ФТД_01 Современные проблемы кормопроизводства и кормления животных
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общей и частной зоотехнии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
ФТД.01
Современные проблемы кормопроизводства и кормления животных
Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
7 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
д-р с.-х. наук, проф., Лаврентьев А.Ю.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 973).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Современные проблемы кормопроизводства и кормления животных" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А., Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
• ознакомление  обучающихся с современными проблемами кормопроизводства и кормления животных России;
1.2
• подготовка высокопрофессиональных специалистов – зоотехников для работы в области животноводства с учетом современных условий его развития.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологически активные вещества в кормлении животных
2.1.2
Биологические основы питания сельскохозяйственных животных
2.1.3
Кормовые средства
2.1.4
Организация производства гибридных свиней
2.1.5
Приготовление комбикормов, БВМК, премиксов и ЗЦМ
2.1.6
Сертификация и стандартизация кормов и кормовых добавок
2.1.7
Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
2.1.8
Фермерское животноводство
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Современные методы контроля качества кормов
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен разработать перспективный план развития животноводства в организации
 
ПК-1.1 Знать: порядок определения потребности в кормах, необходимых для кормления 
 
 
 
ПК-1.2 Уметь: определять типы кормления сельскохозяйственных животных различных видов
 
 
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: планирования потребности в кормах и их производства (приобретения) с учетом 
 
 
 
ПК-3. Способен организовать производственные испытания новых технологий в области животноводства с целью повышения его эффективности
 
ПК-3.1 Знать: особенности методики опытов на животных разных видов и половозрастных групп
 
 
 
ПК-3.2 Уметь: разрабатывать схемы научно-хозяйственных, хозяйственных (производственных) и физиологических опытов в области зоотехнии
 
 
 
ПК-3.3 Иметь практический опыт: разработки предложений по совершенствованию технологии содержания и разведения сельскохозяйственных животных с целью повышения эффективности животноводства
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-порядок определения потребности в кормах, необходимых для кормления
3.1.2
-особенности методики опытов на животных разных видов и половозрастных групп
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-определять типы кормления сельскохозяйственных животных различных видов
3.2.2
-разрабатывать схемы научно-хозяйственных, хозяйственных (производственных) и физиологических опытов в области зоотехнии
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
-планирования потребности в кормах и их производства (приобретения) с учетом
3.3.2
-разработки предложений по совершенствованию технологии содержания и разведения сельскохозяйственных животных с целью повышения эффективности животноводства
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Зоотехния – наука о производстве продукции животноводства.

 
Оснащенность
 
Зоотехния – наука о производстве продукции животноводства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
0
 
Зоотехния – наука о производстве продукции животноводства /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
0
 
Зоотехния – наука о производстве продукции животноводства /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

11
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Современное состояние кормовой базы  России и инновационный путь его развития.

 
Современное состояние кормовой базы  России и инновационный путь его развития. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
0
 
Современное состояние кормовой базы  России и инновационный путь его развития. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
0
 
Современное состояние кормовой базы  России и инновационный путь его развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

11
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Современные проблемы при кормлении животных и птиц.

 
Современные проблемы при кормлении животных и птиц. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
2
Проблемная лекция
0
 
Современные проблемы при кормлении животных и птиц. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
2
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

работа в малых группах

0
 
Современные проблемы при кормлении животных и птиц. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

11
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 4. Реализация генетического потенциала молочного скота России – основная задача науки и практики в современных условиях.

 
Реализация генетического потенциала молочного скота России – основная задача науки и практики в современных условиях. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
2
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Реализация генетического потенциала молочного скота России – основная задача науки и практики в современных условиях. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
2
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

работа в малых группах

0
 
Реализация генетического потенциала молочного скота России – основная задача науки и практики в современных условиях. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

11
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 5. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Что означает наука зоотехния? 2. Когда появился термин «Зоотехния»? 3. Где и когда появился первый в мире зоотехнический институт? 4. Назвать фамилии русских и советских ученых внесших большой вклад в развитие зоотехнической науки. 5. Основная проблема зоотехнической науки в мире. 6. Рассказать о состоянии молочного скотоводства в России. 7. Породы молочного скота, разводимые в России. 8. Рассказать об основной молочной породе, разводимой в России. 9. Назвать местную породу крупного рогатого скота Ульяновской области. 10. Мясное скотоводство России и его состояние. 11. Породы мясного скота, разводимые в России. 12. Назвать мясную породу крупного рогатого скота, выведенную в современной России. 13. Рассказать о состоянии овцеводства России. 14. Назвать абсолютные параметры потребления молока и мяса говядины на одного человека в год в России. 15. Потребление в России яиц кур на одного человека в год по медицинским нормам и фактическое. 16. Генетические резервы молочного скота в России (сравнение надоев молока в племенных заводах, в целом по стране и по отдельным регионам). 17. Завоз крупного рогатого скота из-за рубежа и его целесообразность. 18. Что понимается под инновационном пути развития животноводства 19. Воспроизводство стада крупного рогатого скота в России 20. Основная мировая молочная порода, назвать её и кратко рассказать о ней. 21. Назвать хозяйства в России, в которых надой молока на 1 корову в 2020 г составил 10 тыс. кг и более 22. Бестужевская порода крупного рогатого скота, её направление продуктивности, год выведения? 23. Племенные организации крупного рогатого скота в Ульяновской области и их роль в повышении надоев молока и приростов скота. 24. Назвать основную породу свиней, разводимую в России и чем она славится? 25. Порода свиней, выведенная в современной России и ёё особенности 26. Производство мяса свинины в России на 1 человека в год. 27. Роль искусственного осеменения в улучшении воспроизводства стада крупного рогатого скота. 28. Что из себя представляет трансплантация эмбрионов? 29. Искусственное осеменение, его история и значение для России. 30. Рассказать об искусственном осеменении маточного поголовья крупного рогатого скота в Чувашской Республике.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Тематика рефератов

2. Этапы работы при воспроизводительном скрещивании.

3. Значение промышленного скрещивания в животноводстве. Грединг.

4. Апробация породной группы и породы

5. Перспективы использования помесных животных для производства молока

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
6. Контроль происхождения животных

7. Разведение по линиям в молочном скотоводстве

8. Молочная продуктивность коров разной линейной принадлежности

9. Характеристика линий быков-производителей

10. Анализ селекционно-племенной работы со стадом

11. Молочная продуктивность первотелок

12. Определение племенной ценности особи на основе продуктивности ее потомком

13. Система отбора при разных типах действия гена

14. Отбор по специфической комбинационной способности

15. Определение эффекта селекции в молочном скотоводстве

16. Инбридинг в разведении молочного скота

17. Селекционные индексы в скотоводстве

18. Технология производства молока на промышленной основе

19. Методы выведения новых пород сельскохозяйственных животных

20. Характеристика быков-производителей по качеству потомства

21. Характеристика коров молочных пород по собственной продуктивности

22. Характеристика заводских линий

23. Характеристика генеалогических линий

24. Характеристика специализированных линий

25. Характеристика инбредных линий

26. Биологические и хозяйственных особенности помесей

27. Характеристика семейств                                      

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Хохрин С. Н.
Корма и кормление животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2002
50
 
Л1.2
Калашников А. П., Фисинин В. И., Щеглова В. В., Клейменова Н. И.
Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных: справочное пособие
М., 2003
70
 
Л1.3
Топорова Л. В., Архипов А. В., Бессарабова Р. Ф., Макарцев Н. Г., Курилова Н. М., Мухоротова Е. В.
Практикум по кормлению сельскохозяйственных животных: учебное пособие
М.: КолосС, 2004
60
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
рец. Г. М. Тобоев, Т. К. Малютина
Методические указания и задания к лабораторным занятиям по курсу "Кормление сельскохозяйственных животных": учебное пособие для студентов факультета ветеринарной медицины по специальности 310800 - "Ветеринария" : в 2-х ч.
1
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
разраб. А. Ю. Лаврентьев, Е. Ю. Кузнецова; ЧГСХА
Методические указания и задания к лабораторным занятиям по курсу "Кормление сельскохозяйственных животных": учебное пособие для студентов факультета ветеринарной медицины по специальности 310800 - Ветеринария : в 2-х ч.
1
 
Л3.2
Лаврентьев А. Ю., Петров В. Е., Тобоев Г. М.
Методические указания и задания к лабораторным занятиям по курсу "Кормление сельскохозяйственных животных": учебное пособие
Чебоксары, 2000
2
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
MozillaThinderbird
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
 
Оснащенность
 
6.3.1.7
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.8
OfficeStandard 2010
6.3.1.9
OfficeStandard 2013
6.3.1.10
LibreOffice
6.3.1.11
ОС Windows Vista
6.3.1.12
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
416
Учебная аудитория
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
414
Учебная аудитория
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
 
321
Учебная аудитория
Столы ученические (10 шт.), стулья ученические (20 шт.), доска классная (1 шт.)
 
316
Учебная аудитория
Столы 2-х мест. со скамейкой (9 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стул п/м (1 шт.), пано: овец , кур, петуха, уток, сейф (1 шт.), доска классная (1 шт.), счетчик молока УЗКМ-1 (2 шт.), гигрометр ВИТ-1 (2 шт.), стерилизатор горячий воздушный (1 шт.), экран на штативе (1шт), клише (штампа) с оснасткой (1 шт.), электрическая плита (1 шт.), микроскоп Биолам (4 шт.), микроскоп МБС-10 (1 шт.), печь муфельная (1 шт.), стенд информацион-ный (1 шт.), прибор Овоскоп (1 шт.), сепаратор электрический ЭСБ-02 (1 шт.), картотека, огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), микроскоп МБС-9 (2шт), седло спортивное (1шт).
 
308
Учебная аудитория
Белые лаковые магнитно-маркерные доски (1 шт.) стол преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (6 шт.), стулья ученические (12 шт.), столы компьютерные (10 шт.), кресла компьютерные (11шт.), компьютер персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5 /клавиатура/ мышь (10 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), кронштейн для проектора Kromax PROEKTOR-100 потолочный наклон (1 шт.), стенды (3 шт.), жалюзи (2 шт.), огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), кафедра трибуна настольная (1 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

 
Оснащенность
 
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________