МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Механизмы государственно-частного партнерства
Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Литвинова О.В.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Механизмы государственно-частного партнерства" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- формирование комплексного представления о роли и значении партнерских отношений государства и предпринимательских структур в современных условиях, принципах и механизмах реализации проектов государственно-частного партнерства;
- формирование навыков использования экономических инструментов в процессе управления государственно-частным партнерством, обосновании оптимальных управленческих решений в сфере партнерства государства и компаний.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Теория организаций и организационное поведение
Экономика общественного сектора
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика, практика по профилю профессиональной деятельности
Производственная практика, преддипломная практика
Региональное и муниципальное управление развитием территорий
Управление государственной и муниципальной собственностью
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает: этапы жизненного цикла проекта, этапы его разработки и реализации, методы разработки и управления проектами
УК-2.2 Умеет: разрабатывать проект с учетом анализа альтернативных вариантов его реализации, определять целевые этапы, основные направления работ, объяснить цели и сформулировать задачи, связанные с подготовкой и реализацией проекта, управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.3 Имеет навыки: разработки и управления проектом, оценки потребности в ресурсах и эффективности проекта
ПК-4. Способен осуществлять руководство инвестиционными и инновационными проектами с использованием современных информационных технологий
ПК-4.1 Знает: принципы, методы и инструменты проектного управления
ПК-4.2 Умеет: применять методы оценки эффективности проектов с использованием готовых алгоритмов и пакетов прикладных программ, анализировать предложения по совершенствованию проектов
ПК-4.3 Имеет практический опыт: руководства и общеорганизационной подготовки, формирования команды проекта, оценки экономической эффективности проектных решений
ПК-8. Способен обеспечить проведение консультаций по подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства
ПК-8.1 Знает: требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере государственно-частного партнерства, особенности и практика применения механизмов государственно-частного партнерства на российском и зарубежном рынках
ПК-8.2 Умеет: анализировать принципиальные технические решения и технологии, предлагаемые для реализации проекта государственно-частного партнерства, вести переговоры с потенциальными интересантами проекта государственно-частного партнерства на всех стадиях жизненного цикла, в том числе с контрольно-надзорными органами
ПК-8.3 Имеет практический опыт: обеспечение проведения консультаций с инвесторами, консультантами и иными участниками проекта государственно-частного партнерства по вопросам их подготовки и реализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
этапы жизненного цикла проекта, этапы его разработки и реализации, методы разработки и управления проектами;
методологию разработки проектов и программ по реорганизации, реструктуризации и реинжинирингу бизнес-процессов, методы разработки организационных структур и информационно-управленческих систем;
бюджетное, налоговое, градостроительное и земельное законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения, возникающие при реализации проекта государственно-частного партнерства; методы и модели управления проектами, инструменты проектного финансирования
разрабатывать проект с учетом анализа альтернативных вариантов его реализации, определять целевые этапы, основные направления работ, объяснить цели и сформулировать задачи, связанные с подготовкой и реализацией проекта, управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;
разрабатывать организационно-техническую и организационно-экономическую документацию (графики работ, инструкции, планы, сметы, бюджеты, технико-экономические обоснования, частные технические задания) и составлять управленческую отчетность по утвержденным формам;
осуществлять сбор, анализ, систематизацию сведений и данных, документировать требования к проектам и процессам, их ресурсному обеспечению, оценивать риски и социально-экономическую эффективность проектов
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
разработки и управления проектом, оценки потребности в ресурсах и эффективности проекта;
руководства проектом, обеспечения общеорганизационной подготовки, формирования команды проекта, оценки пригодности субподрядчиков, оценивания экономическую эффективность проектных решений;
разработки технико-экономического задания на выполнение работ по проекту, участия в приемке результатов и финансовом закрытии проектов
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Механизмы государственно-частного партнерства
Тема 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Тема 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
защита докладов, решение кейсов
Тема 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
подготовка докладов, решение кейсов, тестирование
Тема 2. Формы государственно-частного партнерства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Тема 2. Формы государственно-частного партнерства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
защита докладов, решение кейсов
Тема 2. Формы государственно-частного партнерства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Подготовка докладов, решение кейсов, тестирование
Тема Государственное планирование и управление государственно-частным партнерством /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Тема 3. Государственное планирование и управление государственно-частным партнерством /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
защита докладов, решение кейсов
Тема 3. Государственное планирование и управление государственно-частным партнерством /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
подготовка докладов, решение кейсов, тестирование
Тема 4. Управление проектами в сфере государственно-частного партнерства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Тема4. Управление проектами в сфере государственно-частного партнерства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
защита рефератов, решение кейсов
Тема 4. Управление проектами в сфере государственно-частного партнерства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
подготовка докладов, решение кейсов, тестирование
Тема 5. Финансово-экономические аспекты государственно-частного партнерства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Тема 5. Финансово-экономические аспекты государственно-частного партнерства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
защита рефератов, решение кейсов
Тема 5. Финансово-экономические аспекты государственно-частного партнерства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
подготовка докладов, решение кейсов, тестирование
Тема 6. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Тема 6. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
защита докладов, решение задач, кейсов
Тема 6. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
подготовка докладов, решение кейсов, тестирование
Тема 7. Отраслевая структура государственно-частного партнерства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Тема 7. Отраслевая структура государственно-частного партнерства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
защита докладов, решение кейсов
Тема 7. Отраслевая структура государственно-частного партнерства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
подготовка докладов, решение кейсов, тестирование
Тема 8. Региональные особенности и проблемы реализации государственно-частного партнерства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Тема 8. Региональные особенности и проблемы реализации государственно-частного партнерства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
защита докладов, решение кейсов
Тема 8. Региональные особенности и проблемы реализации государственно-частного партнерства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
подготовка докладов, решение кейсов, тестирование
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
подготовка к экзамену, вопросы
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Определение и сферы применения государственно-частного партнерства.
2. Мировой опыт применения механизмов государственно-частного партнерства.
3. Актуальные проблемы развития государственно-частного партнерства в России.
4. Проекты государственно-частного партнерства с точки зрения теории контрактов.
5. Формы государственно-частного партнерства.
6. Концессионные схемы типа «строй – эксплуатируй - передай».
7. Этапы развития государственно-частного партнерства.
8. Типология рисков проекта государственно-частного партнерства.
9. Риски частного партнера в проекте и способы их минимизации.
10. Риски государственного партнера и способы их минимизации.
11. Системы минимизации и разрешения возможных конфликтов при государственно-частном партнерстве.
12. Инструменты финансирования проекта государственно-частного партнерства.
13. Тарифная политика государства как инструмент управления проектом.
14. Направления совершенствования текущей правовой базы проектов государственно-частного партнерства в России.
15. Условия компонентной полноты контрактов государственно-частного партнерства.
16. Инструменты государства по управлению реализацией проекта государственно-частного партнерства.
17. Система показателей результативности проекта государственно-частного партнерства.
18. Компоненты системы управления реализацией проекта государственно-частного партнерства.
19. Система органов власти региональной или местной администрации для реализации проектов государственно-частного партнерства: состав и распределение компетенций.
20. Распределение полномочий по реализации государственно-частного партнерства между различными уровнями власти.
21. Распределение обязанностей частного и государственного партнера на предпроектной и постпроектной стадиях.
22. Распределение обязанностей частного и государственного партнера на этапе реализации проекта.
23. Механизмы государственно-частного партнерства в области транспорта.
24. Механизмы государственно-частного партнерства в области жилищно-коммунального хозяйства.
25. Механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Тематика рефератов, докладов
1. Становление партнерских отношений между государством и бизнесом.
2. Государственно-частное партнёрство как институциональный и стратегический альянс государства и бизнеса.
3. Социально-экономическое значение ГЧП.
4. Формирование государством институциональной среды для ГЧП.
5. Мировые тенденции развития ГЧП.
6. Государственно-частное партнёрство в США (ЕС и в других странах).
7. ГЧП в стратегии социально-экономического развития России.
8. Государство – квалифицированный заказчик проектов ГЧП.
9. Финансовые модели проектов ГЧП.
10. ГЧП в транспортной сфере (в социальной сфере; в коммунальной сфере; ГЧП в энергетике)
11. Нормативно-правовое регулирование ГЧП в России.
12. Опыт российских регионов в реализации ГЧП.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Государственно-частное партнерство: учебное пособие
Комсомольск-на-Амуре: КНАГУ, 2019
6.1.2. Дополнительная литература
Социальное партнерство: Учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол преподавателя (1 шт.), парта 4-хместная со скамейкой (9 шт.), стулья (12 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (12 шт.), стулья (24 шт.), стул преподавателя (1 шт.), Белая лаковаяя магнитно-маркерная доска (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство научными докладами магистров для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи (практические ситуации), тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей на экономическую тематику, решение задач (практических ситуаций), написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины проводятся консультации, на которые приглашаются студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________