2024-2025_38_04_02_24-1 Менеджмент (РМУ)_plx_Правовое обеспечение государственного и муниципального управления
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.03.02
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления
Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. юрид. наук, доц., Петров В.Р.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Правовое обеспечение государственного и муниципального управления" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Абросимова М.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
овладение магистрантами теоретическими знаниями в области теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и экологического права; формирование навыков применения норм права в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика, научно-исследовательская работа
2.1.2
Теория организаций и организационное поведение
2.1.3
Экономика общественного сектора
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, практика по профилю профессиональной деятельности
 
2.2.2
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.3
Региональное и муниципальное управление развитием территорий
 
2.2.4
Управление государственной и муниципальной собственностью
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.1 Знает: этапы жизненного цикла проекта, этапы его разработки и реализации, методы разработки и управления проектами
 
 
 
УК-2.2 Умеет: разрабатывать проект с учетом анализа альтернативных вариантов его реализации, определять целевые этапы, основные направления работ, объяснить цели и сформулировать задачи, связанные с подготовкой и реализацией проекта, управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки и управления проектом, оценки потребности в ресурсах и эффективности проекта
 
 
 
ПК-4. Способен осуществлять руководство инвестиционными и инновационными проектами с использованием современных информационных технологий
 
ПК-4.1 Знает: принципы, методы и инструменты проектного управления
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: применять методы оценки эффективности проектов с использованием готовых алгоритмов и пакетов прикладных программ, анализировать предложения по совершенствованию проектов
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: руководства и общеорганизационной подготовки, формирования команды проекта, оценки экономической эффективности проектных решений
 
 
 
ПК-8. Способен обеспечить проведение консультаций по подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства
 
ПК-8.1 Знает: требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере государственно-частного партнерства, особенности и практика применения механизмов государственно-частного партнерства на российском и зарубежном рынках
 
 
 
ПК-8.2 Умеет: анализировать принципиальные технические решения и технологии, предлагаемые для реализации проекта государственно-частного партнерства, вести переговоры с потенциальными интересантами проекта государственно-частного партнерства на всех стадиях жизненного цикла, в том числе с контрольно-надзорными органами
 
 
 
ПК-8.3 Имеет практический опыт: обеспечение проведения консультаций с инвесторами, консультантами и иными участниками проекта государственно-частного партнерства по вопросам их подготовки и реализации
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- права и свободы человека и гражданина;
3.1.2
- основы российской управленческой системы и законодательства;
3.1.3
- организацию судебных и иных правоприменительных и охранительных органов;
3.1.4
- нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- работать с нормативной базой российского законодательства;
3.2.2
- анализировать законодательство и практику его применения;
3.2.3
- работать с нормативно-правовой документацией;
3.2.4
- ориентироваться в специальной литературе;
3.2.5
- принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.
 
 
Оснащенность
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения способами и механизмом осуществления общегражданских и профессиональных прав и обязанностей;
3.3.2
- применения в профессиональной деятельности управленческих норм;
3.3.3
- владения методиками составления и представления нормативно-Правовое обеспечение государственного муниципального управления документации.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления

Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы государственного и муниципального управления

Совершенствование системы государственного и муниципального управления

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

18
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
3
4
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
0
 
Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления

Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы государственного и муниципального управления

Совершенствование системы государственного и муниципального управления /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

36
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
3
8
Опрос, выступление на практических занятиях. Тестирование. Работа в малых группах.
0
 
Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления

Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы государственного и муниципального управления

Совершенствование системы государственного и муниципального управления

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

54
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

36
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено УП.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Содержание понятий «управление», «социальное управление», «государственное управление», «муниципальное управление».

2. Государственное и муниципальное управление как проявление публичной власти.

3. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания. Методы и методология изучения государственного и муниципального управления.

4. Необходимость, возможность, субъект-объектные отношения и пределы государственного и муниципального управления.

5. Системный подход в государственном управлении.

6. Государственное управление как способ реализации государственной власти.

 
Оснащенность
 
7. Результативность и эффективность в государственном и муниципальном управлении.

8. Формы и методы государственного и муниципального управления

9. Территориальные уровни государственного управления. Административно-территориальное деление.

10. Институты непосредственной и представительной демократии в государственном и муниципальном управлении.

11. Конфликты в государственном и муниципальном управлении. Способы их преодоления и решения.

12. Президентская ветвь власти: Президент РФ, Администрация Президента РФ, комиссии и советы при Президенте РФ.

13. Законодательная ветвь власти: Федеральное Собрание РФ.

14. Исполнительная ветвь власти: Правительство РФ.

15. Судебная ветвь власти: высшие суды РФ.

16. Органы государственной власти субъекта РФ.

17. Государственный аппарат и органы государственного управления.

18. Структура и содержание деятельности федеральных органов государственного управления.

19. Органы государственного управления особой (специальной) компетенции.

20. Система государственного управления на уровне субъекта РФ.

21. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

22. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований.

23. Организационные основы местного самоуправления. Муниципальные органы управления.

24. Модели организации и специфика муниципального управления.

25. Решение вопросов местного значения и реализация переданных государственных полномочий в деятельности муниципальных органов власти.

26. Результаты и итоги административно-правовой реформы в Российской Фе-дерации.

27. Внедрение инновационных технологий в практику государственного управления.

28. Показатели эффективности деятельности органов государственного управления и практика их измерения.

29. Развитие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправление и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

30. Результаты и итоги муниципальной реформы в Российской Федерации.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Примерные темы эссе

1. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления как основной метод управления.

2. Правовой способ регулирования общественных отношений как форма выражения государственной воли.

3. Экономический способ регулирования государственного и муниципального управления и его эффективность.

4. Государственное и муниципальное управление в США, Германии.

5. Государственное управление в Российской империи, в СССР.

6. Властеотношения: суверенитет народа, его реализация и проблемы.

7. Конституционная ответственность государственных органов и органов местного самоуправления.

8. Сохранение суверенитета и совершенствование государственного строя России.

9. Правовое государство как основная характеристика справедливого государственного управления.

10. Сущность принципа разделения властей.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Старостина С. А.
Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
Л1.2
Иванов В. В.
Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий: Учебное пособие
Москва: ИНФРА, 2020
Электронный ресурс
 
Л1.3
Кленов С. Н., Кричинский П. Е., Новиков С. Н.
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие
М.: ИНФРА, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Еремин С.
Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: Учебное пособие
М.: Юстицинформ, 2014
Электронный ресурс
 
Л2.2
Прокофьев С. Е., Галкин А. И., Еремин С. Г., Красюкова Н. Л.
Управление государственной и муниципальной собственностью: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2020
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.2
ОС Windows 8
6.3.1.3
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
MozillaFirefox
6.3.1.8
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его 

 
Оснащенность
 
аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________