2024-2025_38_04_01_24-1 Экономика (БиРЭ)_plx_Философия экономики
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.05
Философия экономики
Направление подготовки 38.04.01 Экономика

Направленность (профиль) Банки и реальная экономика

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
9
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
92
92
92
92
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р филос. наук, проф., Михайлова Р.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Философия экономики" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.01 Экономика

Направленность (профиль) Банки и реальная экономика, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алексеева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение и анализ мировоззренческих и методологических проблем экономической науки, ее диалектической связи с экономической практикой; формирование необходимых компетенций
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Деловые коммуникации в профессиональной сфере
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Знает: методы системного и критического анализа; методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций, разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: критического анализа проблемных ситуаций, определения способов достижения целей, разработки стратегий действий
 
 
 
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1 Знает: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур, особенности межкультурного разнообразия общества, правила и технологии эффективного межкультурного взаимодействия
 
 
 
УК-5.2 Умеет: понимать и толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества, анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
 
 
УК-5.3 Имеет навыки: эффективного межкультурного взаимодействия
 
 
 
ОПК-3. Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в экономике
 
ОПК-3.1 Знает: способы и методы обобщения и критической оценки науных исследований в экономике
 
 
 
ОПК-3.2 Умеет: вычленять суть и элементы научной новизны отдельно взятого экономического исследования, осознает позиции исследователей, сопоставляет их и устанавливает пересечение исследовательских ракурсов
 
 
 
ОПК-3.3 Имеет практический опыт: понимания, оценки и воспроизведения логики решения научной проблемы; самостоятельного формулирования направления исследовательского проекта, формулирования его цели и определения порядка ее достижения
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы системного и критического анализа; методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации; закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур, особенности межкультурного разнообразия общества, правила и технологии эффективного межкультурного взаимодействия; способы и методы обобщения и критической оценки научных исследований в экономике.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций, разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации; понимать и толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества, анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия; вычленять суть и элементы научной новизны отдельно взятого экономического исследования, осознает позиции исследователей, сопоставляет их и устанавливает пересечение исследовательских ракурсов.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
критического анализа проблемных ситуаций, определения способов достижения целей, разработки стратегий действий; эффективного межкультурного взаимодействия; понимания, оценки и воспроизведения логики решения научной проблемы; самостоятельного формулирования направления исследовательского проекта, формулирования его цели и определения порядка ее достижения.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Философия экономической науки

 
Оснащенность
 
Экономическая наука как объект философской рефлексии /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Экономическая наука как объект философской рефлексии /Пр/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Экономическая наука как объект философской рефлексии /Ср/
Л1.1Л2.1

18
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Экономическая картина мира /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Экономическая картина мира /Пр/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Экономическая картина мира /Ср/
Л1.1Л2.1

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Антропологическая составляющая экономики /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Антропологическая составляющая экономики /Пр/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Антропологическая составляющая экономики /Ср/
Л1.1Л2.1

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 2. Методология экономических теорий

 
Экономические теории /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Экономические теории /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Экономические теории /Ср/
Л1.1Л2.1

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Методологические проблемы экономической науки /Ср/
Л1.1Л2.1

18
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
Методологические проблемы экономической науки /Лек/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Методологические проблемы экономической науки /Пр/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
2
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Проблема рациональности в экономической науке /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
2
проблемная лекция
0
 
Проблема рациональности в экономической науке /Пр/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
Проблема рациональности в экономической науке /Ср/
Л1.1Л2.1

14
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Философская рефлексия экономического знания.

2. Предмет философии экономики.

3. Основные принципы экономической деятельности.

4. Структура экономического знания.

5. Функции современной экономической методологии.

6. Методы исследования экономической жизни.

7. Структура экономической теории.

8. Общая характеристика экономических теорий.

9. Экономика и этика.

10. Междисциплинарные связи экономической науки.

11. Соотношение научного и ненаучного в экономическом знании.

12. Ценности и цели в экономической науке.

13. Марксизм и развитие методологии экономической науки.

14. Формализация и абстрагирование в экономической теории.

15. Характеристика экономического рационализма.

16. Методы и принципы принятия решения в экономике.

17. Антропологическая составляющая экономического знания.

18. Экономическая картина мира.

19. Состояние экономики России.

20. Экономические процессы в Поволжском регионе.

Вопросы на оценку понимания/умений магистранта

1. Как структура философии экономики связана с  предметом философии экономики?

2. Как  методы философии экономики связаны с  процессами в реальной экономике?

3. Объясните различия между философскими дисциплинами: философия экономики и методология экономики, философские проблемы экономики и философские проблемы гуманитарных наук, философия экономики и философия 

 
Оснащенность
 
политики и т.д.

4. Как возникает и развивается экономическое сознание?

5. Какова роль экономического сознания в хозяйственно-экономической деятельности.

6. Выделите социально-этические аспекты предпринимательства и бизнеса в условиях модернизации российской экономики.

7. Назовите проблемы изучения менталитета и общественного мнения в сфере экономики.

8. Перечислите исторические формы экономической идеологии: в контексте социально-философских проблем.

9. Объясните значение методологии как науки о методах и приемах изучения мира экономики.

10. Перечислите основные философские принципы и законы исследования экономических явлений и процессов.

11. Назовите философские основы путей и методов реформирования экономики современной России.

12. Расскажите о значении диалектико-материалистического понимания истории для понимания функционирования и развития экономики.

13. Нерациональная цель в экономике может быть достигнута рациональными средствами. Приведите примеры.

14. Составьте глоссарий к темам: «Философские проблемы экономики», «Философия экономики».

15. Сформулируйте различия между идеями экономического либерализма и плановой экономики. Актуальны ли их идеи  для современной России?

16. Проанализируйте, какое значение имеют формы экономических теорий для современной практики?

17. Что такое истина в экономике? Приведите примеры.

18. Определите, почему экономическая практика является главной основой познания в экономической науке.

19. Какие методы применяются на эмпирическом уровне  научного познания в экономике? Приведите примеры  из  экономической науки.

20. Какие методы применяются на теоретическом уровне научного познания? Приведите примеры из экономической науки.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Перечень вопросов, выносимых на опрос

Опрос 1.

1.Сущность проблематики философии экономики.

2.Философия экономики как наука.

3.Мировоззрение в философии и экономике.

4.Методы познания в экономике.

5. Проблема детерминизма в экономике.

6. Философия о влиянии денег на мотивацию поведения и деятельности человека.

7. Социальные роли личности в сфере экономики.

8. Философское понимание товарно-денежного фетишизма.

9. Рациональное и иррациональное в экономике.

10. Экономическое сознание и мораль.

11. Экономический человек: прошлое, настоящее, будущее.

12. Экономика и политика.

13. Пути и методы реформирования экономики современной России: философские основания.

14. Методология современной экономической истории.

15. Методология поведенческой экономики: возможности и ограничения.

16. Экономика и право: точки пересечения и противоречия.

17. Роль науки в инновационной экономике.

18. Модель человека как методологическое ядро экономической теории.

19. Антропологический и методологический подходы к моделированию человека в экономической теории.

20. Методология науки и модель человека в экономической теории.

Опрос 2.

1. Проблема истины в философии экономики.

2. Методы   экономического познания.

3.Общенаучные методы экономического познания эмпирического уровня.

4.Общенаучные методы экономического познания теоретического уровня.

5.Формы экономического познания.

6.Общенаучные методы экономического познания эмпирического и теоретического уровней.

7. Деятельный человек как объект философского исследования.

8.Потребности и интересы экономического человека.

9.Смысл экономической жизни человека.

10. Экономическая свобода и ответственность.

11.Человек и общество.

12.Общество как развивающаяся система.

13.Сферы общественной жизни.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
14.Экономическая сфера общественной жизни (структура и значение).

15.Сущность глобальных проблем.

16.Общественный прогресс.

17. Сущность экономической культуры.

18. Цивилизация и экономическое развитие.

19.Экономика России в диалоге культур.

20. Глобальные проблемы современности и экономика.

Примерные темы эссе

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

1. Сформулируйте различия между идеями экономического либерализма и плановой экономики. Актуальны ли их идеи  для современной России?

2. Проанализируйте, какое значение имеют формы экономических теорий для современной практики?

3. Что такое истина в экономике? Приведите примеры.

4. Определите, почему экономическая практика является главной основой познания в экономической науке.

5. Какие методы применяются на эмпирическом уровне  научного познания в экономике? Приведите примеры  из  экономической науки.

6. Какие методы применяются на теоретическом уровне научного познания? Приведите примеры из экономической науки.

7. Каковы причины неравенства между людьми?

8. Почему общество делится на бедных и богатых?

9. Кого в России называют олигархами?

10. Каковы пути обретения Россией экономической стабильности и процветания?

Темы докладов

1. Язык экономической науки: интерпретация, реинтерпретация, конвенция.

2. Рационализм и проблема бюрократизма в экономике.

3. Философия экономики и ее место в системе общественных дисциплин.

4. Философия хозяйства: предмет и методы исследования.

5. Проблема детерминизма в экономике.

6. Философия о влиянии денег на мотивацию поведения и деятельности человека.

7. Социальные роли личности в сфере экономики.

8. Философское понимание товарно-денежного фетишизма.

9. Рациональное и иррациональное в экономике.

10. Экономическое сознание и мораль.

11. Экономический человек: прошлое, настоящее, будущее.

12. Экономика и политика.

13. Пути и методы реформирования экономики современной России: философские основания.

14. Методология современной экономической истории.

15. Методология поведенческой экономики: возможности и ограничения.

16. Экономика и право: точки пересечения и противоречия.

17. Роль науки в инновационной экономике.

18. Модель человека как методологическое ядро экономической теории.

19. Антропологический и методологический подходы к моделированию человека в экономической теории.

20. Методология науки и модель человека в экономической теории.

21. Модель REMM и эволюция социальных институтов.

22. Модели поведения человека в экономической теории и социологии.

23. Сравнительный анализ модели человека в новой институциональной теории и неоавстрийской исследовательской традиции.

24. Предприниматель в экономической теории.

25. Модель человека и теория экономического цикла.

26. Человек в новой экономической истории и теория прав собственности.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Тяпин И. Н.
Философские проблемы экономики: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2015
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кирвель Ч. С., Бородич А. А., Бусько И. В., Карпинский В. В., Мельникова Л. Л., Романов О. А., Семерник С. З., Цыганкова Л. И.
Философия экономики: учебное пособие
Минск: Высш.шк., 2015
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
bCad Витрина
6.3.1.5
Project 2016
6.3.1.6
VisualStudio 2015
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
GIMP
6.3.1.9
MozillaThinderbird
6.3.1.10
MozillaFirefox
6.3.1.11
7-Zip
6.3.1.12
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.13
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.14
OfficeStandard 2010
6.3.1.15
OfficeStandard 2013
6.3.1.16
LibreOffice
6.3.1.17
ОС Windows Vista
6.3.1.18
ОС Windows 7
6.3.1.19
ОС Windows 8
6.3.1.20
ОС Windows 10
6.3.1.21
Ubuntu (Mint)
6.3.1.22
Project Expert 7 Holding
6.3.1.23
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Философские проблемы экономики» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения основных  понятий, категорий, которые должны знать студенты; раскрываются логика и специфика этапов становления и развития философии экономики;  раскрываются особенности основных разделов философии экономики;  даются научные ориентиры, связанные с формированием мировоззрения будущих специалистов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Магистры, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение работ классиков философии экономики, материалов учебников и статей из экономико-философской, научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

 
Оснащенность
 
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Философские проблемы экономики», для неуспевающих магистров и магистров, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Философские проблемы экономики» следует усвоить:

- основные понятия, категории  в области философии экономики;

- базовые принципы и приемы философско-экономического познания;

- основные подходы к анализу философских проблем экономики;

- логику и основные этапы становления и развития философии экономики;

- специфику основных разделов философско-экономического знания;

- круг философских проблем экономики, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________