Б1_В_01 Передовые технологии кормления скота и птицы
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общей и частной зоотехнии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.01
Передовые технологии кормления скота и птицы
Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
7 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
В том числе инт.
12
12
12
12
В том числе в форме практ.подготовки
4
4
4
4
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
66
66
66
66
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Данилова Надежда Владимировна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 973).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Передовые технологии кормления скота и птицы" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А., Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у магистрантов передовых, современных знаний кормления высокопродуктивного скота и птицы с целью реализации их генетического потенциала.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологически активные вещества в кормлении животных
2.1.2
Биологические основы питания сельскохозяйственных животных
2.1.3
Кормовые средства
2.1.4
Организация производства гибридных свиней
2.1.5
Приготовление комбикормов, БВМК, премиксов и ЗЦМ
2.1.6
Сертификация и стандартизация кормов и кормовых добавок
2.1.7
Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
2.1.8
Фермерское животноводство
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Современные методы контроля качества кормов
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен разработать перспективный план развития животноводства в организации
 
ПК-1.1 Знать: порядок определения потребности в кормах, необходимых для кормления 
 
 
 
ПК-1.2 Уметь: определять типы кормления сельскохозяйственных животных различных видов
 
 
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: планирования потребности в кормах и их производства (приобретения) с учетом 
 
 
 
ПК-2. Способен управлять производственной деятельностью в организации в соответствии с перспективным и текущим планами развития животноводства
 
ПК-2.1 Знать: методы учета кормов для сельскохозяйственных животных
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: контролировать движение и рациональное использование кормов для сельскохозяйственных животных в организаци
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: организации обеспечения кормами в соответствии с количеством и видовым составом сельскохозяйственных животных, с планируемой продуктивностью
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы оценки химического состава, питательности и качества кормов, кормовых добавок и премиксов;
3.1.2
рациональные способы заготовки кормов и подготовки их к скармливанию животным.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
организовать нормированное кормление животных с учетом вида, возраста и физиологического состояния.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения методикой составления и анализа рационов с использованием компьютерных программ, планирования потребности животных в кормах и добавках на год, сезон, месяц, сутки.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Оценка питательности кормов и научные основы полноценного кормления скота и птицы.

 
Оценка питательности кормов и научные основы полноценного кормления скота /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
2
Проблемная лекция.
0
 
Оснащенность
 
Оценка питательности кормов и научные основы полноценного кормления птицы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
Оценка питательности кормов и научные основы полноценного кормления скота /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
Оценка питательности кормов и научные основы полноценного кормления птицы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
Оценка питательности кормов и научные основы полноценного кормления скота и птицы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

20
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Корма. Оценка качества. Подготовка кормов к скармливанию. ГОСТы на корма и комбикорма.

 
Корма. Оценка качества. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
Подготовка кормов к скармливанию. ГОСТы на корма и

комбикорма. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
Подготовка кормов к скармливанию. ГОСТы на корма и

комбикорма. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
2
Работа в малых группах.
0
 
Корма. Оценка качества. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
2
Работа в малых группах.
0
 
Корма. Оценка качества. Подготовка кормов к скармливанию. ГОСТы на корма и комбикорма. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

20
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Организация нормированного кормления скота и птицы.

 
Организация нормированного кормления скота /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
2
Проблемная лекция.
0
 
Организация нормированного кормления птицы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
Оснащенность
 
Организация нормированного кормления скота /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно организация нормированного кормления скота, применяя передовые технологии
4
 
Организация нормированного кормления птицы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
4
Работа в малых группах.
0
 
Организация нормированного кормления скота и птицы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

26
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Передовые технологии кормления скота 1. Физиологические основы кормления высокопродуктивных сухостойных коров. 2. Физиологические основы кормления новотельных коров. 3. Влияние качества объемистых кормов на эффективность производства молока. 4. Влияние качества кормления на продуктивность и продолжительность использования животных. 5. Потребление кормов в зависимости от структуры рациона и регулирования кормления высокопродуктивных коров в период раздоя. 6. Влияние соотношения грубых кормов и концентратов в рационе на аппетит коров. 7. Кормление высокопродуктивных коров в период лактации и сухостоя. 8. Кормление высокопродуктивных коров при отрицательном энергетическом балансе. 9. Кормление коров при энергетическом равновесии. 10. Организация полноценного кормления коров в период раздоя. 11. Организация полноценного кормления коров в период стабилизации лактации. 12. Рациональное кормление коров в период затухания лактации. 13. Особенности кормления стельных коров и нетелей. 14. Организация рационального кормления лактирующих коров в зависимости от периода лактации. 15. Основные различия в организации рационального кормления лактирующих коров и быков - производителей. 16. Нормы потребности ремонтного молодняка в питательных веществах в разные возрастные периоды выращивания. 17. Особенности кормления новорожденных телят. 18. Кормление молодняка крупного рогатого скота в молочный период. 19. Рациональное кормление молодняка крупного рогатого скота в возрасте 7-12 месяцев. 20. Кормление молодняка старше одного года. 21. Виды и типы откорма крупного рогатого скота. Рациональное кормление животных на откорме. 22. Контроль полноценности кормления молодняка при выращивании на мясо и откорме. 23. Преимущества и недостатки откорма скота на барде и жоме. 24. Обоснование типов кормления молочного и мясного скота. 25. Контроль витаминного питания коров. 26. Контроль минерального питания молочного скота.
 
Оснащенность
 
27. Контроль общего уровня питания лактирующих коров. 28. Особенности составления программ кормления бычков по периодам производственного цикла. Нарушения обмена веществ, связанные с неполноценным кормлением. 29. Кормовые факторы, влияющие на эффективность производства молока. Передовые технологии кормления птиц 1. Особенности пищеварения у птицы разных видов. 2. Типы кормления и структура рационов для птицы разных видов. 3. Факторы, определяющие нормы кормления яичных и мясных кур. 4. Потребность птицы мясных кроссов в питательных и биологически активных веществах. 6. Особенности кормления цыплят-бройлеров. 7. Система нормированного кормления гусей, уток, индеек и цесарок. 8. Ограниченное кормление птицы. 9. Фазовое кормление кур. 10. Кормление кур и петухов родительского стада. 11. Нормирование питательных веществ для крупных цыплят-бройлеров. 12. Особенности кормление бройлеров при повышенной температуре. 13. Методы нормирования питательных веществ, при кормлении птицы разных видов. 14. Аминокислотное питание кур-несушек. 15. Оптимизация аминокислотного питания бройлеров. 16. Аминокислотный состав рациона индеек. 17. Особенности рационального кормления гусей. 18. Потребность гусей в питательных веществах. 19. Откорм гусей на жирную печень. Режим откорма гусей. 20. Рациональное кормление уток. 21. Методы контроля полноценности и сбалансированности кормления птицы разных видов. 22. Контроль полноценности минерального питания кур яичных кроссов. 23. Особенности состава полнорационных комбикормов для молодняка в зависимости от периода выращивания. 24. Контроль полноценности минерального и витаминного питания молодняка индеек.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Темы рефератов 1. Назовите основные различия в химическом составе между кормами растительного и животного происхождения. 2. Факторы, влияющие на изменение содержания веществ в кормах. 3. Роль отдельных питательных веществ в кормлении животных. 4. Факторы, влияющие на изменение содержания веществ в кормах. 5. Дайте определение следующим терминам « партия», «выемка» или «разовая проба», «исходный образец», «средняя проба». С какой целью проводится анализ кормов. 6. Что такое переваримость питательных веществ и энергия? 7. Коэффициент переваримости кормов и рационов, как один из показателей суждения их питательности. 8. Основные методы определения переваримости питательных веществ кормов. 9. Оценка питательности по сумме переваримых питательных веществ (СППВ). 10. Что понимается под обменом веществ в организме животных? 11. По каким элементам судят об обмене органического вещества и протеина? 12. Основные каналы потерь обмена веществ в организме животных. 13. Понятие об общей питательности кормов. 14. Суть определения питательности кормов по продуктивному действию в крахмальных эквивалентах в советских (овсяных), скандинавских кормовых единицах, по сумме переваримых питательных веществ. 15. Недостатки существующих систем оценки питательности кормов. 16. Измерение энергетической питательности кормов и рационов в показателях энергии (ЭКЕ). 17. Дать определение протеиновой питательности кормов. 18. Факторы, влияющие на содержание протеина в кормах. 19. Полноценность протеинов в кормлении животных. 20. Значение витаминов в кормлении животных. 21. Взаимосвязь витаминов с другими питательными веществами. 22. Основные макро- и микроэлементы в кормлении животных. Кислотно-щелочное равновесие в организме животных. 23. Что называется кормами. 24. Классификация и деление кормов на группы. 25. Правила отбора средней пробы кормов на анализ. 26. Какие корма относятся к консервированным кормам.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
27. Сущность силосования кормов. 28. Условия заготовки сенажа. 29. Какие корма входят в группу грубых кормов. 30. Источником каких питательных веществ является сено в рационе животных. 31. Технология заготовки сена. 32. Виды и классы сена. Основные технические требования. 33. Хозяйственная оценка сена, по каким признакам она проводится. 34. Травяная мука и резка в рационе животных. 35. Основные способы подготовки соломы к скармливанию 36. Почему зерновые корма и комбикорма относятся к концентрированным кормам? 37. Виды и рецепты комбикормов. 38. Деление зерновых кормов на подгруппы. 39. Почему зерновые корма и комбикорма относятся к концентрированным кормам? 40. Виды и рецепты комбикормов. 41. Деление зерновых кормов на подгруппы. 42. Факторы, влияющие на питательность зерновых кормов. 43. Способы подготовки зерна к скармливанию. 44. Сущность дрожжевания зерна. 45. Чем отличаются жмыхи от шротов. 46. К какой группе кормов относятся жмыхи, шроты и отруби. 47. Источниками, каких питательных веществ являются жмыхи и шроты. 48. Что относится к кормам животного происхождения. 49. Понятие о норме, рационе, структуре рациона кормление с.-х. животных. 50. Принципы составления рационов. 51. По каким показателям устанавливается норма кормления для стельных сухостойных коров. 52. Особенности кормления стельных коров. 53. Нормы и техника кормления сухостойных коров. 54. Понятие о раздое коров. 55. По каким показателям устанавливается норма кормления дойных коров. 56. Оптимальная структура рационов лактирующих коров в стойловый период в нашей зоне. 57. Оптимальные затраты концентратов на 1 кг молока. 58. Как определяются затраты кормов в кормовых единицах на единицу продукции? 59. По каким показателям контролируется полноценность кормления дойных коров? 60. Роль молозива и молока для телят и способы повышения товарности молока в хозяйстве. 61. План роста и нормы кормления молодняка. 62. Схемы кормления молодняка до 6-ти месячного возраста. 63. Кормление ремонтных телок и бычков старше 6-ти месяцев. 64. Факторы, влияющие на успех откорма и нагула. 65. Основные типы и виды откорма. 66. Затраты кормов (в корм. ед.) на 1 ц прироста и пути их снижения. 67. Организация летнего нагула животных. 68. Типы кормления птицы и краткая их характеристика (корма и технология подготовки их к скармливанию, нормы и техника кормления) 69. Нормирование питательных веществ в рационах птиц. 70. Примерное потребление кормов взрослой птицей при сухом типе кормления. 71. Примерная структура рационов для разных видов с/х птиц.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Хохрин С. Н.
Корма и кормление животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2002
50
 
Л1.2
Лебедько Е. Я., Лозовая Г. С., Аржанкова Ю. В.
Птицеводство в фермерских и приусадебных хозяйствах: учебное пособие
СПб.: Лань, 2020
Электронный ресурс
 
Л1.3
Фаритов Р. А.
Корма и кормовые добавки для животных: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Хазиахметов Ф. С.
Рациональное кормление животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.2
Абраскова С. В., Шашко Ю. К., Шашко М. Н.
Биологическая безопасность кормов: монография
Минск: Белорус. наука, 2018
Электронный ресурс
 
Л2.3
Ториков В. Е., Белоус Н. М.
Практикум по луговому кормопроизводству: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л2.4
Кузнецов А. Ф.
Свиньи: содержание, кормление и болезни: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Департамент животноводства и племенного дела
 
Э2
Животноводство России
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.1.4
Access 2016
6.3.1.5
VisualStudio 2015
6.3.1.6
Office 2007 Suites
6.3.1.7
MozillaFirefox
6.3.1.8
MozillaThinderbird
6.3.1.9
7-Zip
6.3.1.10
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.11
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.12
OfficeStandard 2010
6.3.1.13
OfficeStandard 2013
6.3.1.14
ОС Windows 7
6.3.1.15
ОС Windows Vista
6.3.1.16
ОС Windows 8
6.3.1.17
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
 
Оснащенность
 
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
416
Учебная аудитория
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
414
Учебная аудитория
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
 
308
Учебная аудитория
Белые лаковые магнитно-маркерные доски (1 шт.) стол преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (6 шт.), стулья ученические (12 шт.), столы компьютерные (10 шт.), кресла компьютерные (11шт.), компьютер персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5 /клавиатура/ мышь (10 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), кронштейн для проектора Kromax PROEKTOR-100 потолочный наклон (1 шт.), стенды (3 шт.), жалюзи (2 шт.), огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), кафедра трибуна настольная (1 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе бухгалтерской отчетности, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из зооветеринарной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины , для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

 
Оснащенность
 
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________