2024-2025_38_04_01_24-1 Экономика (БиРЭ)_plx_Банковское дело (продвинутый курс)
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.01
Банковское дело (продвинутый курс)
Направление подготовки 38.04.01 Экономика

Направленность (профиль) Банки и реальная экономика

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
В том числе инт.
8
8
8
8
В том числе в форме практ.подготовки
4
4
4
4
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
84
84
84
84
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Алексеева Н.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Банковское дело (продвинутый курс)" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.01 Экономика

Направленность (профиль) Банки и реальная экономика, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алексеева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у будущих магистров качественных профессиональных знаний в области государственного регулирования экономики с использованием инструментов денежно-кредитной сферы, организации деятельности кредитных организаций, квалифицированного проведения банковских операций на российском и международном рынках.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Банковское законодательство
2.1.2
Кредитная политика коммерческого банка
2.1.3
Организация кредитования бизнеса
2.1.4
Производственная практика, практика по профилю профессиональной деятельности
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен обеспечивать поддержание устойчивого функционирования интегрированной системы управления рисками
 
ПК-3.1 Знает: методы мониторинга и оценки качества риск-менеджмента на основе системы индикаторов и их динамики; способы оценки эффективности процесса управления рисками
 
 
 
ПК-3.2 Умеет: анализировать информацию по рискам в отрасли и в организации; Совершенствовать систему и процесс управления рисками в организации с учетом отраслевых стандарто
 
 
 
ПК-3.3 Имеет практический опыт: обеспечения соответствия системы управления рисками внешним требованиям и лучшим практикам; адаптации и актуализации системы управления рисками под изменения бизнес-среды
 
 
 
ПК-4. Способен к разработке мероприятий для выполнения плана продаж кредитных продуктов корпоративным клиентам
 
ПК-4.1 Знает: основы банковского дела, экономики, организации труда и управления; гражданское и банковское законодательство Российской Федерации
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: оценивать колебания рыночной конъюнктуры; анализировать финансово-хозяйственную деятельность организаций; формировать и проводить презентации; принимать оперативные решения по предложению заемщику дополнительного банковского продукта (кросс-продажа)
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: анализа динамики финансово-хозяйственной деятельности заемщиков; консалтинга клиента по выработке обоюдовыгодных схем взаимодействия с банком; разработки предложений по модификации политики банка в сфере корпоративного кредитования
 
 
 
ПК-5. Способен к подготовке предложений по совершенствованию бизнес-процессов по корпоративному кредитованию
 
ПК-5.1 Знает: основы банковского дела, экономики, организации труда и управления; основы финансового анализа; способы и методы построения моделей
 
 
 
ПК-5.2 Умеет: организовывать работу по взаимодействию с подразделениями банка с целью обеспечения эффективности кредитной деятельности
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: выстраивания бизнес-процессов по корпоративному кредитованию, их описание; анализа эффективности бизнес-процессов по корпоративному кредитованию и их оптимизация; разработки и внедрения кредитных продуктов для юридических лиц
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- категориальный аппарат курса («банк», «банковская система», «методы кредитования», «банковские инвестиции», «банковские риски», «депозитная политика»,  и др.);
3.1.2
- основы банковского дела, экономики, организации труда и управления; гражданское и банковское законодательство Российской Федерации; основы финансового анализа; способы и методы построения моделей;
3.1.3
- инструменты и концепции государственного регулирования экономики с использованием  денежно-кредитных механизмов;
3.1.4
- особенности функционирования современных банковских институтов; операции, теорию и современные аспекты реализации банковских операций;
3.1.5
- обладать знанием закономерностей и особенностей развития банковского сектора;
3.1.6
- методы мониторинга и оценки качества риск-менеджмента на основе системы индикаторов и их динамики; способы оценки эффективности процесса управления рисками.
 
 
Оснащенность
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- рассчитывать и анализировать основные количественные характеристики деятельности банка и банковского сектора;
3.2.2
- анализировать эффективность применения инструментов государственного регулирования экономики с использованием  денежно-кредитных механизмов;
3.2.3
- анализировать основные тенденции развития банковской системы государства;
3.2.4
-  на основе проведенного анализа делать самостоятельные выводы по основным проблемам функционирования банковской  системы  государства и предлагать пути их решения;
3.2.5
- оценивать колебания рыночной конъюнктуры; анализировать финансово-хозяйственную деятельность организаций; формировать и проводить презентации; принимать оперативные решения по предложению заемщику дополнительного банковского продукта (кросс-продажа);
3.2.6
- организовывать работу по взаимодействию с подразделениями банка с целью обеспечения эффективности кредитной деятельности;
3.2.7
- работать с законодательными и нормативными актами, а также специальной литературой.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- использования различных социально-экономических методов для анализа тенденций развития денежно-кредитной и банковской системы страны;
3.3.2
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности кредитных институтов и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
3.3.3
- анализа динамики финансово-хозяйственной деятельности заемщиков; консалтинга клиента по выработке обоюдовыгодных схем взаимодействия с банком; разработки предложений по модификации политики банка в сфере корпоративного кредитования;
3.3.4
- выстраивания бизнес-процессов по корпоративному кредитованию, их описание; анализа эффективности бизнес-процессов по корпоративному кредитованию и их оптимизация; разработки и внедрения кредитных продуктов для юридических лиц;
3.3.5
- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Банковская система России: эволюция и современные аспекты организации 

 
Тема 1. Эволюция банковской системы России /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 1. Эволюция банковской системы России /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Тестирование, задания.
0
 
Тема 2. Понятие и типы банковских систем. Банковская система РФ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 2. Понятие и типы банковских систем. Банковская система РФ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Тестирование, задания.
0
 
Оснащенность
 
Тема 3. Организационные основы создания и функционирования банка /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 3. Организационные основы создания и функционирования банка /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
2
Круглый стол
0
 
СРС по разделу 1 "Банковская система России: эволюция и современные аспекты организации" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

20
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Основы денежно-кредитного государственного регулирования 

 
Тема 4. Теории денег и кредита – основа теорий денежно-кредитного регулирования.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 4. Теории денег и кредита – основа теорий денежно-кредитного регулирования.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Устный опрос, доклады, задания.
0
 
Тема 5. Кейнсианство. Монетаризм. Неоклассики /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 5. Кейнсианство. Монетаризм. Неоклассики /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Тестирование, задания.
0
 
СРС по разделу 2 "Основы денежно-кредитного государственного регулирования" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Формирование и использование финансовых ресурсов банка. 

 
Тема 6. Состав и современные тенденции развития пассивных операций коммерческого банка.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 6. Состав и современные тенденции развития пассивных операций коммерческого банка.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Тестирование, задания.
0
 
Оснащенность
 
Тема 7. Состав активных операций коммерческого банка.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
4
Проблемная лекция
0
 
Тема 7. Состав активных операций коммерческого банка.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Устный опрос, доклады, тестирование, задания.
0
 
Тема 8. Формирование  показателей и анализ финансовых результатов деятельности банка /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 8. Формирование  показателей и анализ финансовых результатов деятельности банка /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
2
Деловая игра
0
 
СРС по разделу 3 "Формирование и использование финансовых ресурсов банка" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

20
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 4. Операции и сделки банка

 
Тема 9. Современные аспекты организации кредитных операций коммерческого банка /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 9. Современные аспекты организации кредитных операций коммерческого банка /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: оценке документального обеспечения кредитной операции банка.
2
 
Тема 10. Современные аспекты организации расчетно-кассовых операций  банка /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 10. Современные аспекты организации расчетно-кассовых операций  банка /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: оценке документального обеспечения расчетно-кассовых операций банка.
2
 
Тема 11. Операции банка на рынке ценных бумаг /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 11. Операции банка на рынке ценных бумаг /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Тестирование, задания.
0
 
Тема 12. Современные аспекты валютных операций банка и операций с драгоценными металлами /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
Тема 12. Современные аспекты валютных операций банка и операций с драгоценными металлами /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Тестирование, задания.
0
 
СРС по разделу 4 "Операции и сделки банка" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3

34
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие, принципы деятельности и функции банка.

2. Виды банковских лицензий. Характеристика этапов создания кредитной организации.

3. Виды и характеристика обособленных подразделений и структурных подразделений вне местоположения головной организации (филиала) по банку.

4. Понятие и виды пассивных операций банка. Кредитный потенциал.

5. Виды счетов, открываемых в банке. Порядок открытия, обслуживания и закрытия счета.

6. Формы безналичных расчетов и расчетные документы.

 
Оснащенность
 
7. Нормативная база и организация кассовой работы в банке.

8. Назначение и организация факторинга. Участники факторинговой сделки. Классификация факторинговых сделок.

9. Назначение, законодательно-нормативная база и организация лизинговой сделки.

10. Понятие и виды банковских карт.

11. Банк как профессиональный участник рынка ценных бумаг.

12. Сущность, задачи и критерии оценки качества управления пассивами.

13. Значение собственного капитала в деятельности банка и международные стандарты его оценки.

14. Российская практика расчета собственного капитала банка и оценки его достаточности.

15. Виды и характеристика привлеченных ресурсов банка.

16. Содержание процесса управления привлеченными ресурсами банка. Критерии качества привлеченных ресурсов банка.

17. Содержание и элементы депозитной политики банка.

18. Критерии качества управления активами банка.

19. Понятие, виды и классификация активных операций банка.

20. Ликвидность и платежеспособность банка: понятие и определяющие факторы.

21. Показатели оценки  ликвидности банка.

22. Теории денег  – основа теорий денежно-кредитного регулирования.

23. Понятие и оценка качества кредитного портфеля.

24. Доходы банка: источники, классификация, управление и оценка качества.

25. Расходы банка и их регулирование.

26. Прибыль банка: формирование, виды, использование.

27. Сущность и показатели рентабельности деятельности банка.

28. Понятие и классификация банковских рисков.

29. Современные инструменты и технологии расчетно-кассовых операций  банка

30. Кейнсианство: возникновение, сущность, практика реализации.

31. Виды операций банков с ценными бумагами.

32. Банки как организаторы выпуска и первичного размещения ценных бумаг организаций (андеррайтеры).

33. Формирование и управление собственным портфелем ценных бумаг банка.

34. Банки как эмитенты на рынке ценных бумаг.

35. Операции банка с векселями

36. Методы кредитования в банке.

37. Формы обеспечения возвратности банковского кредита.

38. Кредитование инвестиций.

39. Понятие и регулирование валютных операций банка.

40. Классификация валютных операций банка.

41. Понятие, виды, регулирование валютной позиций банка.

42. Монетаризм: возникновение, сущность, практика реализации.

43. Законодательно-нормативная база деятельности, операции и сделки коммерческого банка.

44. Государственная регистрация кредитной организации и выдача лицензии на осуществление банковских операций.

45. Виды и характеристика кредитных линий.

46. Комиссионно-посреднические операции коммерческого банка.

47. Организация кредитного процесса в банке.

48. Депозитные операции коммерческого банка.

49. Назначение и содержание кредитной политики коммерческого банка.

50. Характеристика элементов банковской системы РФ

51. Функции и операции ЦБ РФ. Рефинансирование ЦБ РФ.

52. Организация и особенности синдицированного кредита.

53. Основные показатели и экономические нормативы регулирования деятельности кредитных организаций

54. Характеристика функционирования банковской системы СССР

55. Причины и этапы банковской реформы в России 1987-1990гг

56. Этапы развития современной банковской системы РФ

57. Основы неоклассических школ денежно-кредитного регулирования экономики.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Дополнительные задания

Задание 1.Найдите информацию о динамике и структуре обращающихся банковских пластиковых карт по банковскому сектору России по состоянию на «1» января 2021 г. и на текущий момент, сравните данные, сделайте вывод.

Задание 2.Найдите информацию о структуре кредитных организаций в России по федеральным округам по состоянию на «1» января 2021 г. и на текущий момент, сравните данные, сделайте вывод.

Задание 3.Найдите информацию об обязательных нормативах деятельности коммер-ческих банков по состоянию на «1» января 2021 г. и на современный момент и дайте их характеристику.

Задание 4.Найдите и проанализируйте информацию о динамике кредитного портфеля по банковскому сектору РФ за последний год, сделайте вывод.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
Задание 5.Найдите и проанализируйте информацию о динамике действующих кредитных организаций в России в региональном разрезе за предшествующий год, сделайте вывод.

Задание 6.Найдите и проанализируйте информацию о структуре вложений кредитных организаций России в ценные бумаги по состоянию на «1» января 2018 г. и на текущий момент, сделайте вывод.

Задание 7.

АО «Владомир» заключило с КБ договор на факторинговое обслуживание, по условиям которого авансовые платежи составляют 70% от суммы счетов. Комиссионное вознаграждение за обслуживание –1,6% от суммы оборота счета. Средняя оборачиваемость счетов-фактур – 30 дней. Процентная ставка по кредиту – 12% годовых. Годовой оборот по реализации продукции –3500 тыс. руб. Доля отказа от акцепта в прошлом году составила –5,6%. Право регресса предусмотрено договором. Требуется определить сумму дохода КБ, размер факторинга и создаваемого резерва.

Задание 8.

Номинал векселя 7,2 млн.руб. Банк покупает его, выплачивая клиенту 5 млн. руб. за полгода до наступления срока платежа. Уровень инфляции в стране составляет 7% годовых. Требуется определить учетную ставку банка и его реальный и номинальный доход.

Задание 9.

Партия золота в стандартных слитках имеет массу в лигатуре 35 кг. Проба партии – 999,9. Цена золота на международном рынке, исчисленная по утреннему «золотому» фиксингу в Лондоне составляет 404 долл. за одну тройскую унцию. Одна тройская унция составляет 31,1034807 г: Требуется определить стоимость партии золота в рублях, если официальный курс доллара к рублю равен 31,55.

Задания на оценку понимания/умений студента

Задача 1

Составьте баланс коммерческого банка на основе следующих данных:

– имущество – 240 000 д.е.;

–кредиты предприятиям, организациям, населению – 650 000 д.е.;

– кредиты ЦБ РФ – 100 000 д.е.;

– средства на счетах в ЦБ РФ – 230 000 д.е.;

– денежные средства в кассе – 85 000 д.е.;

– приобретенные ценные бумаги – 320 000 д.е.;

– собственный капитал – 405 000 д.е.;

– средства на расчетных счетах организаций – 510 000 д.е.;

– срочные депозиты организаций и населения – 320 000 д.е.;

– депозитные и сберегательные сертификаты – 190 000 д.е.

Задача 2

Предприятию необходим банковский кредит на сумму 5 млн. руб. Срок – 1,5 года. Определить условия какого кредита более выгодны для заемщика:

– кредит по ставке 15% годовых при погашении основного долга равными долями и уплате платежей ежеквартально;

– кредит по ставке 14% годовых при погашении основного долга равными долями и уплате платежей ежемесячно.

Задача 3

Предприятию необходим банковский кредит на сумму 1,1 млн. руб. Срок – 1 год. Определить условия какого кредита более выгодны для заемщика:

– кредит по ставке 21% годовых при погашении основного долга равными долями и уплате платежей ежеквартально;

– кредит по ставке 19% годовых, погашаемый единовременно в конце срока по договору.

Задача 4

Депозит суммой 120 000 руб. оформляется в банке на срок 9 месяцев. Определить, условия какого вклада предпочтительнее:

– проценты начисляются ежемесячно по ставке 7% годовых;

– проценты начисляются ежеквартально по ставке 7,5% годовых.

Задача 5

Депозит суммой 45000 руб. оформлен на 6 месяцев. Ставка банка 7,5% годовых. Ежемесячный темп инфляции – 1,1%. Определить:

– сумму погашения депозита;

– индекс инфляции;

– реальный доход (убыток) вкладчика по депозитной операции.

Задача 6

Депозит суммой 100 000 руб. оформлен на 6 месяцев. Ставка банка 7,5% годовых. Ежемесячный темп инфляции – 1,1%. Определить:

– сумму погашения депозита;

– индекс инфляции;

– реальный доход (убыток) вкладчика по депозитной операции.

Задача 7

Физическому лицу необходим банковский кредит на сумму 800 тыс. руб. Срок – 3 года. Определить условия какого кредита более выгодны для заемщика:

– кредит по ставке 15% годовых при погашении основного долга равными долями и уплате платежей ежеквартально;

– кредит по ставке 14% годовых, погашаемый аннуитетным платежом.

Задача 8

Предприятию необходим банковский кредит на сумму 1,4 млн. руб. Срок – 1,5 года. Определить условия какого кредита более выгодны для заемщика:

 
Оснащенность
 
– кредит по ставке 13% годовых при погашении основного долга равными долями и уплате платежей ежеквартально;

– кредит по ставке 12% годовых, погашаемый аннуитетным платежом.

Задача 9

Банк выдал кредит на сумму 125 тыс. руб. по ставке 18% годовых. Срок по кредиту – 1,5 года. Кредит должен погашаться частями ежеквартально. Составить план погашения долга и рассчитать сумму процентов, подлежащих выплате банку, за весь срок кредита.

Задача 10

Депозит суммой 15 000 руб. оформляется в банке на срок 9 месяцев. Определить, условия какого вклада предпочтительнее:

– проценты начисляются ежемесячно по ставке 7% годовых;

– проценты начисляются ежеквартально по ставке 7,5% годовых.

Задача 11

Инвестиционный портфель содержит 1 500 простых акций номиналом 100 руб., 600 привилегированных акций номиналом 1000 руб., 700 облигаций номиналом 1000 руб. Определить наиболее доходную бумагу инвестиционного портфеля, если сумма дивидендов по простым акциям составила 30 тыс. руб., по привилегированным – 60 тыс. руб., а сумма процентов по облигациям – 56 тыс. руб.

Задача 12

Банк приобрел за 800 руб. привилегированные акции компании «А» номиналом 300 руб. с фиксированным размером дивиденда 6% годовых и ежеквартальной выплатой дивидендов. Через 10 месяцев после приобретения и после очередной выплаты дивидендов акции были проданы за 830 руб. Определить конечную доходность данной операции в пересчете на год.

Задача 13

Банк выдал образовательный кредит на сумму 50 тыс. руб. по ставке 12% годовых. Срок по кредиту – 5 года. Кредит должен погашаться ежемесячно с погашением основного долга равными долями (дифференцированный платеж). Составить план погашения долга за первые полгода и рассчитать сумму процентов, подлежащих выплате банку, за весь срок кредита.

Задача 14

Предприятию выдан банковский кредит суммой 800 000 рублей на 2 года. Ставка по кредиту 16% годовых. Определить сумму уплачиваемых процентов и план погашения долга, если основной долг погашается равными долями и расчеты с банком производятся:

- ежегодно;

- по полугодиям.

Темы докладов

1. Организация и методики оценки финансового состояния коммерческого банка.

2. Управление банковскими ресурсами  и эффективность их  использования.

3. Доходы, расходы и формирование финансового результата деятельности коммерческого банка.

4. Валютные риски и методы их регулирования.

5. Ликвидность и платежеспособность банков: критерии оценки и методы управления.

6. Организация банковского контроля, его виды и правовые основы.

7. Управление банковскими рисками.

8. Современные методы определения кредитоспособности заемщиков.

9. Управление кредитом и кредитным риском банка.

10. Система гарантирования депозитов в коммерческих банках: зарубежный опыт, российская практика и перспективы развития.

11. Стратегическое и текущее планирование деятельности банка.

12. Управление доходностью и рентабельностью банка.

13. Формирование и распределение прибыли банка.

14. Управление банковскими инновациями.

15. Факторы, понятие и направления регулирования кризисного состояния кредитной организации.

16. Операции коммерческого банка с ценными бумагами.

17. Управление кредитным портфелем коммерческого банка.

18. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.

19. Управление собственным капиталом банка.

20. Организация краткосрочного кредитования текущей деятельности предприятий.

21. Управление процентным риском коммерческого банка.

22. Управление активами коммерческого банка.

23. Управление пассивами коммерческого банка.

24. Валютные операции коммерческого банка.

25. Расчетно-кассовые операции коммерческого банка.

26. Факторинговые и форфейтинговые операции в банковском бизнесе.

27. Современные методы кредитования   в коммерческом банке.

28. Организация кредитования инвестиций.

29. Коммерческий банк как объект банковского регулирования.

30. Организация потребительского кредитования в банке.

31. Инвестиционная деятельность банков.

32. Организация и современные направления расчетно-депозитного обслуживания в банках.

33. Организация и совершенствование операций банка с пластиковыми картами

 
Оснащенность
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Ю.М. Скляровой Ю.М.
Банковское дело: учебник
Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Ольхова Р. Г.
Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие
М.: КноРус, 2012
0
 
Л2.2
Жуков Е. Ф., Соколов Ю. А., Стародубцева Е. Б., Литвиненко Л. Т., Жуков Е. Ф., Соколов Ю. А.
Банковское дело: учебник для бакалавров
М.: Юрайт, 2012
0
 
Л2.3
Белоглазова Г. Н., Кроливецкая Л. П.
Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник
М.: Юрайт, 2014
0
 
Л2.4
Секерин В. Д.
Банковский менеджмент: учебник
М.: Проспект, 216
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральный банк РФ
 
Э2
Центр макроэкономического исследования и  краткосрочного прогнозирования
 
Э3
Журнал «Банковское дело»
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
MozillaThinderbird
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
65а
Учебная аудитория
Стол комбинированный для операционистов(учебный) (2 шт.), флипчарт 70*100 на треноге Attache (1 шт.), стол для зала ожидания (4 шт.), стол угловой для кассира  (учебный) (1 шт.), модульный диван на 10 мест (учебный) (1 шт.), кресло SAMBA CHROME/SILVER (учебный) (3 шт.), кресло SILVIA ARM (учебный) (2 шт.), роутер D-Link NO:DIR(учебный) – 300 (1 шт.), терминал «Россельхозбанк» (1 шт.), демонстрационное оборудование (Personal Computer Aspire C 22-865 series(учебный) (2 шт.), телевизор LG 43LJ10V LED (1 шт.), моноблок MSI) и учебно-наглядные пособия
 
44б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
61а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Банковское дело (продвинутый курс)» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентам необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Банковское дело (продвинутый курс)», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Банковское дело (продвинутый курс)» следует усвоить:

- инструменты и концепции государственного регулирования экономики с использованием  денежно-кредитных механизмов;

- законодательно-нормативную базу государственного регулирования банковской деятельности;

 
Оснащенность
 
- построение и современные аспекты функционирования банковской системы РФ; основы создания, эволюции и современного построения банковских систем развитых стран;

- состав и отражение в финансовой отчетности операций и сделок банков;

- основы финансового менеджмента в банке;

- систему знаний о роли банков в расширенном воспроизводственном процессе, в решении социально-экономических проблем России и в развитии международных экономических отношений.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования.  Тестирование организовывается в компьютерных классах. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________