2024-2025_38_04_01_24-1 Экономика (БиРЭ)_plx_Бюджетирование и анализ денежных потоков коммерческой организации
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.01.01
Бюджетирование и анализ денежных потоков коммерческой организации
Направление подготовки 38.04.01 Экономика

Направленность (профиль) Банки и реальная экономика

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
106
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
26
26
26
26
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
106
106
106
106
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Медведева Т.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Бюджетирование и анализ денежных потоков коммерческой организации" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.01 Экономика

Направленность (профиль) Банки и реальная экономика, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алексеева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области финансового планирования, корпоративного бюджетирования и управления денежными потоками.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика, практика по профилю профессиональной деятельности
2.1.2
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.3
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.4
Корпоративные финансы (продвинутый курс)
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2. Способен к подготовке экономических обоснований для стратегических и оперативных планов развития организации
 
ПК-2.1 Знает: принципы, методы и инструменты проектного управления; методы экономико-математического и статистического анализа и учета показателей деятельности организации и ее подразделений; порядок разработки стратегических и тактических планов финансово-хозяйственной и производственной деятельности организации; технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации
 
 
 
ПК-2.2 Умеет: использовать методы осуществления проектной деятельности; составлять и анализировать финансово-экономическую отчетность организации; принимать организационно-управленческие решения, которые могут привести к повышению экономической эффективности организации
 
 
 
ПК-2.3 Имеет практический опыт: сбора, обработки, анализа и систематизации информации, в том числе по статистическим обследованиям и опросам; разработки мер по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов; составления экономических разделов планов организации с учетом стратегического управления
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы, методы и инструменты проектного управления; методы экономико-математического и статистического анализа и учета показателей деятельности организации и ее подразделений; порядок разработки стратегических и тактических планов финансово-хозяйственной и производственной деятельности организации; технологические и организационно-экономические условия производства в соответствии с отраслевой направленностью деятельности организации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать методы осуществления проектной деятельности; составлять и анализировать финансово-экономическую отчетность организации; принимать организационно-управленческие решения, которые могут привести к повышению экономической эффективности организации
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
сбора, обработки, анализа и систематизации информации, в том числе по статистическим обследованиям и опросам; разработки мер по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов; составления экономических разделов планов организации с учетом стратегического управления
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Финансовое планирование и бюджетирование в организации

 
Тема 1. Финансовое планирование и его роль в управлении финансами организации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка конспектов
0
 
Оснащенность
 
Тема 1. Финансовое планирование и его роль в управлении финансами организации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Устный опрос
0
 
Тема 2. Сущность бюджетирования как элемента финансового планирования организации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка конспектов
0
 
Тема 2. Сущность бюджетирования как элемента финансового планирования организации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Устный опрос
0
 
Тема 3. Операционные и вспомогательные бюджеты организации: состав, структура, порядок составления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка конспектов
0
 
Тема 3. Операционные и вспомогательные бюджеты организации: состав, структура, порядок составления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
4
Деловая игра
0
 
Самостоятельная работа по разделу 1 /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

54
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 2. Бюджетирование, анализ и управление денежными потоками

 
Тема 4. Финансовая структура организации и принципы ее формирования. Центры финансовой ответственности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 4. Финансовая структура организации и принципы ее формирования. Центры финансовой ответственности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Устный опрос
0
 
Тема 5. Понятие, виды и структура денежных потоков /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Проверка конспектов
0
 
Тема 5. Понятие, виды и структура денежных потоков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Устный опрос
0
 
Тема 6. Анализ и управление денежными потоками организации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 6. Анализ и управление денежными потоками организации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
2
Круглый стол
0
 
Самостоятельная работа по разделу 2 /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

52
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 3. Зачет

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

0
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Сущность и функции финансового планирования. Виды финансового планирования

2. Стадии бюджетного процесса и бюджетного цикла, их краткая характеристика

3. Привила бюджетирования

4. Положение о бюджетировании на предприятии: структура, значение для деятельности компании

5. Бюджетный регламент

6. Финансовая структура предприятия

7. Центры финансовой ответственности

8. Понятие центров прибыли, доходов и затрат на предприятии

9. Система целей бюджетирования

10. Бюджетный цикл и бюджетный период

11. Задачи бюджетирования

 
Оснащенность
 
12. Инфраструктура бюджетного процесса

13. Виды бюджетов: глобальный, статический, гибкий, скользящий

14. Основные формы бюджетов

15. Операционные бюджеты

16. Финансовые бюджеты

17. Взаимосвязь бюджетов

18. Определяющие характеристики бюджета компании: централизация, формализация, сквозной характер

19. Стадии бюджетного периода

20. Алгоритм построения бюджетов

21. Методы построения бюджетов

22. Построение бюджета продаж

23. Построение бюджета закупок

24. Определения потребности в основных материалах по видам продукции

25. Бюджет расходов на персонал

26. Определение потребности во вспомогательных материалах

27. Расчет себестоимости списания материальных оборотных средств в производство. Калькуляция бюджета основных материалов

28. Определение бюджета общепроизводственных расходов

29. Калькуляция производственных затрат и бюджета прямых коммерческих расходов

30. Калькуляция бюджета постоянных расходов

31. Калькуляция себестоимости реализации по видам продукции. Определение прямой рентабельности и маржинального дохода по видам продукции

32. Составление отчета о прибылях и убытках

33. Составление проекта инвестиционного бюджета

34. Составление бюджета движение денежных средств

35. Построение прогнозного баланса

36. Понятие и виды денежных потоков

37. Классификация денежных потоков

38. Доходы и расходы по операционной (текущей) деятельности

39. Доходы и расходы по инвестиционной деятельности

40. Доходы и расходы по финансовой деятельности

41. Методы анализа денежных потоков

42. Прогнозирование денежных потоков

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Тестирование:

1. Финансовая стратегия организации направлена

а) на обеспечение выполнения общей стратегии

б) рост объема продаж

в) максимизацию рыночной стоимости компании

г) все ответы верные

2. К основным принципам бюджетирования относят

а) совместимость бюджетных форм с установленными формами государственной отчетности

б) стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода

в) учет доходов и расходов, поступления и использования денежных средств в сопоставимых единицах учета

г) все ответы верные

3. Бюджетирование «с нуля» предполагает разработку бюджета

а) на основе результатов анализа за предшествующий период

б) на основе независимых плановых уровней расходов от их предыдущих величин

в) на основе системы норм и нормативов, регламентируемых государством

г) все ответы верные

4. Гибкий бюджет предусматривает

а) неизменность показателей в зависимости от изменения объемов деятельности предприятия

б) установление планируемых затрат в виде норматива расходов, привязанных к соответствующим объемным показателям деятельности

в) все ответы верные

г) нет правильного ответа

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
5. К операционным бюджетам компании относят бюджеты

а) производства

б) капитальных затрат

в) движения денежных средств

г) прямых материальных затрат

6. Какой вид бюджета является исходным при разработке главного бюджета компании

а) бюджет продаж

б) бюджет производства

в) бюджет себестоимости реализованной продукции

г) бюджет доходов и расходов

7. К финансовым бюджетам организации относятся бюджеты

а) коммерческих расходов

б) управленческих расходов

в) доходов и расходов

г) прогнозный бухгалтерский баланс

8. В гибком бюджете пересчитываются на фактически выполненный объем работ

а) постоянные расходы

б) переменные расходы

в) все расходы

г) никакие расходы не пересчитываются

9. Что такое маржинальная прибыль

а) выручка минус переменные затраты

б) выручка минус постоянные затраты

в) прибыль до налогообложения

г) чистая прибыль

10. Чистый денежный поток это:

а) минимальный остаток денежных средств на конец периода

б) разница между притоком и оттоком денежных средств на конец периода

в) все ответы верные

в) нет правильного ответа

Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

1. Перечислите главные принципы, по которым формируется финансовая политика коммерческой организации

2. В чем различие между планированием, прогнозированием и бюджетированием

3. Какие этапы и блоки включает в себя бюджетный процесс

4. Перечислите основные функции процесса бюджетирования в коммерческой организации

5. Назовите основные модели бюджетирования и их основные принципы

6. Какие положительные и отрицательные стороны имеет бюджетирование

7. Денежные потоки от каких видов деятельности предприятия включаются в бюджет движения денежных средств:

Кейс-задачи:

1. Чистая прибыль организации составляет 10000 тыс. руб. Капитализируемая часть прибыли – 5500 тыс. руб. Рассчитать коэффициент потребления прибыли, %.

2. Остатки готовой продукции на начало года: 1000 ед.; за год запланировано продать 6500 ед. Для обеспечения непрерывности процесса продаж остатки продукции на конец года должны составить не менее 800 ед. Найдите объем производственной программы на год - ед. 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Белолипцев И. А., Лукина И. И., Кабирова А. С., Чувилин Д. В.
Финансовая стратегия, планирование и бюджетирование.: Учебное пособие
М.: Прометей, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.2
Башкирцев А. В., Салихова Л. Ш.
Бизнес-планирование на предприятии: Учебное пособие
Казань: КНИТУ, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Карчевский В. В.
Организация исполнения бюджета: учеб. пособие
М.: Вузовский учебник, 2011
0
 
Л2.2
Костюкова Е. И., Яковенко В. С., Манжосова И. Б., Тунин С. А.
Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отраслях производственной сферы: учебное пособие
СПб.: Лань, 2015
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Тимофеева Т. В.
Анализ денежных потоков предприятия: учеб. пособие
М.: Финансы и статистика, 2010
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Модуль бюджетирования в 1С
 
Э2
Бизнес и финансы в России
 
Э3
Сервис финансового и управленческого учета, планирования и анализа бизнеса
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.3
BusinessStudio 4.0
6.3.1.4
bCad Витрина
6.3.1.5
MapInfo
6.3.1.6
Access 2016
6.3.1.7
Project 2016
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
MozillaThinderbird
6.3.1.10
7-Zip
6.3.1.11
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.12
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.13
OfficeStandard 2010
6.3.1.14
OfficeStandard 2013
6.3.1.15
ОС Windows Vista
6.3.1.16
ОС Windows 7
6.3.1.17
ОС Windows 10
6.3.1.18
ОС Windows 8
6.3.1.19
Project Expert 7 Holding
6.3.1.20
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.21
медиапроигрыватель VLC
6.3.1.22
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
Оснащенность
 
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
44б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
 
45б
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (45 шт.), стул ученический (81 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Toshiba х2000 (1 шт.), полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
61а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Необходимо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

 
Оснащенность
 
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________