(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Банки и реальная экономика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Банки и реальная экономика, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.
3. Предмет и система финансового права (понятие предмета, источники, принципы).
4. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения (их особенности и виды).
5. Финансовый контроль (понятие, принципы, виды) и органы, осуществляющие финансовый контроль.
6. Формы финансового контроля. Ревизия - как основная форма финансового контроля.
7. Бюджетное право - определение, источники. Бюджетно-правовые нормы. Бюджетные правоотношения.
8. Бюджетное устройство Российской Федерации, структура и принципы бюджетной системы.
9. Структура бюджета.
10. Бюджетный процесс – понятие и его принципы. Участники бюджетного процесса.
11. Стадии бюджетного процесса, стадия составления проекта бюджета.
12. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.
13. Стадия исполнения бюджета.
14. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Временное управление бюджетом.
15. Правовой режим целевых бюджетных фондов.
16. Межбюджетные трансферты – определение, условия предоставления. Бюджетный кредит.
17. Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
18. Бюджетный кредит – определение и порядок его предоставления.
19. Понятие и структура государственного долга. Обслуживание и управление государственным и муниципальным долгом.
20. Правовое регулирование государственного кредита.
21. Государственные гарантии – определение и порядок их предоставления.
22. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов. Определение государственных внебюджетных фондов, их виды. Пенсионный фонд России – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.
23. Фонд социального страхования России – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.
24. Фонд обязательного медицинского страхования – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.
25. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов
26. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.
27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
28. Понятие и функции налогов. Элементы налога.
29. Понятие, предмет, источники и система налогового права. Принципы налогового права.
31. Федеральные налоги и сборы: порядок установления и введения.
32. Региональные налоги и сборы: порядок установления и введения.
33. Местные налоги и сборы: порядок установления и введения.
34. Налоговый контроль – определение и цели, способы налогового контроля и органы, исполнительной власти осуществляющие налоговый контроль.
35. Банковская система Российской Федерации – понятие, структура. Кредитные организации – определение и виды.
36. Правовой статус Центрального Банка (Банка России) Российской Федерации, функции, цели деятельности.
37. Органы управления Центрального Банка России.
38. Банковские операции и сделки. Понятие расчетов и их формы.
39. Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства.
40. Денежная система российской Федерации, элементы денежной системы. Денежное обращение.
1. Специфические принципы финансового контроля (по Лимской декларации ИНТОСАИ) и способы их обеспечения в России.
2. Недостаточность полномочий органов финансового контроля федерального уровня (на примере одного из органов по выбору обучающегося).
3. Законодательные меры ограничения нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.
4. Согласительные процедуры в бюджетном процессе.
5. Роль Министерства Финансов РФ в процессе исполнения бюджета по расходам.
6. Причины появления и перспективы сохранения бюджетного правила в российском бюджетном процессе.
7. Взаимосвязь допускаемых законом направлений вложения средств суверенных фондов и финансового суверенитета России (риски и преимущества вложений в различные формы золото - валютных резервов).
8. Основные виды межбюджетных трансфертов при решении задач социально- экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
9. Сочетание публично-правовых и частноправовых методов управления государственным долгом: влияние на возможность злоупотреблений.
10. Практика Европейского Суда по Правам Человека по делам по обращениям владельцев ценных бумаг СССР.
11. Сравнительная характеристика основных черт пенсионных систем России, Японии, США, Германии (других стран по выбору обучающегося).
12. Роль Банка России в развитии саморегулирования на финансовом рынке.
13. Перспективы развития системы страхования вкладов в России.
14. Ограничения наличного денежного обращения, установленные законодательством РФ.
15. Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций.
16. От кого зависит и кому «подотчетен» Банк России.
17. Национальная платежная система как средство снижения зависимости России от неблагоприятных внешних воздействий.
18. Порядок действий кредитора банка, у которого отозвана банковская лицензия.
19. Наиболее распространенные схемы вывода активов банка перед его банкротством и меры противодействия применению таких схем.
20. Основные правовые проблемы финансового оздоровления банков.
21. Законодательные меры по ограничению ростовщических процентов.
22. Банкротство физических лиц – «только для богатых». Финансово-правовое регулирование в сфере банкротства физических лиц.
23. Валютные соглашения и таможенные союзы. Перспективы развития, риски для финансового суверенитета.
24. Деоффшоризация и амнистия капиталов: ожидания и реальность.
25. Санкции против финансового сектора России и контрмеры.
Задания, обязательные для выполнения
Задача 1.
В рамках реализации государственной программы «Обеспечение жильем военнослужащих» на выделенные из федерального бюджета средства построен 30-квартирный дом, однако жилье распределено между работниками ТОО «Совхоз Весна» Г-ого района В-ой области.
Определите меру ответственности за незаконное использование государственного целевого кредита не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Составьте судебное решение по данному делу.
Задача 2.
Какое решение должен вынести арбитражный суд?
Задача 3.
Городская Дума г. П. приняла решение о местном бюджете с дефицитом в размере 10 % объема доходов данного бюджета. При этом в качестве источников финансирования дефицита местного бюджета городской Думой были утверждены: муниципальный телефонный заем, осуществляемый путем выпуска облигаций на сумму в размере 5 % от объема доходов местного бюджета, кредит от Сберегательного банка РФ в том же размере, поступления от продажи муниципального имущества в размере 2 % от объема доходов местного бюджета.
Оцените законность принятого решения.
Какие источники финансирования дефицита местного бюджета предусмотрены Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ
Задача 4.
Коммерческое предприятие получило из бюджета субъекта РФ средства в качестве инвестиций для расширения и модернизации производства и создания новых рабочих мест, однако израсходовало часть этих средств на выплату заработной платы своим работникам и уплату налогов. Счетная палата РФ узнала об этом, провела на предприятии проверку и приняла решение о наложении санкций на руководство предприятия.
Правомерны ли действия Счетной палаты РФ?
Какие хозяйствующие субъекты может проверять Счетная палата РФ и каковы ее полномочия по наложению санкций в результате выявления нарушения?
Задача 5.
Субъектом РФ в связи с усилением национальных настроений среди населения были выпущены и введены в обращение деньги данного субъекта. На купюрах изображались национальные герои данного субъекта и города региона. Форму и внешний вид банкнот и монет утвердил законодательный орган данного субъекта.
Какова должна быть реакция Федерального центра?
Задача 6.
В соответствии с решением Совета директоров Центральный банк РФ в лице председателя заключил договор с Правительством РФ о том, что Банк России отвечает за долги Правительства РФ, а Правительство РФ – за долги Банка России. Кроме того, Банк России принимает на себя обязательство безвозмездно осуществлять операции со средствами федерального бюджета, однако указанный порядок не распространяется на операции со средствами внебюджетных фондов.
Правомерен ли заключенный договор?
Соответствует ли он правовому положению Банка России и его функциям?
Дополнительные задания
Задание 1. Схематически изобразить структуру бюджета РФ.
Задание 2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Финансовый контроль (понятие, принципы, виды) и органы, осуществляющие финансовый контроль».
Задание 3. Подготовить сообщение: «Стадии бюджетного процесса, стадия составления проекта бюджета».
Задание 4. Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета и источники его финансирования».
Задание 5. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Налоговый контроль – определение и цели, способы налогового контроля и органы, исполнительной власти осуществляющие налоговый контроль».
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году