(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Цели, задачи и направления реализации аграрной политики в РФ.
3. Классификация мер государственного регулирования в АПК.
4. Административные методы государственного регулирования АПК.
5. Экономические методы государственного регулирования АПК.
6. Направления государственного регулирования АПК.
7. Принципы и условия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
8. Государственное регулирование формирования и функционирования аграрного рынка.
9. Государственное регулирование рынка зерна.
10. Закупочные и товарные интервенции.
11. Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию: понятие и особенности расчета.
12. Сущность продовольственной безопасности страны.
13. Критерии и параметры продовольственной безопасности страны.
14. Доктрина продовольственной безопасности страны.
15. Регулирование качества и безопасности продуктов питания.
16. Ограничения, накладываемые ВТО на методы государственной поддержки АПК.
17. Методы государственного регулирования АПК в соответствии с корзинами ВТО.
18. Понятие и сущность программно-целевого управления.
19. Методологические подходы к разработке государственных программ.
20. Порядок и органы контроля за ходом выполнения государственных программ.
21. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в РФ: цели, задачи, структура, ключевые направления.
22. Развитие системы сельскохозяйственного кредита в РФ.
23. Фонда кредитного поручительства.
24. Страхование в АПК.
25. Основные риски АПК в РФ.
26. Государственное регулирование налогообложения сельхозтоваропроизводителей.
27. Особенности инвестиционной деятельности предприятий АПК.
28. Показатели результатов эффективности регулирования АПК.
29. Поддержка малого предпринимательства в аграрной сфере.
30. Регулирование социального развития села.
1. Цели современной аграрной политики России.
2. Особенность аграрного сектора и его значимость для страны.
3. Оценка эффективности современной аграрной политики России.
4. Состояние продовольственной безопасности в России.
5. Меры государства по обеспечению продовольственной безопасности в России.
6. Государственная поддержка и состояние технического оснащения отраслей АПК.
7. Государственные субсидии, их необходимость и важность.
8. Использование кредита в регулировании АПК.
9. Агропромышленная интеграция, ее формы и значение.
10. Современное состояние социальной сферы села.
11. Мировой опыт регулирования аграрной экономики.
12. Тенденции развития мирового рынка продовольствия.
13. Методы аграрной политики и их характеристика.
14. Основные приоритеты развития АПК на ближайшую перспективу.
15. Особенности сельского хозяйства экономики и необходимость его регулирования со стороны государства.
16. Сущность, основные принципы и критерии классификации государственного регулирования аграрного сектора.
17. Экономические инструменты государственного регулирования сельского хозяйства.
18. Оценка эффективности государственных мер регулирования с.-х. (политической, экономической, социальной, экологической), ее критерии.
19. Основные инструменты государственного регулирования продовольственных рынков.
21. Регулирование продовольственных рынков с помощью управления государственной собственностью, стимулирования спроса, финансовых инструментов.
22. Условия обеспечения продовольственной безопасности и ее состояние в России.
23. Проблемы развития инфраструктуры аграрного рынка.
24. Место России на мировом аграрном рынке.
25. Условия членства РФ в ВТО.
Система знаний по дисциплине «Государственное регулирование экономических и социальных процессов в АПК» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются направления и инструменты государственного регулирования экономических и социальных процессов в АПК. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи (практические ситуации), тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей на экономическую тематику, решение задач (практических ситуаций), написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Государственное регулирование экономических и социальных процессов в АПК» проводятся консультации, на которые приглашаются студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году