МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления
Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. юрид. наук, доц., Петров В.Р.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Правовое обеспечение государственного и муниципального управления" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Региональное и муниципальное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
овладение магистрантами теоретическими знаниями в области теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного и экологического права; формирование навыков применения норм права в профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Теория организаций и организационное поведение
Экономика общественного сектора
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика, практика по профилю профессиональной деятельности
Производственная практика, преддипломная практика
Региональное и муниципальное управление развитием территорий
Управление государственной и муниципальной собственностью
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает: этапы жизненного цикла проекта, этапы его разработки и реализации, методы разработки и управления проектами
УК-2.2 Умеет: разрабатывать проект с учетом анализа альтернативных вариантов его реализации, определять целевые этапы, основные направления работ, объяснить цели и сформулировать задачи, связанные с подготовкой и реализацией проекта, управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.3 Имеет навыки: разработки и управления проектом, оценки потребности в ресурсах и эффективности проекта
ПК-4. Способен осуществлять руководство инвестиционными и инновационными проектами с использованием современных информационных технологий
ПК-4.1 Знает: принципы, методы и инструменты проектного управления
ПК-4.2 Умеет: применять методы оценки эффективности проектов с использованием готовых алгоритмов и пакетов прикладных программ, анализировать предложения по совершенствованию проектов
ПК-4.3 Имеет практический опыт: руководства и общеорганизационной подготовки, формирования команды проекта, оценки экономической эффективности проектных решений
ПК-8. Способен обеспечить проведение консультаций по подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства
ПК-8.1 Знает: требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере государственно-частного партнерства, особенности и практика применения механизмов государственно-частного партнерства на российском и зарубежном рынках
ПК-8.2 Умеет: анализировать принципиальные технические решения и технологии, предлагаемые для реализации проекта государственно-частного партнерства, вести переговоры с потенциальными интересантами проекта государственно-частного партнерства на всех стадиях жизненного цикла, в том числе с контрольно-надзорными органами
ПК-8.3 Имеет практический опыт: обеспечение проведения консультаций с инвесторами, консультантами и иными участниками проекта государственно-частного партнерства по вопросам их подготовки и реализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- права и свободы человека и гражданина;
- основы российской управленческой системы и законодательства;
- организацию судебных и иных правоприменительных и охранительных органов;
- нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
- работать с нормативной базой российского законодательства;
- анализировать законодательство и практику его применения;
- работать с нормативно-правовой документацией;
- ориентироваться в специальной литературе;
- принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- владения способами и механизмом осуществления общегражданских и профессиональных прав и обязанностей;
- применения в профессиональной деятельности управленческих норм;
- владения методиками составления и представления нормативно-Правовое обеспечение государственного муниципального управления документации.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления
Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы государственного и муниципального управления
Совершенствование системы государственного и муниципального управления
/Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления
Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы государственного и муниципального управления
Совершенствование системы государственного и муниципального управления /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Опрос, выступление на практических занятиях. Тестирование. Работа в малых группах.
Теоретико-методологические основы государственного и муниципального управления
Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы государственного и муниципального управления
Совершенствование системы государственного и муниципального управления
/Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Содержание понятий «управление», «социальное управление», «государственное управление», «муниципальное управление».
2. Государственное и муниципальное управление как проявление публичной власти.
3. Государственное и муниципальное управление как отрасль знания. Методы и методология изучения государственного и муниципального управления.
4. Необходимость, возможность, субъект-объектные отношения и пределы государственного и муниципального управления.
5. Системный подход в государственном управлении.
6. Государственное управление как способ реализации государственной власти.
7. Результативность и эффективность в государственном и муниципальном управлении.
8. Формы и методы государственного и муниципального управления
9. Территориальные уровни государственного управления. Административно-территориальное деление.
10. Институты непосредственной и представительной демократии в государственном и муниципальном управлении.
11. Конфликты в государственном и муниципальном управлении. Способы их преодоления и решения.
12. Президентская ветвь власти: Президент РФ, Администрация Президента РФ, комиссии и советы при Президенте РФ.
13. Законодательная ветвь власти: Федеральное Собрание РФ.
14. Исполнительная ветвь власти: Правительство РФ.
15. Судебная ветвь власти: высшие суды РФ.
16. Органы государственной власти субъекта РФ.
17. Государственный аппарат и органы государственного управления.
18. Структура и содержание деятельности федеральных органов государственного управления.
19. Органы государственного управления особой (специальной) компетенции.
20. Система государственного управления на уровне субъекта РФ.
21. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
22. Территориальные основы местного самоуправления. Виды муниципальных образований.
23. Организационные основы местного самоуправления. Муниципальные органы управления.
24. Модели организации и специфика муниципального управления.
25. Решение вопросов местного значения и реализация переданных государственных полномочий в деятельности муниципальных органов власти.
26. Результаты и итоги административно-правовой реформы в Российской Фе-дерации.
27. Внедрение инновационных технологий в практику государственного управления.
28. Показатели эффективности деятельности органов государственного управления и практика их измерения.
29. Развитие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправление и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
30. Результаты и итоги муниципальной реформы в Российской Федерации.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Примерные темы эссе
1. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления как основной метод управления.
2. Правовой способ регулирования общественных отношений как форма выражения государственной воли.
3. Экономический способ регулирования государственного и муниципального управления и его эффективность.
4. Государственное и муниципальное управление в США, Германии.
5. Государственное управление в Российской империи, в СССР.
6. Властеотношения: суверенитет народа, его реализация и проблемы.
7. Конституционная ответственность государственных органов и органов местного самоуправления.
8. Сохранение суверенитета и совершенствование государственного строя России.
9. Правовое государство как основная характеристика справедливого государственного управления.
10. Сущность принципа разделения властей.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник
Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий: Учебное пособие
Кленов С. Н., Кричинский П. Е., Новиков С. Н.
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: Учебное пособие
Прокофьев С. Е., Галкин А. И., Еремин С. Г., Красюкова Н. Л.
Управление государственной и муниципальной собственностью: учебник и практикум для вузов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________