(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Что такое выборки и как они составляются?
3. Средние величины, их вычисление и свойства.
4. Показатели разнообразия признаков.
5. Фенотипическая корреляция, ее вычисление и свойства.
6. Что такое генетическая корреляция, ее природа, свойства способы вычисления?
7. Как вычисляется коэффициент корреляции для альтернативных признаков?
9. Регрессионный анализ. Способы вычисления коэффициента регрессии. Использование в селекционной работе.
10. Что такое ошибки репрезентативности. Их значение и использование при анализе экспериментальных данных?
11. Доверительные вероятности, их использование в биологических и зоотехнических исследованиях.
12. Что такое достоверность выборочных показателей? Как оценивается достоверность разности между средними величинами?
13. Что такое критерий соответствия (хи-квадрат) и как он используется в генетических исследованиях?
14. Дисперсионный анализ. Его использование в научных исследованиях.
15. Какие показатели используются для оценки достоверности влияния изучаемого фактора?
16. Кластерный анализ. Его использование в научных исследованиях.
17. Основные виды продуктивности. Учет продуктивности.
18. Особенности наследования продуктивности.
19. Повторяемость и наследуемость показателей продуктивности.
20. Способы вычисление коэффициента повторяемости. Его использование в селекционной работе.
21. Способы вычисление коэффициента наследуемости.
22. Использование коэффициента наследуемости в селекционной работе.
23. Наследование и наследуемость.
24. Частоты генов и генотипов.
25. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции.
26. Значение оценки производителей по качеству потомства.
27. Что такое моделирование селекционных программ?
28. Что подразумевается под оптимизацией селекционных программ?
29. Что такое популяционно-генетические параметры? Их вычисление и применение в селекционной работе.
30. Необходимость комплексной оценки животных при выборе их на племя.
31. Моделирование экономической оценки и эффективности селекционных мероприятий.
32. Автоматизированные информационно-вычислительные системы, их значение в селекционной работе.
33. Автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС СЕЛЕКС, ИНСЕЛ).
34. Базы данных племенных ресурсов пород и стад.
35. Что такое ротация линий при работе с породами крупного рогатого скота в масштабе региона, области?
1. Дайте краткую характеристику основных направлений современной биотехнологии.
2. Законы наследования - признаков, установленные Г. Менделем. Проиллюстрируйте на схемах скрещиваний суть этих законов.
3. Закон Харди-Вайнберга и его использование в селекции с.-х. животных.
4. Виды изменчивости селекционных признаков и их использование в племенной работе.
5. Значение и задачи племенной работы в улучшении продуктивных качеств скота.
6. Определение селекционного эффекта и прогнозирование показателей продуктивности.
7. Виды родословных и методика их составления.
8. Основные селекционные признаки с.-х. животных.
9. Главные и второстепенные признаки отбора.
10. Корреляция между признаками. Характер и степень связей.
11. Качественные и количественные признаки с.-х. животных. Пороговые признаки.
12. Показатели, характеризующие фенотипическую изменчивость количественных признаков. Кривая нормального распределения.
13. Повторяемость и наследуемость признаков, Способы их определения.
14. Закон регрессии и его использование в селекционной практике.
15. Отбор и его племенное значение.
16. Анализ генетической структуры стада и выяснение генетического сходства стад.
17. Племенное животноводство и особенности его ведения. Основные требования к племенным животным.
18. Бонитировка коров.
19. Понятие о генеалогической структуре и генеалогических схемах пород, стад.
20. Взаимосвязь между хозяйственно-полезными признаками.
Тематика рефератов
1. Вариационные ряды.
2. Описательная статистика.
3. Основные понятия биометрии.
4. Определения величины и направления корреляции хозяйственно полезных признаков и использования его результатов в селекции.
5. Первичная статистическая обработка экспериментальных данных.
6. Основные характеристики статистических совокупностей.
7. Методика определения величины и направления взаимосвязей хозяйственно полезных признаков.
8. Средние величины и показатели вариации.
9. Критерий достоверности оценок.
11. Определение коэффициента прямолинейной регрессии.
12. Определение метода хи-квадрат.
13. Теоретические основы селекции.
14. Факторы, вызывающие изменение генных частот в популяциях.
15. Виды отбора.
16. Определения главных селекционных признаков.
17. Перспективное планирование племенной работы.
18. Методика составления плана племенной работы с молочным скотом.
19. Планирование селекционно-племенной работы.
20. Положения, включаемые в перспективный план племенной работы.
Система знаний по дисциплине «Математические методы в биологии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Математические методы в биологии», для неуспевающих магистров и магистров, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию магистры могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году