МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Бухгалтерского учета, анализа и аудита
Проректор по учебной
и научной работе
Современные информационно-аналитические технологии в управлении
Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Современные информационно-аналитические технологии в управлении" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Иванов Е.А.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у магистрантов качественных профессиональных знаний, к эффективному использованию современных компьютерных средств в области технологических и прикладных аспектов применения информационных систем и технологий в экономике для решения задач как в процессе обучения в вузе, так и в последующей профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Институциональная экономика
Теория организаций и организационное поведение
Учебная практика, ознакомительная практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Конъюнктурный анализ и портфельный менеджмент
Современный стратегический анализ в агропромышленном комплексе
Стратегическое управление инфраструктурой корпорации
Управление корпоративными финансами
Экономика предприятия (продвинутый уровень)
Организация и управление бизнес-процессами
Производственная практика, практика по профилю профессиональной деятельности
Производственная практика, преддипломная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает: методы системного и критического анализа; методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации
УК-1.2 Умеет: применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций, разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации
УК-1.3 Имеет навыки: критического анализа проблемных ситуаций, определения способов достижения целей, разработки стратегий действий
ОПК-2. Способен применять современные техники и методики сбора данных, продвинутые методы их обработки и анализа, в том числе использовать интеллектуальные информационно-аналитические системы, при решении управленческих и исследовательских задач;
ОПК-2.1 Знает: современные техники и методики сбора данных, продвинутые методы их обработки и анализа, интеллектуальные информационно-аналитические системы
ОПК-2.2 Умеет: выбрать соответствующий содержанию управленческих и исследовательских задач инструментарий сбора обработки данных
ОПК-2.3 Имеет практический опыт: применения современных техник и методик сбора данных, продвинутых методов их обработки и анализа, в том числе использования интеллектуальных информационно-аналитических систем при решении управленческих и исследовательских задач
ПК-5. Способен осуществлять руководство бизнес-анализом и изменениями в организации
ПК-5.1 Знает: методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа
ПК-5.2 Умеет: анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа
ПК-5.3 Имеет практический опыт: выявления, анализа и оценки несоответствия между параметрами текущего и будущего состояний организации, оценки ее бизнес-возможностей организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- методы системного и критического анализа; методики разработки стратегии действий для выявления и решения проблемной ситуации;
- современные техники и методики сбора данных, продвинутые методы их обработки и анализа, интеллектуальные информационно-аналитические системы;
- экономико-математические и компьютерные модели производственно-коммерческих процессов жизненного цикла продукции, современные программно-информационные системы управления производством и организацией в целом.
- применять методы системного подхода и критического анализа проблемных ситуаций, разрабатывать стратегию действий, принимать конкретные решения для ее реализации;
- выбрать соответствующий содержанию управленческих и исследовательских задач инструментарий сбора обработки данных;
- анализировать показатели экономической эффективности деятельности, выявлять резервы повышения уровня технико-технологической подготовки производства, сокращения расходов сырья, материалов, затрат труда, улучшения качества продукции, работ (услуг) и роста производительности труда.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- критического анализа проблемных ситуаций, определения способов достижения целей, разработки стратегий действий;
- применения современных техник и методик сбора данных, продвинутых методов их обработки и анализа, в том числе использования интеллектуальных информационно-аналитических систем при решении управленческих и исследовательских задач;
- организации сбора технико-экономической информации о состоянии и динамике внешней и внутренней среды организации с целью принятия оптимальных управленческих решений.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Базовые технологии информационной поддержки управления
Информационные ресурсы и информационные технологии /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Информационные ресурсы и информационные технологии /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Цикл управления и информационное обеспечение /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Цикл управления и информационное обеспечение /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Источники и интерпретация данных при принятии решений /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Источники и интерпретация данных при принятии решений /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Источники и интерпретация данных при принятии решений /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Раздел 2. Прикладные технологии информационной поддержки управления
Понятие бизнес-процесса АПК и его показатели /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Понятие бизнес-процесса АПК и его показатели /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Карта бизнес-процесса и инструменты его моделирования /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Карта бизнес-процесса и инструменты его моделирования /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Ввод и хранение данных в системе «1С: Предприятие» /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Ввод и хранение данных в системе «1С: Предприятие» /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Ввод и хранение данных в системе «1С: Предприятие» /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Интерфейсные элементы системы «1С: Предприятие» /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Интерфейсные элементы системы «1С: Предприятие» /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Интерфейсные элементы системы «1С: Предприятие» /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Справочники и регистры системы «1С: Предприятие» /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Справочники и регистры системы «1С: Предприятие» /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Справочники и регистры системы «1С: Предприятие» /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Инструменты защиты данных системы «1С: Предприятие» /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Инструменты защиты данных системы «1С: Предприятие» /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Инструменты защиты данных системы «1С: Предприятие» /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
«Облачные» информационные технологии /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
«Облачные» информационные технологии /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Зачёт учебным планом не предусмотрен
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие, цель и задачи бизнес-процессов.
2. Элементы бизнес-процесса.
3. Этапы бизнес-процесса.
4. Понятие оптимизации, управления и реинжениринга бизнес-процессов.
5. Понятие функционального подхода в управлении.
6. Понятие процессного подхода в управлении.
7. Сходства и различия функционального и процессного подходов в управлении.
8. Преимущества и недостатки процессного подхода в управлении.
9. Преимущества и недостатки функционального подхода в управлении.
10. Понятие, роль и функции владельца бизнес-процесса.
11. Понятие, функции и роль участника бизнес-процесса.
12. Понятие, роль и функции менеджера бизнес-процесса.
13. Модели автоматизации бизнес-процессов.
14. Программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов.
15. Понятие, возможности и преимущества программы «1С: Предприятие».
16. Структура программы «1С: Предприятие».
17. Технологическая платформа программы «1С: Предприятие».
18. Информационная база программы «1С: Предприятие».
19. Варианты ввода данных в программу «1С: Предприятие».
20. Способы хранения данных в программе «1С: Предприятие».
21. Структура интерфейса программы «1С: Предприятие».
22. Интерфейсные элементы программы «1С: Предприятие».
23. Варианты организации интерфейса в программе «1С: Предприятие».
24. Панель навигации программы «1С: Предприятие».
25. Справочники в программе «1С: Предприятие».
26. Регистры в программе «1С: Предприятие».
27. Назначение регламентированных отчетов в программе «1С: Предприятие».
28. Порядок создания регламентированных отчетов и настройки их форм в программе «1С: Предприятие».
29. Использование «облачных» информационных технологий в программе «1С: Предприятие».
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Курсовая работа не предусмотрена в учебном плане
Темы докладов
1. Что является объектом изучения информатики как научного направления?
2. Чем вызвано появление и развитие информатики?
3. В чем состоит специфика организационно-экономического управления?
4. Назовите критерии классификации систем.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
5. В чем проявляется различие между понятием размерности системы и ее сложности?
6. Что понимается под управлением?
7. Почему проблемы управления и систем рассматриваются комплексно?
8. Какие функции присущи системам организационно-экономического управления?
9. В чем состоят принципиальные различия между информацией и данными?
10. Раскройте особенности подходов, с которых рассматривается информация в процессах управления объектами.
11. Для решения каких задач используется инструмент Поиск решения?
12. Как добавить инструмент Поиск решения на ленту ДАННЫЕ?
13. Как выбираются и задаются ограничения в инструменте Поиск решения?
14. Какого типа задачи могут быть решены с помощью линейного программирования?
15. Что понимается под оптимальным решением?
16. Что такое целевая функция?
17. Опишите процесс решения задачи оптимизации средствами MS Excel.
18. В чем отличие функций минимизации и максимизации при их задании в Поиске решения MS Excel?
19. Опишите процесс формирования системы ограничений при решении задач оптимизации.
20. Что называют случайной величиной?
21. Что такое денежный поток?
22. Из чего складываются положительный и отрицательный денежные потоки?
23. Какие существуют схемы начисления процентов? В чем разница между ними?
24. Приведите формулы для начисления сложных и простых процентов.
25. Что такое процентная ставка?
26. Дайте определения номинальной и эффективной процентным ставкам.
27. Какие функции предлагает Excel для расчета номинальной и эффективной процентной ставки? Объясните назначение параметров указанных функций.
28. Что такое наращение и дисконтирование?
29. Какие функции предлагает Excel для расчета наращенной и первоначальной суммы инвестиции? Объясните назначение параметров указанных функций.
30. Что такое непрерывное начисление процентов и в каких случаях оно применяется? Приведите формулу.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Коноплева И. А., Коноплева В. С.
Информационные системы в экономике: учебное пособие
Баронов В. В., Калянов Г. Н., Попов Ю. Н., Титовский И. Н.
Информационные технологии и управление предприятием: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие
Кемерово: Кузбасская ГСХА, 2019
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный (15 шт.), стол компьютерный для преподавателя (1 шт.), стул офисный ISO (15 шт.), компьютер Intel G3260 3.3GHz 3M/iH81/4Gb/500Gb/450W/ Kb/Ms/Mon 18.5" (15 шт.), проектор BENQ MX 507 черный (1 шт.), экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), интернет камера Logitech HD Pro Webcam C920 (2 шт.), огнетушитель ОУ – «3» (1 шт.), подставка для огнетушителя (1 шт.)
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), стол компьютерный темный (14 шт.), стол 2-х тумбовый (2 шт.), стул п\м (1 шт.), стул п/м на металлокаркасе черный (23 шт.), стул "полумягкий «Изо" (зел.) (1 шт.), шкаф книжный с полками (1 шт.), компьютер с ПО и с монитором LG AMD ATHLON II X2 (12 шт.), монитор Асер AL 1716FS 17 TFT (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), экран с электроприводом CEHA EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), огнетушитель ОУ – «3» (1 шт.), подставка для огнетушителя (1 шт.)
Стол (21 шт.), стул (41 шт.), моноблок Aser (1 шт.), Интерактивный комплекс TeachTouch (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.).
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Работа по подготовке к практическим занятиям и активное в них участие – одна из форм изучения программного материала курса «Современные информационно-аналитические технологии в управлении». Она направлена на подготовку магистрантов по направлению Менеджмент, способных оценить финансовое состояние организации, составить заключение и рекомендации. Подготовку к занятиям следует начинать с внимательного изучения соответствующих разделов учебных пособий и учебников, далее - следует изучать специальную литературу и источники, работать с таблицами, схемами, написать доклад, если студент получил такое задание. Готовясь к занятиям и принимая активное участие в их работе студент проходит школу работы над источниками и литературой, получает навыки самостоятельной работы над письменным и устным сообщением (докладом), учится участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, формулировать и аргументировать выводы. Форма практических занятий во многом определяется его темой. Практика показывает, что основные формы занятий следующие: работа за компьютером в виде выполнения задания по
проведению тематического анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. В планы практических занятий включены основные вопросы общего курса. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________