2024-2025_38_04_01_24-1 Экономика (БиРЭ)_plx_Банковское законодательство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
ФТД.В.01
Банковское законодательство
Направление подготовки 38.04.01 Экономика

Направленность (профиль) Банки и реальная экономика

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
8 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Алексеева Н.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Банковское законодательство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.01 Экономика

Направленность (профиль) Банки и реальная экономика, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алексеева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов комплекса теоретических знаний, умений и навыков в  сфере правового регулирования деятельности кредитных организаций, определения места и роли государственно – правового регулирования организации банковской деятельности в Российской Федерации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
ФТД.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Банковский менеджмент и маркетинг (продвинутый курс)
 
2.2.2
Банковское дело (продвинутый курс)
 
2.2.3
Налогообложение банковской деятельности
 
2.2.4
Система риск-менеджмента в коммерческом банке
 
2.2.5
Финансовый анализ кредитных организаций
 
2.2.6
Бухгалтерский учет в коммерческих банках
 
2.2.7
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен обеспечивать поддержание устойчивого функционирования интегрированной системы управления рисками
 
ПК-3.1 Знает: методы мониторинга и оценки качества риск-менеджмента на основе системы индикаторов и их динамики; способы оценки эффективности процесса управления рисками
 
 
 
ПК-3.2 Умеет: анализировать информацию по рискам в отрасли и в организации; Совершенствовать систему и процесс управления рисками в организации с учетом отраслевых стандарто
 
 
 
ПК-3.3 Имеет практический опыт: обеспечения соответствия системы управления рисками внешним требованиям и лучшим практикам; адаптации и актуализации системы управления рисками под изменения бизнес-среды
 
 
 
ПК-1. Способен к организации процесса ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах, имеющих обособленные подразделения (включая выделенные на отдельные балансы)
 
ПК-1.1 Знает: методику осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, управленческого учета; Международные стандарты финансовой отчетности (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта)
 
 
 
ПК-1.2 Умеет: самостоятельно решать практические задачи, связанные с организацией постановки, ведения и восстановления бухгалтерского учета в экономическом субъекте; применять на практике законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
 
 
 
ПК-1.3 Имеет практический опыт: обеспечения достижения целей и выполнения задач деятельности бухгалтерской службы
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
– методику осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, управленческого учета; Международные стандарты финансовой отчетности (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта);
3.1.2
- методы мониторинга и оценки качества риск-менеджмента на основе системы индикаторов и их динамики; способы оценки эффективности процесса управления рисками;
3.1.3
- структуру системы финансового права Российской Федерации;
3.1.4
– понятийный аппарат, используемый в финансовом праве;
3.1.5
– компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области банковской деятельности и распределение компетенций между представительными и исполнительными органами в этой сфере;
3.1.6
– правовые основы денежного обращения и расчетов, функционирования финансовых рынков.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– самостоятельно решать практические задачи, связанные с организацией постановки, ведения и восстановления бухгалтерского учета в экономическом субъекте; применять на практике законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете;
3.2.2
- анализировать информацию по рискам в отрасли и в организации; совершенствовать систему и процесс управления рисками в организации с учетом отраслевых стандартов;
3.2.3
- ориентироваться в нормах финансового законодательства и обоснованно на них ссылаться;
 
Оснащенность
 
3.2.4
– совершать юридические действия в точном соответствии с финансовым законодательством;
3.2.5
– понимать процесс составления и исполнения нормативных документов, регулирующих банковскую деятельность.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
– обеспечения достижения целей и выполнения задач деятельности бухгалтерской службы;
3.3.2
- обеспечения соответствия системы управления рисками внешним требованиям и лучшим практикам; адаптации и актуализации системы управления рисками под изменения бизнес-среды;
3.3.3
- применения финансово-правовых норм в практической деятельности;
3.3.4
– составления различных финансово-правовых документов;
3.3.5
- работы с правовой базой законодательства РФ в правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Понятие и содержание банковского права. Правовые аспекты функционирования банковской системы РФ

 
Тема 1. Предмет, метод, принципы и источники банковского права. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
0
 
Тема 1. Предмет, метод, принципы и источники банковского права. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
Устный опрос доклады, тестирование, задания.
0
 
Тема 2. Законодательный подход к определению структуры банковской системы РФ. Финансовый (банковский) омбудсмен. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 2. Законодательный подход к определению структуры банковской системы РФ. Финансовый (банковский) омбудсмен. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
Устный опрос доклады, тестирование, задания.
0
 
Тема 3. Правовой статус ЦБ РФ. Правовое положение кураторов кредитных организаций. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
0
 
Тема 3. Правовой статус ЦБ РФ. Правовое положение кураторов кредитных организаций. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
2
Учебная дискуссия
0
 
СРС по разделу 1 Понятие и содержание банковского права. Правовые аспекты функционирования банковской системы РФ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

20
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Правовое положение кредитных организаций. Законодательная база банковский операций и сделок.

 
Тема 4. Правовое положение кредитных организаций. Понятие и виды структурных подразделений кредитной организации. Особенности признания кредитной организации банкротом. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
0
 
Тема 4. Правовое положение кредитных организаций. Понятие и виды структурных подразделений кредитной организации. Особенности признания кредитной организации банкротом. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
Устный опрос доклады, тестирование, задания.
0
 
Оснащенность
 
Тема 5. Правовые основы обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
0
 
Тема 5. Правовые основы обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
Устный опрос доклады, тестирование, задания.
0
 
Тема 6. Законодательная база проведения банковских операций и сделок. Банковский вклад. Банковский счет. Банковское кредитование. Операции с валютными ценностями.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
0
 
Тема 6. Законодательная база проведения банковских операций и сделок. Банковский вклад. Банковский счет. Банковское кредитование. Операции с валютными ценностями.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
Устный опрос доклады, тестирование, задания.
0
 
СРС по разделу 2 Правовое положение кредитных организаций. Законодательная база банковский операций и сделок /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

32
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: определение, методы ее осуществления. Финансовая система Российской Федерации.

2. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность.

3. Предмет и система финансового права (понятие предмета, источники, принципы).

4. Финансово-правовые нормы. Финансовые правоотношения (их особенности и виды).

5. Финансовый контроль (понятие, принципы, виды) и органы, осуществляющие финансовый контроль.

6. Формы финансового контроля. Ревизия - как основная форма финансового контроля.

7. Бюджетное право - определение, источники. Бюджетно-правовые нормы. Бюджетные правоотношения.

8. Бюджетное устройство Российской Федерации, структура и принципы бюджетной системы.

9. Структура бюджета.

10. Бюджетный процесс – понятие и его принципы. Участники бюджетного процесса.

11. Стадии бюджетного процесса, стадия составления проекта бюджета.

12. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.

13. Стадия исполнения бюджета.

14. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Временное управление бюджетом.

15. Правовой режим целевых бюджетных фондов.

16. Межбюджетные трансферты – определение, условия предоставления. Бюджетный кредит.

17. Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета и источники его финансирования.

18. Бюджетный кредит – определение и порядок его предоставления.

19. Понятие и структура государственного долга. Обслуживание и управление государственным и муниципальным долгом.

20. Правовое регулирование государственного кредита.

21. Государственные гарантии – определение и порядок их предоставления.

22. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов. Определение государственных внебюджетных фондов, их виды. Пенсионный фонд России – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.

23. Фонд социального страхования России – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.

24. Фонд обязательного медицинского страхования – источники образования фонда денежных средств и направления расходования.

25. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов

26. Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.

27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

28. Понятие и функции налогов. Элементы налога.

29. Понятие, предмет, источники и система налогового права. Принципы налогового права.

 
Оснащенность
 
30. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений.

31. Федеральные налоги и сборы: порядок установления и введения.

32. Региональные налоги и сборы: порядок установления и введения.

33. Местные налоги и сборы: порядок установления и введения.

34. Налоговый контроль – определение и цели, способы налогового контроля и органы, исполнительной власти осуществляющие налоговый контроль.

35. Банковская система Российской Федерации – понятие, структура. Кредитные организации – определение и виды.

36. Правовой статус Центрального Банка (Банка России) Российской Федерации, функции, цели деятельности.

37. Органы управления Центрального Банка России.

38. Банковские операции и сделки. Понятие расчетов и их формы.

39. Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства.

40. Денежная система российской Федерации, элементы денежной системы. Денежное обращение.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Темы докладов:

1. Специфические принципы финансового контроля (по Лимской декларации ИНТОСАИ) и способы их обеспечения в России.

2. Недостаточность полномочий органов финансового контроля федерального уровня (на примере одного из органов по выбору обучающегося).

3. Законодательные меры ограничения нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.

4. Согласительные процедуры в бюджетном процессе.

5. Роль Министерства Финансов РФ в процессе исполнения бюджета по расходам.

6. Причины появления и перспективы сохранения бюджетного правила в российском бюджетном процессе.

7. Взаимосвязь допускаемых законом направлений вложения средств суверенных фондов и финансового суверенитета России (риски и преимущества вложений в различные формы золото - валютных резервов).

8. Основные виды межбюджетных трансфертов при решении задач социально- экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

9. Сочетание публично-правовых и частноправовых методов управления государственным долгом: влияние на возможность злоупотреблений.

10. Практика Европейского Суда по Правам Человека по делам по обращениям владельцев ценных бумаг СССР.

11. Сравнительная характеристика основных черт пенсионных систем России, Японии, США, Германии (других стран по выбору обучающегося).

12. Роль Банка России в развитии саморегулирования на финансовом рынке.

13. Перспективы развития системы страхования вкладов в России.

14. Ограничения наличного денежного обращения, установленные законодательством РФ.

15. Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций.

16. От кого зависит и кому «подотчетен» Банк России.

17. Национальная платежная система как средство снижения зависимости России от неблагоприятных внешних воздействий.

18. Порядок действий кредитора банка, у которого отозвана банковская лицензия.

19. Наиболее распространенные схемы вывода активов банка перед его банкротством и меры противодействия применению таких схем.

20. Основные правовые проблемы финансового оздоровления банков.

21. Законодательные меры по ограничению ростовщических процентов.

22. Банкротство физических лиц – «только для богатых». Финансово-правовое регулирование в сфере банкротства физических лиц.

23. Валютные соглашения и таможенные союзы. Перспективы развития, риски для финансового суверенитета.

24. Деоффшоризация и амнистия капиталов: ожидания и реальность.

25. Санкции против финансового сектора России и контрмеры.

Задания, обязательные для выполнения

Задача 1.

В рамках реализации государственной программы «Обеспечение жильем военнослужащих» на выделенные из федерального бюджета средства построен 30-квартирный дом, однако жилье распределено между работниками ТОО «Совхоз Весна» Г-ого района В-ой области.

Определите меру ответственности за незаконное использование государственного целевого кредита не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Составьте судебное решение по данному делу.

Задача 2.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
В результате проведения выездной налоговой проверки налоговым инспектором были установлены следующие факты: отсутствие на проверяемом предприятии регистров налогового учета, отсутствие ряда первичных документов, а также занижение налоговой базы по налогу на прибыль. На основании акта налоговой проверки инспектором было принято решение о привлечении данного предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предприятие, не согласившись с решением налогового органа, обратилось с соответствующим исковым заявлением в арбитражный суд.

Какое решение должен вынести арбитражный суд?

Задача 3.

Городская Дума г. П. приняла решение о местном бюджете с дефицитом в размере 10 % объема доходов данного бюджета. При этом в качестве источников финансирования дефицита местного бюджета городской Думой были утверждены: муниципальный телефонный заем, осуществляемый путем выпуска облигаций на сумму в размере 5 % от объема доходов местного бюджета, кредит от Сберегательного банка РФ в том же размере, поступления от продажи муниципального имущества в размере 2 % от объема доходов местного бюджета.

Оцените законность принятого решения.

Какие источники финансирования дефицита местного бюджета предусмотрены Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ

Задача 4.

Коммерческое предприятие получило из бюджета субъекта РФ средства в качестве инвестиций для расширения и модернизации производства и создания новых рабочих мест, однако израсходовало часть этих средств на выплату заработной платы своим работникам и уплату налогов. Счетная палата РФ узнала об этом, провела на предприятии проверку и приняла решение о наложении санкций на руководство предприятия.

Правомерны ли действия Счетной палаты РФ?

Какие хозяйствующие субъекты может проверять Счетная палата РФ и каковы ее полномочия по наложению санкций в результате выявления нарушения?

Задача 5.

Субъектом РФ в связи с усилением национальных настроений среди населения были выпущены и введены в обращение деньги данного субъекта. На купюрах изображались национальные герои данного субъекта и города региона. Форму и внешний вид банкнот и монет утвердил законодательный орган данного субъекта.

Какова должна быть реакция Федерального центра?

Задача 6.

В соответствии с решением Совета директоров Центральный банк РФ в лице председателя заключил договор с Правительством РФ о том, что Банк России отвечает за долги Правительства РФ, а Правительство РФ – за долги Банка России. Кроме того, Банк России принимает на себя обязательство безвозмездно осуществлять операции со средствами федерального бюджета, однако указанный порядок не распространяется на операции со средствами внебюджетных фондов.

Правомерен ли заключенный договор?

Соответствует ли он правовому положению Банка России и его функциям?

Дополнительные задания

Задание 1. Схематически изобразить структуру бюджета РФ.

Задание 2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Финансовый контроль (понятие, принципы, виды) и органы, осуществляющие финансовый контроль».

Задание 3. Подготовить сообщение: «Стадии бюджетного процесса, стадия составления проекта бюджета».

Задание 4. Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета и источники его финансирования».

Задание 5. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Налоговый контроль – определение и цели, способы налогового контроля и органы, исполнительной власти осуществляющие налоговый контроль».

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Остапенко Е. А., Гурнович Т. Г.
Банковское законодательство: учебное пособие
Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Грачева Е. Ю.
Финансовое право: схемы с комментариями: учебное пособие
М.: Проспект, 2018
0
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.2
Гольдфарб А. А.
Финансовое право. Курс лекций: учебное пособие
М.: Проспект, 2018
0
 
Л2.3
Тарасенко О. А.
Банковское право. Теория и практика применения банковского законодательства: учебник
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральный банк РФ
 
Э2
Центр макроэкономического исследования и  краткосрочного прогнозирования
 
Э3
Журнал «Банковское дело»
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.2
ОС Windows 8
6.3.1.3
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.6
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.7
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
44б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
 
61а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
Оснащенность
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________