МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общей и частной зоотехнии
Проректор по учебной
и научной работе
Аминокислотное питание животных
Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
д-р с.-х. наук, проф., Алексеев В.А.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 973).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Аминокислотное питание животных" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Заведующий выпускающей кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А., Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у магистрантов знаний по биологическим основам полноценного питания животных, в том числе аминокислотного, и методом его контроля обучить способам организации физиологически обоснованного аминокислотного кормления животных и на основании этого увеличить производство полноценных, экологически чистых продуктов питания и качественного сырья для товаров народного потребления.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биологически активные вещества в кормлении животных
Биологические основы питания сельскохозяйственных животных
Организация производства гибридных свиней
Приготовление комбикормов, БВМК, премиксов и ЗЦМ
Сертификация и стандартизация кормов и кормовых добавок
Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
Фермерское животноводство
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Современные методы контроля качества кормов
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1. Способен разработать перспективный план развития животноводства в организации
ПК-1.1 Знать: порядок определения потребности в кормах, необходимых для кормления
ПК-1.2 Уметь: определять типы кормления сельскохозяйственных животных различных видов
ПК-1.3 Иметь практический опыт: планирования потребности в кормах и их производства (приобретения) с учетом
ПК-3. Способен организовать производственные испытания новых технологий в области животноводства с целью повышения его эффективности
ПК-3.1 Знать: особенности методики опытов на животных разных видов и половозрастных групп
ПК-3.2 Уметь: разрабатывать схемы научно-хозяйственных, хозяйственных (производственных) и физиологических опытов в области зоотехнии
ПК-3.3 Иметь практический опыт: разработки предложений по совершенствованию технологии содержания и разведения сельскохозяйственных животных с целью повышения эффективности животноводства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- значимость полноценного протеинового аминокислотного питания животных;
- основные решенные проблемы в области полноценного кормления с.-х. животных, в частности по вопросам аминокислотного питания животных;
- организационно-хозяйственный деятельность с.-х. предприятий различной специализации.
- поставить задачи в производственной и педагогической деятельности по проблеме протеинового и аминокислотного питания животных;
- составлять рецепты кормосмесей с использованием БМВД и синтетических аминокислот;
- анализировать состояние изученности вопроса и определить перспективы научных исследований аминокислотному питанию животных.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- определить потребность животных в протеине и аминокислотах и сбалансирование рационов путем использования высокобелковых кормов и протеиновых и аминокислотных добавок;
- решать проблему обеспечения белком животных путем возделывания кормов с высоким содержанием белка и использования в их кормлении различных белковых кормов и протеиновых, аминокислотных добавок.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Аминокислотное питание животных
Роль протеинового и аминокислотного питания в повышении продуктивности с.-х. животных и птиц /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Роль протеинового и аминокислотного питания в повышении продуктивности с.-х. животных и птиц /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Общая характеристика основных аминокислот в питании животных /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Общая характеристика основных аминокислот в питании животных /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Общая характеристика основных аминокислот в питании животных /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Корма и балансирующие добавки по содержанию протеина и незаменимых аминокислот /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Корма и балансирующие добавки по содержанию протеина и незаменимых аминокислот /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Корма и балансирующие добавки по содержанию протеина и незаменимых аминокислот /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания жвачных животных /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания жвачных животных /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания жвачных животных /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания свиней /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания свиней /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания свиней /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания с.-х. птиц /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания с.-х. птиц /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное и практическое обоснование протеинового и аминокислотного питания с.-х. птиц /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Пути эффективного использования протеина и аминокислот кормов в технологии производства продуктов животноводства /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Пути эффективного использования протеина и аминокислот кормов в технологии производства продуктов животноводства /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Пути эффективности использования протеина и аминокислот кормов в технологии производства продуктов животноводства /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Зачет по дисциплине "Аминокислотное питание животных" не предусмотрен.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие о корме и его питательности.
2. Основные питательные вещества кормов и их характеристика.
3. Протеин и понятие о протеиновой питательности.
4. Содержание сырого и переваримого протеина в кормах.
5. Аминокислоты и аминокислотная питательность кормов.
6. Незаменимые аминокислоты и их значение в питании животных.
7. Какие незаменимые аминокислоты учитываются в нормах кормления жвачных животных.
8. Какие незаменимые аминокислоты учитываются в нормах кормления моногастритных животных.
9. Особенности протеинового и аминокислотного питания жвачных животных.
10. Особенности протеинового и аминокислотного питания свиней.
11. Особенности аминокислотного питания с.-х. птиц.
12. Основные источники аминокислот и их характеристика.
13. Основные балансирующие аминокислотные добавки и их характеристика.
14. Кормовой концентрат лизина и его использование в животноводстве.
15. Заменимые аминокислоты и их роль в питании с.-х. животных.
16. Белково- минерально- витаминные добавки с аминокислотами
17. Премиксы с аминокислотами и их использование в производстве комбикормов и кормлении с.-х. животных и птиц.
18. Порядок и методика сбалансирования рационов с.-х. животных незаменимыми аминокислотами.
19. Пути эффективного использования растительного протеина при сбалансировании незаменимыми аминокислотами в животноводстве.
20. Влияние аминокислотного питания с.-х. животных на качество животноводческой продукции.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Курсовая работа по дисциплине "Аминокислотное питание животных" не предусмотрен.
Темы докладов
1. Классификация кормовых средств и добавок.
2. Зерно злаковых культур. Состав и их питательность.
3. Зерно бобовых культур. Состав и их питательность.
4. Прочее сырье растительного происхождения. Состав и их питательность.
5. Побочные кормовые продукты мукомольного производства. Состав и их питательность.
6. Побочные кормовые продукты крупяного производства. Состав и их питательность.
7. Корма животного происхождения. Состав и их питательность.
8. Побочные кормовые продукты маслозаводов. Состав и их питательность.
9. Побочные продукты крахмало-паточной промышленности. Состав и их питательность.
10. Побочные продукты сахарной промышленности. Состав и их питательность.
11. Побочные продукты пивоваренной промышленности. Состав и их питательность.
12. Сырье минерального происхождения.
13. Кормовые дрожжи в животноводстве.
14. Ферментные препараты и их использование в кормлении животных.
15. Пробиотики и их использование в кормлении животных
16. Синтетические азотсодержащие вещества. Карбамид как источник протеина.
17. Соли микроэлементов и их использование в кормлении животных.
18. Витаминные препараты и их использование в кормлении животных.
19. Понятие о комбикормах. Виды комбикормов.
20. Комбикорма и их роль в повышении полноценности рационов животных.
21. Белково-витаминные добавки и их роль в повышении полноценности рационов животных.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Корма и кормление животных: учебное пособие
Макарцев Н. Г., Топорова Л. В., Овсищер Б. Р.
Кормление сельскохозяйственных животных: учебник
Калуга: Издательство Н. Ф. Бочкаревой, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Петрянкин Ф. П., Галлиулин А. К., Лаврентьев А. Ю.
Кормление, обмен веществ и иммунитет у животных: монография
Чебоксары: Полиграфический отдел ФГОУ ВПО "Чувашская ГСХА", 2011
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
Белые лаковые магнитно-маркерные доски (1 шт.) стол преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (6 шт.), стулья ученические (12 шт.), столы компьютерные (10 шт.), кресла компьютерные (11шт.), компьютер персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5 /клавиатура/ мышь (10 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), кронштейн для проектора Kromax PROEKTOR-100 потолочный наклон (1 шт.), стенды (3 шт.), жалюзи (2 шт.), огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), кафедра трибуна настольная (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Аминокислотное питание животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины магистранту необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения терминов, понятия об отраслях животноводства, которые должны знать студенты. Магистранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные вопросы по назначению лекарственных средств при болезнях животных, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Магистранты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________