2024-2025_38_04_02_24-1 Менеджмент (РМУ)_plx_Разработка и принятие управленческих решений
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.01
Разработка и принятие управленческих решений
Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
78
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
52
52
52
52
В том числе инт.
16
16
16
16
Итого ауд.
78
78
78
78
Кoнтактная рабoта
78
78
78
78
Сам. работа
66
66
66
66
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Гордеева Лариса Геннадьевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Разработка и принятие управленческих решений" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
получение как теоретических знаний о процессах разработки и принятия управленческих решений, так и практических навыков их использования при решении задач регионального и муниципального управления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общий менеджмент (продвинутый курс)
2.1.2
Теория организаций и организационное поведение
2.1.3
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.4
Экономика общественного сектора
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Государственные и муниципальные финансы
 
2.2.2
Прогнозирование и стратегическое планирование в агропромышленном комплексе
 
2.2.3
Производственная практика, практика по профилю профессиональной деятельности
 
2.2.4
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.5
Региональное и муниципальное управление развитием территорий
 
2.2.6
Управление государственной и муниципальной собственностью
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Знает: методы системного и критического анализа; методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций, разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: критического анализа проблемных ситуаций, определения способов достижения целей, разработки стратегий действий
 
 
 
ПК-1. Способен осуществлять подготовку экономических обоснований для стратегических и оперативных планов развития организации
 
ПК-1.1 Знает: методы сбора и обработки экономической информации, а также осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности организации, с использованием вычислительной техники, порядок разработки стратегических и тактических планов финансово-хозяйственной и производственной деятельности организации
 
 
 
ПК-1.2 Умеет: составлять и анализировать финансово-экономическую отчетность организации, принимать организационно-управленческие решения, которые могут привести к повышению экономической эффективности организации
 
 
 
ПК-1.3 Имеет практический опыт: составления экономических разделов планов организации с учетом стратегического управления и обоснования системы финансово-экономических показателей организации
 
 
 
ПК-5. Способен осуществлять руководство бизнес-анализом и изменениями в организации
 
ПК-5.1 методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа
 
 
 
ПК-5.2 анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа
 
 
 
ПК-5.3 выявления, анализа и оценки несоответствия между параметрами текущего и будущего состояний организации, оценки ее бизнес-возможностей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы теории принятия управленческих решений; типологию управленческих решений, факторы и методы оценки качества управленческих решений; особенности организации процесса разработки управленческого решения; параметры социально-экономического характера ответственности руководителя при принятии решения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
моделировать процесс разработки управленческих решений, эффективно организовать работу по составлению перспективных и текущих планов
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
 
Оснащенность
 
3.3.1
владения приемами разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска; методами анализа альтернатив управленческих решений и контроля выполнения управленческих решений; приемами определения эффективности управленческих решений
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Методология разработки управленческого решения

 
Процесс управления и управленческие решения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Процесс управления и управленческие решения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Процесс управления и управлен-ческие решения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Типология управленческих реше-ний /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Типология управленческих реше-ний /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
2
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

деловая игра;

работа в малых группах

0
 
Типология управленческих реше-ний /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Условия и факторы качества управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Условия и факторы качества управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
4
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

деловая игра;

работа в малых группах

0
 
Оснащенность
 
Условия и факторы качества управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
 
Раздел 2. Технология разработки управленческих решений

 
Технологии и модели процесса разработки управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Технологии и модели процесса разработки управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Технологии и модели процесса разработки управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Организация процесса разработки управленческого решения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Организация процесса разработки управленческого решения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Организация процесса разработки управленческого решения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Целевая ориентация управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Целевая ориентация управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Целевая ориентация управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Оснащенность
 
Анализ альтернатив управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
2
Лекция-визуализация
0
 
Анализ альтернатив управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Анализ альтернатив управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

5
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
 
Раздел 3. Организация и контроль исполнения управленческих решений, система ответствен-ности

 
Организация и контроль выполнения управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Организация и контроль выполнения управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Организация и контроль выполнения управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Оценка эффективности управленческих решений /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
4
Лекция-визуализация
0
 
Оснащенность
 
Оценка эффективности управленческих решений /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Оценка эффективности управленческих решений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
Управленческие решения и ответ-ственность /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос
0
 
Управленческие решения и ответственность /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
4
Виды интерактивных занятий:

круглый стол;

учебная дискуссия;

деловая игра;

работа в малых группах

0
 
Управленческие решения и ответственность /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Опрос, тест, решение задач
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
2
0
Подготовка, сдача экзамена
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено УП.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие "решение" с позиции разных наук.

2. Роль и функции решений в процессе управления.

3. Сущность управленческого решения.

4. Решения как продукт интеллектуальной деятельности.

5. Психологические особенности личности руководителя

6. Признаки классификации управленческих решений

7. Основа типологии управленческих решений

8. Типы управленческих решений

9. Основные элементы понимания проблемы

10. Основные стадии понимания контекста проблемы

11. Методы сбора данных

12. Качеством управленческих решений

13. Состав свойств, обеспечивающих качество управленческих решений

14. Экономические условия разработки решений

15. Организационные условия принятия решений

16. Ситуационные и поведенческие факторы разработки решений

17. Причины, влияющие на качество управленческих решений

18. Психологические предпосылки качества решений

19. Суть и значение экспертизы управленческих решений

 
Оснащенность
 
20. Технология разработки решений

21. Технологические схемы разработки решений

22. Традиционная модель разработки и реализации управленческих решений

23. Содержание "типового" процесса разработки управленческих решений

24. Сущность моделирования процесса разработки решений

25. Этапы построения математических моделей

26. Признаки классификации математических моделей

27. Преимущества и проблемы математического моделирования

28. Особенности применения математических моделей различных видов

29. Основополагающие принципы разработки решений?

30. Методы подготовки управленческих решений.

31. Системный подход к постановке и решению задач управления, достоинства и недостатки

32. Метод исследования операций

33. Методы разработки управленческих решений

34. Классификация методов принятия решений

35. Основные принципы организации разработки решений

36. Основные функции системных аналитиков и руководителей в процессе выработки решений

37. Основные направления применения экспертных оценок

38. Особенности коллективной экспертизы

39. Особенности экспертных оценок как метода разработки решений

40. Основные методы организации и проведения экспертиз

41. Процессорные технологии подготовки и реализации управленческих решений

42. Изменение роли цели в зависимости от типа управленческого процесса

43. Диалектика связи целей и решений

44. Основные условий для формирования цели управленческого решения

45. Технология разукрупнения целей и задач

46. Сходство и различие целей и решений

47. Влияние характера целей на методы разработки решений, их альтернативность.

48. Использование приемов для выбора вариантов решений

49. Характеристика и особенности стратегических решений.

50. Особенности тактических решений.

51. Взаимосвязь стратегических и тактических решений

52. Управляемые факторы, их характеристика и роль в разработке решений.

53. Методы разработки решений в условиях определенности и выявление альтернатив.

54. Методы анализа альтернатив управленческих действий

55. Характеристика внешних факторов и оценка их воздействия на деятельность предприятия.

56. Характеристика элементов внешней среды дальнего окружения компании

57. Характеристика элементов внешней среды ближнего окружения компании

58. Основные параметры процесса анализа элементов внешней среды

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Текущая аттестация магистрантов по дисциплине «Разработка и принятие управленческих решений» проводится в соответствии с Уставом университета, локальными документами университета и является обязательной.

Данная аттестация проводится в форме контрольных мероприятий по оцениванию фактических результатов обучения магистрантов и осуществляется ведущим преподавателем. Текущий контроль проводится с целью оценки и закрепления полученных знаний и умений, а также обеспечения механизма формирования количества баллов, необходимых магистранту для допуска к экзамену. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения магистранта по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется с выставлением баллов.

Формы текущего контроля и критерии их оценивания дифференцированы по видам работ – обязательные и дополнительные. К обязательным отнесены формы контроля, предполагающие формирование проходного балла на экзамен в соответствии с принятой балльно-рейтинговой системой по дисциплине. К дополнительным отнесены формы контроля, предполагающие формирование премиальных баллов магистранта, а также баллов, необходимых для формирования минимума для допуска к экзамену в том случае, если они не набраны по обязательным видам работ.

К обязательным формам текущего контроля отнесены:

- выступление на практическом занятии;

- опрос (коллоквиум);

- тестирование письменное;

- индивидуальные домашние задания.

К дополнительным формам текущего контроля отнесены:

- дополнительные индивидуальные домашние задания;

- эссе;

- дополнительное выступление на практическом занятии.

Вопросы к практическим занятиям

Вопросы разделены на части, соответствующие количеству практических занятий, проводимых в форме устного опроса. Вопросы к практическим занятиям включают оценку закрепления материала, пройденного на лекциях, а также вопросы, 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
направленные на выявление уровня понимания магистрантом сути принятия управленческого решения

Тема 1. Процесс управления и управленческие решения

Вопросы на проверку знаний

1.Значение и сущность решений.

2. Место управленческого решения в процессе управления.

3.Составляющие управленческого решения.

Вопросы на проверку понимания

1. Назовите особенности управленческих решений в технических, биологических и социальных системах

2. Как определяется интеллектуальная деятельность при разработке решений?

3. В чем  особенности мышления руководителей?

Тема 3. Условия и факторы качества управленческих решений

Вопросы на проверку знаний

1 Свойства качественных решений:

2.Критерия качества управленческих решений.

3.Условия и факторы качества решений.

4. Субъективные и объективные составляющие управленческого решения.

5.Причины, влияющие на качество принимаемых решений.

Вопросы на проверку понимания

1.Назовите факторы, влияющие на качественный уровень управленческих решений

2. Назовите организационно-психологические предпосылки качества решений.

3. В чем роль экспертной группы в обеспечении высокого качества управленческих решений?

Тема 7. Анализ альтернатив управленческих решений

Вопросы на проверку знаний

1. Выявление управляемых факторов и определение альтернатив.

2. Формирование, оценка и выбор альтернатив.

3. Оценка экономической эффективности как основа оценки альтернативных действий.

4. Сравнение альтернатив

5. Выбор решения.

Вопросы на проверку понимания

1. В чем суть метода оценочных баллов?

2. Что из себя представляет матрица решений?

3. Назовите две стороны процесса подготовки и выбора решения.

4. Перечислите этапы анализа альтернатив при разработке групповых решений.

5. Что такое стратегия простого большинства голосов?

Тема 9. Организация и контроль выполнения управленческих решений

Вопросы на проверку знаний

1. Организация выполнения принятых решений.

2. Основные принципы организации исполнения решений.

3. Условия формирования образа предстоящей деятельности.

4. Значение, функции и виды контроля.

5. Методы контроля и механизм его осуществления.

Вопросы на проверку понимания

1. Назовите три составляющих процесса контроля.

2. Перечислите функции содержания контроля.

3. В чем суть функции контроля: диагностика состояния дел.

4. Перечислите виды контроля.

5. Какие признаки классификации контроля вы знаете?

Тема 10. Оценка эффективности управленческих решений

Вопросы на проверку знаний

1. Принципы осуществления изменений.

2. Этапы реализации модели успешного управления организационными изменения-ми.

3. Решения как инструмент изменений в функционировании и развитии предприятий.

4. Методологические подходы к оценке эффективности решений.

5. Обобщающие показатели оценки экономической и социальной эффективности управления.

Вопросы на проверку понимания

1. Как влияет давление и побуждение на принятие управленческого решения?

2. Назовите особенности оценки эффективности решений.

3. В чем отличие экономической и социальной эффективности управленческих решений?

4. Что такое оценка эффективности на качественном уровне?

5. Как оценить эффективность выполнения отдельных управленческих функций?

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Орлов А. И.
Теория и методы разработки управленческих решений / Орлов А.И.: Учебное пособие
М.: Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ", 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Балдин К. В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б.
Управленческие решения: учебник
М.: Дашков и К, 2010
0
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Бражко Е. И., Серебрякова Г. В., Смирнов Э. А.
Управленческие решения: учеб. пособие
М.: РИО�, 2010
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
сервер органов государственной власти Российской Федерации
 
Э2
Министерство финансов
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.3
Project 2016
6.3.1.4
Office 2007 Suites
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.8
ОС Windows 7
6.3.1.9
ОС Windows Vista
6.3.1.10
ОС Windows 10
6.3.1.11
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.5
6.3.2.6
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
42а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и  практическими занятиями, организацию самостоятельной работы магистрантов, проведение консультаций, руководство докладами магистрантов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Разработка и принятие управленческих решений» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины магистрантам необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать магистранты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Магистранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в ко-тором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Магистранты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений», для неуспевающих магистрантов и магистрантов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие магистранты, а также магистранты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Разработка и принятие управленческих решений» следует усвоить:

• основы теории принятия управленческих решений;

• типологию управленческих решений;

• факторы и методы оценки качества управленческих решений;

• технологии и модели процесса разработки управленческих решений;

• особенности организации процесса разработки управленческого решения;

• методы анализа альтернатив управленческих решений;

 
Оснащенность
 
• приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска;

• особенности организации и контроля выполнения управленческих решений;

• приемы определения эффективности управленческих решений;

• параметры социально-экономического характера ответственности руководителя при принятии решения.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________