(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Банки и реальная экономика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Банки и реальная экономика, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Философская рефлексия экономического знания.
2. Предмет философии экономики.
3. Основные принципы экономической деятельности.
4. Структура экономического знания.
5. Функции современной экономической методологии.
6. Методы исследования экономической жизни.
7. Структура экономической теории.
8. Общая характеристика экономических теорий.
9. Экономика и этика.
10. Междисциплинарные связи экономической науки.
11. Соотношение научного и ненаучного в экономическом знании.
12. Ценности и цели в экономической науке.
13. Марксизм и развитие методологии экономической науки.
14. Формализация и абстрагирование в экономической теории.
15. Характеристика экономического рационализма.
16. Методы и принципы принятия решения в экономике.
17. Антропологическая составляющая экономического знания.
18. Экономическая картина мира.
19. Состояние экономики России.
20. Экономические процессы в Поволжском регионе.
Вопросы на оценку понимания/умений магистранта
1. Как структура философии экономики связана с предметом философии экономики?
2. Как методы философии экономики связаны с процессами в реальной экономике?
3. Объясните различия между философскими дисциплинами: философия экономики и методология экономики, философские проблемы экономики и философские проблемы гуманитарных наук, философия экономики и философия
4. Как возникает и развивается экономическое сознание?
5. Какова роль экономического сознания в хозяйственно-экономической деятельности.
6. Выделите социально-этические аспекты предпринимательства и бизнеса в условиях модернизации российской экономики.
7. Назовите проблемы изучения менталитета и общественного мнения в сфере экономики.
8. Перечислите исторические формы экономической идеологии: в контексте социально-философских проблем.
9. Объясните значение методологии как науки о методах и приемах изучения мира экономики.
10. Перечислите основные философские принципы и законы исследования экономических явлений и процессов.
11. Назовите философские основы путей и методов реформирования экономики современной России.
12. Расскажите о значении диалектико-материалистического понимания истории для понимания функционирования и развития экономики.
13. Нерациональная цель в экономике может быть достигнута рациональными средствами. Приведите примеры.
14. Составьте глоссарий к темам: «Философские проблемы экономики», «Философия экономики».
15. Сформулируйте различия между идеями экономического либерализма и плановой экономики. Актуальны ли их идеи для современной России?
16. Проанализируйте, какое значение имеют формы экономических теорий для современной практики?
17. Что такое истина в экономике? Приведите примеры.
18. Определите, почему экономическая практика является главной основой познания в экономической науке.
19. Какие методы применяются на эмпирическом уровне научного познания в экономике? Приведите примеры из экономической науки.
20. Какие методы применяются на теоретическом уровне научного познания? Приведите примеры из экономической науки.
Опрос 1.
1.Сущность проблематики философии экономики.
2.Философия экономики как наука.
3.Мировоззрение в философии и экономике.
4.Методы познания в экономике.
5. Проблема детерминизма в экономике.
6. Философия о влиянии денег на мотивацию поведения и деятельности человека.
7. Социальные роли личности в сфере экономики.
8. Философское понимание товарно-денежного фетишизма.
9. Рациональное и иррациональное в экономике.
10. Экономическое сознание и мораль.
11. Экономический человек: прошлое, настоящее, будущее.
12. Экономика и политика.
13. Пути и методы реформирования экономики современной России: философские основания.
14. Методология современной экономической истории.
15. Методология поведенческой экономики: возможности и ограничения.
16. Экономика и право: точки пересечения и противоречия.
17. Роль науки в инновационной экономике.
18. Модель человека как методологическое ядро экономической теории.
19. Антропологический и методологический подходы к моделированию человека в экономической теории.
20. Методология науки и модель человека в экономической теории.
Опрос 2.
1. Проблема истины в философии экономики.
2. Методы экономического познания.
3.Общенаучные методы экономического познания эмпирического уровня.
4.Общенаучные методы экономического познания теоретического уровня.
5.Формы экономического познания.
6.Общенаучные методы экономического познания эмпирического и теоретического уровней.
7. Деятельный человек как объект философского исследования.
8.Потребности и интересы экономического человека.
9.Смысл экономической жизни человека.
10. Экономическая свобода и ответственность.
11.Человек и общество.
12.Общество как развивающаяся система.
13.Сферы общественной жизни.
15.Сущность глобальных проблем.
16.Общественный прогресс.
17. Сущность экономической культуры.
18. Цивилизация и экономическое развитие.
19.Экономика России в диалоге культур.
20. Глобальные проблемы современности и экономика.
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Сформулируйте различия между идеями экономического либерализма и плановой экономики. Актуальны ли их идеи для современной России?
2. Проанализируйте, какое значение имеют формы экономических теорий для современной практики?
3. Что такое истина в экономике? Приведите примеры.
4. Определите, почему экономическая практика является главной основой познания в экономической науке.
5. Какие методы применяются на эмпирическом уровне научного познания в экономике? Приведите примеры из экономической науки.
6. Какие методы применяются на теоретическом уровне научного познания? Приведите примеры из экономической науки.
7. Каковы причины неравенства между людьми?
8. Почему общество делится на бедных и богатых?
9. Кого в России называют олигархами?
10. Каковы пути обретения Россией экономической стабильности и процветания?
Темы докладов
1. Язык экономической науки: интерпретация, реинтерпретация, конвенция.
2. Рационализм и проблема бюрократизма в экономике.
3. Философия экономики и ее место в системе общественных дисциплин.
4. Философия хозяйства: предмет и методы исследования.
5. Проблема детерминизма в экономике.
6. Философия о влиянии денег на мотивацию поведения и деятельности человека.
7. Социальные роли личности в сфере экономики.
8. Философское понимание товарно-денежного фетишизма.
9. Рациональное и иррациональное в экономике.
10. Экономическое сознание и мораль.
11. Экономический человек: прошлое, настоящее, будущее.
12. Экономика и политика.
13. Пути и методы реформирования экономики современной России: философские основания.
14. Методология современной экономической истории.
15. Методология поведенческой экономики: возможности и ограничения.
16. Экономика и право: точки пересечения и противоречия.
17. Роль науки в инновационной экономике.
18. Модель человека как методологическое ядро экономической теории.
19. Антропологический и методологический подходы к моделированию человека в экономической теории.
20. Методология науки и модель человека в экономической теории.
21. Модель REMM и эволюция социальных институтов.
22. Модели поведения человека в экономической теории и социологии.
23. Сравнительный анализ модели человека в новой институциональной теории и неоавстрийской исследовательской традиции.
24. Предприниматель в экономической теории.
25. Модель человека и теория экономического цикла.
26. Человек в новой экономической истории и теория прав собственности.
Система знаний по дисциплине «Философские проблемы экономики» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения основных понятий, категорий, которые должны знать студенты; раскрываются логика и специфика этапов становления и развития философии экономики; раскрываются особенности основных разделов философии экономики; даются научные ориентиры, связанные с формированием мировоззрения будущих специалистов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Магистры, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение работ классиков философии экономики, материалов учебников и статей из экономико-философской, научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
При изучении дисциплины «Философские проблемы экономики» следует усвоить:
- основные понятия, категории в области философии экономики;
- базовые принципы и приемы философско-экономического познания;
- основные подходы к анализу философских проблем экономики;
- логику и основные этапы становления и развития философии экономики;
- специфику основных разделов философско-экономического знания;
- круг философских проблем экономики, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году