернет-ресурсов  в учебном труде магистранта: как избежать плагиата при выполнении письменных контрольных работ.  

22. Роль и место новых информационных и телекоммуникационный  технологий в учебной работе.

23. Эффективные приемы самопрезентации в учебной деятельности.

Критерии оценивания

Оценка за текущую работу на практических занятиях, проводимую в форме устного опроса знаний магистрантов, осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Оценивание ответа магистранта производится по следующей шкале баллов:

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
Критерий оценки ОФ

Демонстрирует полное понимание поставленного вопроса. Дает полный развернутый ответ на основной вопрос. Дает логически обоснованный и правильный ответ на дополнительный вопрос 2,0

Дает достаточно полный ответ, с нарушением последовательности изложения. Отвечает на дополнительный вопрос, но обосновать не может. 1,0

Дает неполный ответ на основной вопрос. Не дает ответа на дополнительный вопрос. 0,5

Нет ответа 0

Выступление магистранта с докладом и /или рефератом предполагает значительную самостоятельную работу магистранта, поэтому оценивается по повышенной шкале баллов. В балльно-рейтинговой системе выступление с докладом /рефератом относится к дополнительным видам работ. Шкала дифференцирована по ряду критериев. Общий результат складывается как сумма баллов по представленным критериям. Максимальный балл за выступление с докладом /рефератом – 10 баллов.

Критерий оценки Балл

Актуальность темы 0,5

Полное раскрытие проблемы 1,5

Наличие собственной точки зрения 2,0

Наличие презентации 5,0

Наличие ответов на вопросы аудитории 0,5

Логичность и последовательность изложения 0,3

Отсутствие ошибочных или противоречивых положений 0,2

Итого 10

Примечание: Наличие презентации оценивается по прилагаемой шкале.

В соответствии с прилагаемой шкалой за минимальный ответ начисляется 2 балла, за изложенный, раскрытый ответ начисляется 3 балла. Если выступление представляет законченный, полный ответ, то начисляется 4 балла, за образцовое, примерное; достойное подражания выступление начисляется 5 баллов.

Шкала оценивания презентации

Представление Представляемая информация логически не связана.

Не использованы профессиональные термины. Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна.

Использован 1-2 профессиональный термин. Представляемая информация систематизирована и последовательна.

Использовано более 2 профессиональных терминов. Представляемая информация систематизирована, последовательна и логически связана.

Использовано более 5 профессиональных терминов.

Оформление Не использованы информационные технологии (PowerPoint).

Больше 4 ошибок в представляемой информации. Использованы информационные технологии (PowerPoint) частично.

3-4 ошибки в представляемой информации. Использованы информационные технологии (PowerPoint).

Не более2 ошибок в представляемой информации. Широко использованы информационные технологии (PowerPoint).

Отсутствуют ошибки в представляемой информации.

Ответы на вопросы Нет ответов на вопросы. Только ответы на элементарные вопросы. Ответы на вопросы полные и/или частично полные. Ответы на вопросы полные с приведением или пояснений.

Опрос (коллоквиум)

Опрос (коллоквиум) по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ» используется в качестве формы контроля для проведения контрольной точки. Коллоквиум предполагает проведение «мини-зачета» по результатам самостоятельного изучения тем дисциплины.

Перечень вопросов, выносимых на опрос

Опрос 1.

1. Понятие интеллектуального труда и  его значения в жизни общества.

2.Образование как когнитивный институт общества.

3. Основные права и обязанности  магистранта вуза.

4. Понятие и формы организации учебного труда в вузе.

5. Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда.

6. Основные  компоненты  культуры интеллектуального труда магистранта вуза.

7. Критерии и показатели  оценки  уровня культуры  интеллектуального труда магистрантов.

8. Особенности  учебного труда в современной  информационно-образовательной среды вуза.

9. Сущность понятий «учебное  задание» и «учебная задача».

10. Элементы тайм-менеджмента  в учебной работе.

11. Планирование учебной работы: этапы, содержание и структура.

12. Приёмы самоанализа, самооценка уровня учебных достижений.

13. Модель принятия  решений: необходимые  компоненты, этапы, условия.

Опрос 2.

1.Особенности учебной  работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы).

2.  Основные правила аргументации и доказательства.

3. Типичные ошибки аргументации и доказательства.

 
Оснащенность
 
4. Особенности учебной работы на семинарах и практических занятиях (техника ответа, устное выступление,  участие в дискуссии).

5.  Основные требования к н письменных работ: реферат, эссе, доклад, статья.

6.  Работа с текстом как вид учебной работы. Основные правила.

7. Особенности самостоятельной работы (работа с текстом, выполнение домашних заданий,  повторение пройденного материала).

8. Формы контроля в  учебной работе, их характеристика.

9. Презентация результатов интеллектуального труда, основные формы и способы.

10.  Основные правила работы с  Интернет – информацией: как избежать плагиата?

11. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебной работе.

12. «Ловушка» в  процессе принятия решений.

Критерии оценивания

Результаты проведения контрольной точки отражаются в промежуточной ведомости. Опрос (коллоквиум) является одним из обязательных этапов формирования аттестационного минимума для получения допуска к зачету. Оценка ответа магистранта складывается как среднее значение при ответе на вопросы преподавателя, каждый из которых оценивается по следующей шкале:

Результат Балл

Демонстрирует полное понимание поставленного вопроса, логично и последовательно отвечает на вопрос. Дает развернутый ответ с практическими примерами 2

Дает полный и логически правильный ответ на вопрос, но сформулировать примеры по рассматриваемому вопросу не может 1,5

Демонстрирует частичное понимание сути вопроса 1,0

Способен сформулировать определения терминов, привести классификацию, перечислить формы, методы и т.п., но не может дать их характеристику 0,5

Демонстрирует непонимание вопроса, отвечает с наличием грубых ошибок в ответе либо не отвечает на вопросы Менее 0,2

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Шкляр М. Ф.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2014
Электронный ресурс
 
Л1.2
Кузнецов И. Н.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Слесаренко Н. А., Борхунова Е. Н., Борунова С. М., Кузнецов С. В., Абрамов П. Н., Широкова Е. О.
Методология научного исследования: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л2.2
Кожухар В. М.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2010
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
VisualStudio 2015
6.3.1.4
GIMP
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
Оснащенность
 
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
121
Учебная аудитория
Ростомер медицинский РМ-1 (1 шт.), динамометр становой (1 шт.), динамометр кистевой (1 шт.), измеритель арт. давления (2 шт.), стол преподавательский (1 шт.), столы (8 шт.), стулья (12 шт.), слухоречевой тренажер СОЛО-01 (1 шт.)
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при необходимости осуществляется в ФГБОУ ВО Чувашского ГАУ (далее – Университет) с использованием специальных методов обучения и дидактических материалов, составленных с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся (обучающегося). В целях освоения учебной программы дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Университет обеспечивает: для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: - размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме справочной информации о расписании учебных занятий; - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь (в случае необходимости); - выпуск альтернативных форматов методических материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); - наличие в библиотеке и читальном зале Университета Брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации; для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: - надлежащими звуковыми средствами воспроизведение информации; - наличие мультимедийной системы; для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: - возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные комнаты и другие помещения Университета, а также пребывание в указанных помещениях. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, в отдельных группах и удаленно с применением дистанционных технологий
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________