(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э3 Э4
Э1 Э4
Э4
Э4
Э4
Э3 Э4
Э4
Э4
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра;
работа в малых группах;
кейс-метод
Э4
Э1 Э3 Э4
Э4
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра;
работа в малых группах;
кейс-метод
Э4
Э4
Э4
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра;
работа в малых группах;
кейс-метод
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
Э4
муниципального служащего Российской Федерации. /Лек/
Э4
муниципального служащего Российской Федерации. /Пр/
Э4
муниципального служащего Российской Федерации. /Ср/
Э4
Э4
Э4
Э4
и информационное
обеспечение муниципального управления /Лек/
Э4
и информационное
обеспечение муниципального управления /Пр/
Э4
и информационное
обеспечение муниципального управления /Ср/
Э4
Э4
Э4
2. Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями и органами территориального общественного самоуправления.
3. Конституционно - правовая база местного самоуправления. Муниципальные правовые акты.
4. Контроль в муниципальном управлении: виды и организация.
5. Устав муниципального образования как основной муниципальный правовой акт.
6. Использование современных информационных технологий в муниципальном управлении.
7. Организационные модели построения местной власти.
8. Роль информации в муниципальном управлении: ее классификация, источники и потребители информации.
9. Муниципальное образование: понятие, принципы, учитываемые при формировании его территории.
10. Оценка эффективности муниципального управления: критерии и измерители.
11. Классификация органов местного самоуправления. Особенности представительных и исполнительных органов муниципального образования.
12. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала муниципальных органов.
13. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
14. Особенности муниципальной службы. Муниципальный служащий и требования к нему.
15. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
16. Система подбора, продвижения, мотивации, оценки труда муниципальных служащих.
17. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление».
18. Доходы и расходы местных бюджетов. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности.
19. Местные налоги и сборы.
20. Структура органов местного самоуправления и способы их образования.
21. Местный бюджет: понятие, утверждение, формирование, исполнение, контроль.
22. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
23. Кадровое обеспечение муниципального управления: требования к муниципальным служащим.
24. Природа местного самоуправления. Его отличие от местного управления.
25. Англосаксонская модель местного самоуправления: основные признаки, представители.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Муниципальное управление: основные представления и исходные понятия.
2. Правовое обоснование и общие принципы организации местного самоуправления.
3. Муниципальное управление и местное самоуправление в контексте «развития».
4. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: состав и порядок формирования, утверждения и контроль за реализацией.
5. Муниципальное развитие: сущность, принципы, основные типы развития.
6. Точки экономического роста и социально-экономического развития муниципальных образований: формы и средства реализации.
7. Вопросы «местного значения» муниципального района.
8. Принципиальная схема принятия и реализации управленческих решений органами местного самоуправления.
9.Сущностные признаки понятий «территориальное управление»; «Муниципальное управление».
10. В чем суть и содержание административных методов управления?
11. Раскройте суть экономических методов управления.
12. Основное содержание и суть морально-этических и социально-психологических методов управления?
13. Социально-политические методы в практике муниципального управления.
14. Что составляет правовую основу организации и функционирования местного самоуправления?
15. Что такое органы местного самоуправления?
16. Что такое вопросы местного значения?
17. Каковы основные функции местного самоуправления?
18. В чем состоит дуализм местного самоуправления?
19. Какие критерии и показатели применяются для оценки эффективности муниципального управления?
20. Что такое связи с общественностью в системе муниципального управления?
21. С чем связана актуализация программно-проектных подходов на современном этапе?
22. Какая связь и в чем состоит различие между программами и проектами?
23. Что предполагает принцип «Баланс интересов» в управлении развитием муниципальных образований?
24. Для чего муниципальным образованиям необходимы Комплексные программы социально-экономического развития (КП СЭР)?
2. Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.
3. Местное самоуправление как институт демократии.
4. Проблемы реформирования местного самоуправления в РФ.
5. Проблемы подготовки муниципальных кадров в РФ.
6. Муниципальное образование как объект управления.
7. Особенности местного самоуправления в зарубежных странах (на примере какой-либо страны) в сравнении с практикой местного самоуправления в России.
8. Формы государственного регулирования местного самоуправления.
9. Европейская хартия местного самоуправления, тенденции развития местного самоуправления в странах Евросоюза.
10. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
11. Полномочия местного самоуправления в экономической сфере / социальной сфере / жилищно-коммунального хозяйства / обеспечения населения услугами связи, общественного питания, бытового обслуживания и торговли / в сфере оказания ритуальных услуг / в сфере культуры и досуга / благоустройства территории / организации дошкольного и школьного образования / организации сбора, утилизации и переработки бытовых отходов … (на примере муниципального образования).
12. Состояние и поддержка развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
13. Особенности управления крупнейшими городами в зарубежных странах.
14. Критерии оптимальности территории сельского (городского) поселения.
15. Местный референдум. Практика проведения местного референдума в РФ.
16. Анализ практики муниципальных выборов на примере муниципального образования.
17. Современные формы работы с обращениями граждан в муниципальном образовании.
18. Проблемы доступа населения и организаций к информации о деятельности органов местного самоуправления.
19. Анализ практики проведения публичных слушаний в муниципальном образовании.
20. Место и роль общественного мнения в системе местного самоуправления.
21. Изучение общественного мнения, его учет и формирование как необходимое условие роста эффективности местного самоуправления.
22. Территориальная активность населения.
23. Развитие территориально-общественного управления в решении вопросов местного значения.
24. Социальное партнерство бизнеса и власти.
25. Поддержка бизнеса и организация взаимодействия с ним как ресурс развития муниципального образования.
26. Российские модели организации местной власти. Практика их применения.
27. Анализ структуры органов местного самоуправления в сельских поселениях.
28. Анализ структуры органов местного самоуправления в городских поселениях.
29. Анализ структуры органов местного самоуправления в городских округах.
30. Анализ структуры органов местного самоуправления в муниципальных районах.
31. Организация местного самоуправления в сельской местности.
32. Экономические ресурсы и экономическая деятельность местного самоуправления.
33. Проблемы эффективности деятельности органов местного самоуправления.
34. Доходы местных бюджетов. Проблемы увеличения доходной базы местных бюджетов.
35. Проблемы оптимизации расходов местных бюджетов.
36. Проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
37. Налоговые доходы местных бюджетов. Повышение налогового потенциала муниципальных образований.
38. Межбюджетные отношения в системе местного самоуправления.
39. Проблема дотационности местных бюджетов.
40. Формы межмуниципального сотрудничества в РФ.
41. Государственная поддержка местного самоуправления
42. Опыт зарубежных стран в межмуниципальном сотрудничестве.
43. Кадровое обеспечение муниципального управления: требования к муниципальным служащим.
44. Особенности муниципальной службы.
45. Система подбора, продвижения, мотивации, оценки труда муниципальных служащих.
46. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала муниципальных органов.
47. Роль информации в муниципальном управлении: ее классификация, источники и потребители информации.
48. Оценка эффективности муниципального управления: критерии и измерители.
49. Использование современных информационных технологий в муниципальном управлении.
50. Контроль в муниципальном управлении: виды и организация.
1. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе.
2. Социальные функции местного самоуправления.
3. Общественное самоуправление как механизм решения проблем микро социума и частных проблем людей.
4. Российский опыт организации власти на местах в дореволюционной России.
5. Выборы в органы местного самоуправления.
6. Практика территориальной организации местного самоуправления в субъектах РФ.
8. Территориальная организация муниципальных образований в Омской области.
9. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.
10. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.
11. Межбюджетные отношения федерального, регионального и муниципального уровня.
12. Местное самоуправление в системе взаимоотношений государственного и муниципального управления.
13. Работа исполнительных и представительных органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне в решении вопросов местного значения.
14. Основные направления деятельности муниципалитетов на современном этапе.
15. Муниципальная социальная политика.
16. Муниципальная жилищная политика.
17. Муниципальная молодежная политика.
18. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений.
19. Муниципальное регулирование инвестиционной деятельности.
20. Муниципальное управление образованием, сферой культуры и досуга.
21. Муниципальное управление общественной безопасностью.
22. Муниципальное управление охраной здоровья населения.
23. Муниципальное управление развитием физической культуры и спорта.
24. Региональное законодательство и муниципальные правовые акты
25. Правовое поле и финансовые ресурсы для организации местного самоуправления в Омской области.
26. Ресурсы и задачи местного самоуправления в сфере экономики и финансов.
27. Региональное и межмуниципальное сотрудничество.
28. Советы, союзы и ассоциации муниципальных образований субъектов РФ.
29. Некоммерческие организации муниципальных образований.
30. Участие населения в местном самоуправлении.
31. Муниципальные целевые программы.
32. Привлечение инвестиций в муниципальное образование.
33. Предоставление социальной помощи населению муниципального образования.
34. Основные направления деятельности муниципальных учреждений социальной направленности (на примере конкретного учреждения).
35. Организация социальной поддержки многодетных семей на муниципальном уровне.
36. Муниципальная молодёжная политика: проблемы реализации.
Темы эссе
1. Соотношение понятий «административно-территориальное деление» и «муниципальное образование», основные признаки муниципального образования.
2. Модели территориальной организации местного самоуправления в субъектах РФ до 2003 г.
3. Основные тенденции и принципы, учитываемые при формировании территории муниципального образования.
4. Современная типология муниципальных образований в РФ.
5. Основные направления совершенствования территориальной организации местного самоуправления.
6. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.
7. Отношения органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.
8. Повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий и учреждений.
9. Методы оценки эффективности муниципального управления
10. Общественная теория местного самоуправления и ее разновидности.
11. Государственная и государственно-общественная теории местного самоуправления.
12. Организация местного самоуправления в Западной Европе (Англии, Франции, ФРГ) и США.
Система знаний по дисциплине «Муниципальное управление и местное самоуправление» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать магистры; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Магистру важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Магистры, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Муниципальное управление и местное самоуправление», проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются магистры испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Муниципальное управление и местное самоуправление» следует усвоить:
закономерности развития и размещения производительных сил, производственной и социальной инфраструктуры в разрезе муниципалитетов, регионов и страны в целом;
теоретические основы и основные направления государственной региональной экономической политики как на муниципальном, федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации;
экономический и ресурсный потенциал России в целом и ее регионов;
специфику территориальной организации общества и региональные особенности отдельных территорий, оценить специализацию и комплексность их развития;
основные направления и приоритеты социально-экономического развития регионов;
муниципальную и региональную структуру управления.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году