(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Предмет экономики общественного сектора.
3. Порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора
4. Сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике.
5. Провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.
6. Институциональные единицы общественного сектора.
7. Частно-государственное предпринимательство. Организационно-правовые формы государственных предприятий.
8. Понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций.
9. Доходы, расходы и налогообложение некоммерческих организаций.
10. Роль низовой демократии в решении местных проблем.
11. Понятие и свойства общественных благ.
12. Классификация общественных благ.
13. Функция спроса на общественное благо.
14. Предложение общественных благ.
15. Основы ценообразования в общественном секторе. Проблема «безбилетника» и модель Линдаля.
16. Частичное и общее равновесие, Парето-оптимум для экономики с общественным благом.
17. Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов, правило Калдора- Хикса.
18. Теоремы экономики благосостояния.
19. Внешние эффекты, формы их проявления. Предельные общественные затраты и выгоды.
20. Интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза.
21. Причины возникновения внешних эффектов и их последствия.
22. Регулирование внешних эффектов.
23. Экономика благосостояния.
25. Общественное богатство, принципы и теории распределения богатства.
26. Дифференциация и показатели дифференциации доходов.
27. Социальная защита и социальное страхование.
28. Социальная политика, ее модели.
29. Механизм общественного выбора. Лоббирование.
30. Принципы принятия политических решений.
31. Механизм голосования избирателей, парадокс голосования.
32. Принятие решений исполнительной властью. Проблема бюрократии.
33. Политический рынок, механизм лоббирования, принятие решений исполнительной властью.
34. Бюрократия, типы бюрократии. Проблемы бюрократии.
35. Несостоятельность государства, политическая рента.
36. Коррупция и ее социально-экономические последствия.
37. Бюджетная система РФ, принципы ее построения.
38. Структура доходов бюджета.
39. Структура расходов бюджета.
40. Внебюджетные фонды обязательного социального страхования.
41. Пенсионная система. Виды пенсионных схем.
42. Дефицит госбюджета и государственный долг.
43. Бюджет региона.
44. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования.
45. Налоги, их виды, функции.
46. Принципы построения налоговой системы, эффективность и справедливость в налоговой системе.
47. Распределение налогового бремени.
48. Распределение налогового бремени на конкурентных рынках.
49. Распределение налогового бремени в условиях монополии.
50. Избыточное налоговое бремя.
51. Оптимальное налогообложение. Правило Рамсея и правило Корлетта-Хейга.
52. Общественные расходы и их структура. Факторы роста общественных расходов.
53. Направления общественных расходов.
54. Бюджет текущих расходов.
55. Бюджет капитальных вложений.
56. Субсидия, субвенция, искажающее действие общественных расходов.
57. Эффективность общественных расходов.
58. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу.
59. Модели бюджетного федерализма.
60. Межбюджетные отношения в РФ.
1. Сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике.
2. Несостоятельность государства и фиаско рынка.
3. Всеобъемлющее государство и его несостоятельность.
4. Кооперация и доверие как альтернативы правительству.
5. Концепция конституционных ограничений государства.
6. Государственное регулирование внешних эффектов.
7. Теорема Коуза, ее реализация в современной экономике.
8. Место и роль общественного сектора в смешанной экономике.
9. Общественные блага и информационные проблемы в модели Линдаля.
10. Образование как общественное благо.
11. Государственное обеспечение частными благами: сравнительный анализ инструментов жилищной политики.
12. Государственная политика в области образования.
13. Общественные блага и проблемы их производства.
14. Способы измерения неравенства: кривая Лоренца, коэффициент Джини.
15. Общественное благосостояние и оптимум Парето.
16. Справедливость: основные подходы к проблеме.
17. Принцип Парето-эффективности и функционирование общественного сектора.
18. Равенство, справедливость и перераспределение в экономике России.
19. Бедность в странах с различным уровнем экономического развития.
20. Социальная политика в развитых странах и России.
21. Теоретические подходы к анализу общественного благосостояния.
22. Проблемы принципа-агента и поведение бюрократии.
23. Теорема Эрроу и ее роль для теории общественного выбора.
24. Принятие политических решений: теория общественного выбора.
25. Экономика бюрократии: собственные интересы государственных структур.
27. Практика лоббирования в разных странах.
28. Политические коалиции и логроллинг: общественные выгоды и общественные потери.
29. Коррупция и ее социально-экономические последствия.
30. Понятие, границы и масштабы общественного сектора экономики.
31. Стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения.
32. Оценка налоговой системы России в соответствии с критериями оптимизации.
33. Последствия налогообложения для монополий.
34. Регулирование конкурентного рынка посредством налогообложения.
35. Воздействие налогов на поведение потребителей.
36. Измерение воздействия налогообложения на предложение труда.
37. Оптимизация налогообложения: Правила Рамсея и Корлетта-Хейга.
38. Налоговая система России и направления ее совершенствования.
39. Воздействие процессов глобализации и коммуникационных сетей (интернет) на налогообложение.
40. Общественные расходы в современной экономической системе.
41. Современные системы общественного страхования.
42. Виды пенсионных схем и участие в них государства.
43. «Пенсионный кризис» и направления его преодоления на примере развитых стран.
44. Проблемы адресной направленности социальной помощи.
45. Категориальные выплаты: преимущества и недостатки.
46. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.
47. Общественные расходы, их структура и тенденции в Российской Федерации.
48. Оценка уровня развития отраслей общественного сектора в Российской Федерации.
49. Особенности развития общественного сектора в различных странах.
50. Использование контрактации и создание квази-рынков для повышения эффективности функционирования общественного сектора.
51. Государственная инвестиционная политика в России.
52. Метод «затраты – эффективность» и «затраты – выгода» и их применение при оценке издержек и результатов в общественном секторе.
53. Метод «затраты – полезность» и его использование в сферах образования и здравоохранения.
54. Бюджетный федерализм и его российская модель.
55. Бюджет региона (области, города, района).
56. Гипотеза Тибу, ее роль в экономике.
57. Межбюджетные отношения в России.
58. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на экономику страны.
59. Государственный долг как инструмент финансовой политики государства.
60. Институты социальной защиты населения.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи (практические ситуации), тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей на экономическую тематику, решение задач (практических ситуаций), написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины проводятся консультации, на которые приглашаются студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году