2024-2025_38_04_02_24-1 Менеджмент (РМУ)_plx_Система государственного и муниципального управления
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.06
Система государственного и муниципального управления
Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
26
26
26
26
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
52
52
52
52
Сам. работа
56
56
56
56
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Филиппова С.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Система государственного и муниципального управления" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
сформировать у студентов представление о государственном (муниципальном) управлении, как о целостной системе, включающей такие категории как принципы и функции управления: обеспечивающей принятие решений, связанных с социально - экономическим развитием общества и их реализацию; имеющей сложную иерархическую структуру в рамках единого правового, экономического и финансового пространства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общий менеджмент (продвинутый курс)
2.1.2
Теория организаций и организационное поведение
2.1.3
Экономика общественного сектора
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Государственные и муниципальные финансы
 
2.2.2
Муниципальное управление и местное самоуправление
 
2.2.3
Прогнозирование и стратегическое планирование в агропромышленном комплексе
 
2.2.4
Производственная практика, практика по профилю профессиональной деятельности
 
2.2.5
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.6
Региональное и муниципальное управление развитием территорий
 
2.2.7
Управление государственной и муниципальной собственностью
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Знает: методы системного и критического анализа; методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций, разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: критического анализа проблемных ситуаций, определения способов достижения целей, разработки стратегий действий
 
 
 
ПК-1. Способен осуществлять подготовку экономических обоснований для стратегических и оперативных планов развития организации
 
ПК-1.1 Знает: методы сбора и обработки экономической информации, а также осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности организации, с использованием вычислительной техники, порядок разработки стратегических и тактических планов финансово-хозяйственной и производственной деятельности организации
 
 
 
ПК-1.2 Умеет: составлять и анализировать финансово-экономическую отчетность организации, принимать организационно-управленческие решения, которые могут привести к повышению экономической эффективности организации
 
 
 
ПК-1.3 Имеет практический опыт: составления экономических разделов планов организации с учетом стратегического управления и обоснования системы финансово-экономических показателей организации
 
 
 
ПК-2. Способен осуществлять стратегическое управление ключевыми экономическими показателями и бизнес-процессами
 
ПК-2.1 Знает: нормативные правовые акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность организации; отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности
 
 
 
ПК-2.2 Умеет: составлять аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений
 
 
 
ПК-2.3 Имеет практический опыт: прогнозирования динамики основных финансово-экономических показателей деятельности организации, разработки стратегий развития и функционирования организации и ее подразделений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теории государства;
3.1.2
механизм функционирования государственной и муниципальной власти;
3.1.3
систему органов государственного управления;
3.1.4
концептуальные основы государственной экономической политики и местного самоуправления;
3.1.5
нормативные правовые документы в системе государственного и муниципального
 
Оснащенность
 
3.1.6
управления;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять специфический понятийно-категориальный аппарат;
3.2.2
использовать знание правовых норм в системе государственного и муниципального управления при осуществлении своей профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
целостного подхода к анализу проблем государственного и муниципального управления;
3.3.2
владения методами использования современных управленческих технологий в сфере государственного и муниципального управления.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Система  государственного и муниципального управления

 
Теоретические основы системы государственного и муниципального управления /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
0
 
Теоретические основы системы государственного и муниципального управления /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
2
Выполнение  заданий.  Оценка результатов круглого столда
0
 
Теоретические основы системы государственного и муниципального управления /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Методы государственного

управления /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
0
 
Методы государственного

управления /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
2
Круглый стол
0
 
Методы государственного

управления /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
2
Проблемная лекция.
0
 
Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Выполнение  заданий
0
 
Оснащенность
 
Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Структура органов государственной власти субъектов Российской Федерации. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
2
Проблемная лекция.
0
 
Структура органов государственной власти субъектов Российской Федерации. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
0
 
Структура органов государственной власти субъектов Российской Федерации. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Региональное управление в системе государственного управления /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
0
 
Региональное управление в системе государственного управления /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Кейс-метод
0
 
Региональное управление в системе государственного управления /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Местное самоуправление в системе государственного управления /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
0
 
Местное самоуправление в системе государственного управления /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Индивидуальные задания
0
 
Местное самоуправление в системе государственного управления /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

14
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Государственная служба в РФ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
2
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Государственная служба в РФ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
кейс-метод, опрос
0
 
Государственная служба в РФ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Разработка и реализация государственной политики /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
2
Учебная дискуссия, тестирование
0
 
Разработка и реализация государственной политики /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Разработка и реализация государственной политики /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э5

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.  Становление и развитие знаний о государственном управлении.

2. Основные признаки государства как публичного института.

3. Социальные функции государства.

4. Экономические функции государства.

5. Причины необходимости модернизации государства в РФ.

6. Основные интерпретации понятия "государственное управление", «publicadmisnistration».

7. Политический механизм государственного управления.

8. Формы государственного правления.

9. Становление основных направлений научного исследования государственного управления

10. Цели и функции государственной администрации.

11. Основные теории государственного вмешательства в социально-экономическое развитие общества.

12. Принципы организации и функционирования системы государственного административного управления.

13. Органы государственного управления: структурообразующие факторы и уровни в аппарате государственного управления.

14. Центральные органы государственного управления.

15. Законодательная ветвь государственной власти и ее признаки.

16. Судебная система РФ.

17. Избирательная система РФ.

18. Структура Правительства РФ и его функции.

19. Интегральные показатели качества государственного управления (применяемые в странах ОЭСР).

20. Субфедеральный уровень государственного управления.

21. Правительство субъекта федерации и его аппарат.

22. Законодательное собрание как орган представительной власти региона.

23. Губернатор: особенности функций и полномочий.

24. Основные методы и формы управления региональным развитием

 
Оснащенность
 
25. Методы государственного управления: административные и экономические.

26. Местное управление и самоуправление.

27. Конституционное регулирование местного самоуправления.

28. Федеральный закон РФ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

29. Характеристика понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление».

30. Роль президента в системе государственного и муниципального управления РФ.

31. Модели организации местного самоуправления.

32. Реформы в муниципалитетах зарубежных стран.

33. Основные этапы муниципальной реформы РФ.

34. Типы муниципальных образований на территории России

35. Состав, функции и компетенция органов территориального общественного самоуправления.

36. Комплексное социально-экономическое развитие поселения как важнейшее полномочие муниципального образования.

37. Муниципальные правовые акты: характеристика и значение в системе муниципального управления.

38. Полномочия главы администрации муниципального образования.

39. Понятие «структура органов МСУ».

40. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения РФ.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
Примерные темы рефератов

1. Организация работы административной комиссии на примере Администрации района

2. Финансовая основа местного самоуправления на примере Муниципального Образования

3. Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления

4. Правовые формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

5. Организация работы отдела образования на примере Администрации района

6. Функции административной комиссии на примере Администрации района

7. Особенности работы с обращениями граждан на примере общего отдела Администрации района

8. Анализ опыта экономического программирования в зарубежных странах.

9. Муниципальное управление и его особенности на современном этапе.

10. Местное самоуправление: зарубежный опыт и возможности его использования в Российской Федерации

11. Законодательная, нормативно-правовая база государственной службы и проблемы ее развития

12. Парламент как институт государственного управления

13. Социальная защита населения на государственном и муниципальном уровнях

14. Реализация миграционной политики

15. Особенности менеджмента в бюджетных учреждениях.

16. Государственное регулирование социальной сферы в Российской Федерации

17. Роль органов муниципального управления в социальном развитии территории

18. Деятельность администрации города по продвижению региональных продуктов и услуг

19. Государственное стратегическое прогнозирование в российской экономике: проблемы и перспективы

20. Анализ деятельности государственных органов в сфере наружной рекламы

21. Современные информационные технологии в государственной службе

22. Правовая и административная деятельность ЗАГС

23. Методы и инструменты городской политики.

24. Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов на уровне региона

25. Прогнозно-аналитические исследования экономики крупного города

26. Управление крупными городскими проектами и программами: особенности ресурсного обеспечения.

27. Методы проектного управления в приоритетных национальных проектах

28. Новые информационные технологии в управленческой деятельности в системе регионального управления

29. Проблема разделения полномочий центра и субъектов Федерации в сфере экономики

30. Общественные организации и их роль в регулировании регионального социально-экономического развития

31. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы

32. Профессиональная подготовка государственных служащих (Организационно-правовые и социально-культурные аспекты).

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Ким С. А.
Теория управления: учебник
М.: Дашков и К, 2016
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Варламов А. А.
Система государственного и муниципального управления: учебник
М., 2014
0
 
Л2.2
Орешин В. П.
Система государственного и муниципального управления: учебное пособие
М.: ИНФРА-М, 2012
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Информационно-образовательный портал «Государственное и муниципальное управление» 
 
Э2
Официальный сайт Президента России
 
Э3
Информационный канал Совета Федерации
 
Э4
Портал административной реформы
 
Э5
Государственная Дума
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.3
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.4
Access 2016
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.8
ОС Windows 8
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.3
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.6
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.7
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
57а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы ученические (23 шт.), стулья (53 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (проекционный экран LUMIEN (1 шт.), проектор Acer (6 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1шт.))  и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
Оснащенность
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
 
52а
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
 
45а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами магистров для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать магистры; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Магистру важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Магистры, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Система государственного и муниципального управления», проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются магистры испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Система государственного и муниципального управления» следует усвоить:

закономерности развития и размещения производительных сил, производственной и социальной инфраструктуры в разрезе муниципалитетов, регионов и страны в целом;

теоретические основы и основные направления государственной региональной экономической политики как на муниципальном, федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации;

экономический и ресурсный потенциал России в целом и ее регионов;

специфику территориальной организации общества и региональные особенности отдельных территорий, оценить специализацию и комплексность их развития;

основные направления и приоритеты социально-экономического развития регионов;

муниципальную и региональную структуру управления.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________