(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Содержание государственных и муниципальных финансов.
3. Организация государственных и муниципальных финансов.
4. Назначение государственных и муниципальных финансов.
5. Бюджет как основная форма организации государственных и муниципальных финансов, его содержание.
6. Социально-экономическая роль бюджета.
7. История становления и развития бюджета в России.
8. Необходимость создания внебюджетных фондов, их содержание.
9. Виды внебюджетных фондов, функционирующих в разных странах, их характеристика.
10. Бюджетная система РФ, её структура. Консолидированный бюджет, его предназначение.
11. Принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ.
12. Принцип прозрачности (открытости) бюджета. Оценка открытости бюджета (индекс открытости бюджета). Практическая реализация принципа прозрачности (открытости) бюджета в современных условиях.
13. Бюджетные полномочия, основы их разграничения.
14. Модели бюджетного управления, используемые органами власти (затратная модель, результативная модель), их характеристика.
15. Субъекты управления бюджетами бюджетной системы РФ, их функции.
16. Понятие и виды доходов бюджетов, их характеристика.
17. Классификация доходов бюджетов.
18. Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ.
19. Доходы федерального бюджета, их состав и структура.
20. Доходы бюджетов субъектов РФ, их состав и структура.
21. Доходы местных бюджетов, их состав и структура.
22. Понятие расходов бюджетов, их классификация.
23. Расходные обязательства, основания их возникновения. Типы расходных обязательств. Реестр расходных обязательств, его предназначение.
24. Бюджетные обязательства и бюджетные ассигнования. Направления бюджетных ассигнований.
25. Резервные фонды в бюджетной системе РФ, их характеристика.
26. Эффективность использования бюджетных средств как принцип бюджетной системы РФ. Меры по повышению эффективности бюджетных расходов.
27. Критерии разграничения расходных обязательств между разными уровнями власти.
28. Расходные обязательства Российской Федерации. Состав и структура расходов федерального бюджета.
29. Расходные обязательства субъекта РФ. Состав и структура расходов бюджетов субъектов РФ.
30. Расходные обязательства муниципального образования. Состав и структура расходов местных бюджетов.
31. Расходы бюджетов на общегосударственные вопросы, их состав и характеристика.
32. Расходы бюджетов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, их состав и характеристика.
33. Расходы бюджетов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство, их состав и характеристика.
34. Расходы бюджетов на образование, их состав и характеристика.
35. Расходы бюджетов на здравоохранение, физическую культуру и спорт, их состав и характеристика.
36. Расходы бюджетов на социальную политику, их характеристика.
37. Расходы бюджетов на культуру, кинематографию, средства массовой информации, их состав и характеристика.
38. Сбалансированность бюджетов как принцип бюджетной системы РФ. Бюджетный дефицит, причины его возникновения. Виды бюджетного дефицита.
39. Дефицит федерального бюджета, его предельные размеры. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
40. Дефицит бюджета субъекта РФ, его предельные размеры. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
41. Дефицит местного бюджета, его предельные размеры. Источники финансирования дефицита местного бюджета.
42. Государственные (муниципальные) заимствования, их классификация. Ограничения объемов государственных (муниципальных) заимствований.
43. Формирование государственного (муниципального) долга, управление им.
44. Нефтегазовые доходы федерального бюджета, их использование.
46. Бюджетный федерализм, его принципы. Децентрализованная (конкурентная) и кооперативная модели бюджетного федерализма, их характеристика.
47. Вертикальная и горизонтальная несбалансированность бюджетной системы. Инструменты вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания.
48. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
49. Организация межбюджетных отношений в субъектах РФ. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам. Формы межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
50. Содержание бюджетной политики государства, инструменты ее реализации и критерии эффективности.
51. Современная бюджетная политика Российской Федерации: цели, задачи, приоритеты.
52. Бюджетный процесс, характеристика его стадий.
53. Участники бюджетного процесса, их полномочия.
54. Основы составления проектов бюджетов бюджетной системы РФ.
55. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы РФ.
56. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Задачи исполнения бюджета. Системы исполнения бюджетов, их характеристика.
57. Организация бюджетного процесса в РФ на федеральном уровне.
58. Организация бюджетного процесса в РФ на региональном уровне
1. Социально-экономическая сущность и функции финансов, их роль в воспроизводственном процессе.
2. Финансовые ресурсы и источники их формирования.
3. Финансовая система, ее сферы и звенья.
4. Государственные финансы как звено финансовой системы.
5. Понятие государственных финансов, сущность и роль в социально-экономическом развитии страны.
6. Управление государственными финансами.
7. Органы управления государственными финансами.
8. Государственный финансовый контроль.
9. Финансовая политика государства.
10. Типы финансовой политики.
11. Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики.
12. Содержание и значение финансового прогнозирования.
13. Финансовое планирование.
14. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
15. Понятие бюджета, его сущность и функции.
16. Бюджетное устройство Российской Федерации.
17. Особенности бюджетной системы Российской Федерации.
18. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
19. Межбюджетные отношения.
20. Сущность Федерального бюджета.
21. Формирование доходов. Налоговые и неналоговые доходы.
22. Состав и структура расходов Федерального бюджета.
23. Бюджеты субъектов Российской Федерации: сущность, условия формирования доходов и финансирования расходов.
24. Сбалансированность бюджетов. Консолидированные бюджеты.
25. Необходимость и правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов.
26. Пенсионный Фонд Российской федерации.
27. Фонд социального страхования.
28. Фонды обязательного медицинского страхования.
29. Сущность и функции муниципальных финансов, их роль в социально-экономическом развитии муниципального образования.
30. Бюджет муниципального образования.
31. Формирование доходов бюджетов различного типа.
32. Расходные обязательства местных бюджетов.
33. Дефицит местного бюджета.
34. Государственный кредит: сущность, функции.
35. Государственные и муниципальные заимствования
36. Государственные ценные бумаги.
37. Государственный долг Российской Федерации.
38. Государственный долг субъекта Российской Федерации.
39. Муниципальный долг.
40. Управление государственным и муниципальным долгом.
Система знаний по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий.
Для освоения дисциплины необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» , проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются студенты испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году