(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. НТП и технологические уклады.
3. Понятие инновации, ее черты.
4. Виды инноваций, их характеристика.
5. Жизненный цикл инновации.
6. Инновационный процесс, характеристика стадий.
7. Инновационная деятельность: субъекты, объект, ресурсы.
8. Факторы инновационной восприимчивости организаций.
9. Инновационная сфера, ее элементы.
10. Характеристика рынка новшеств.
11. Интеллектуальный продукт, особенности и виды.
12. Рынок инноваций, его особенности.
13. Рынок инвестиций, формы и источники инвестиций инновационной деятельности.
14. Понятие и типы инновационных организаций.
15. Организационные формы инновационных организаций.
16. Факторы внешней среды инновационной деятельности организаций.
17. Факторы внутренней среды инновационной деятельности организаций.
18. Сущность и виды инновационной инфраструктуры.
19. Понятие и особенности венчурного бизнеса.
20. Модели управления инновационным процессом.
21. Модели отбора инновационных идей и принятия решений об инновациях.
22. Сущность инновационного менеджмента, его функции.
23. Особенности стратегического и оперативного инновационного менеджмента.
24. Этапы инновационного менеджмента.
25. Инновационный проект, его особенности и требования к составлению.
26. Инновационная программа, ее содержание.
27. Методология управления проектами.
28. Этапы процесса управления инновационными проектами.
29. Система показателей оценки эффективности инновационной деятельности.
30. Оценка эффективности инновационного проекта.
31. Основные принципы анализа инновационной деятельности.
32. Методы поиска новых идей, их характеристика.
33. Характеристика приемов инновационного менеджмента.
34. Инжиниринг и реинжиниринг инноваций.
35. Бенчмаркинг, методика проведения.
36. Брэнд-стратегия инноваций.
37. Методы прогнозирования инноваций и их классификация.
38. Экспертные методы в оценке инновационных проектов.
39. Экспертиза инновационных проектов: сущность, методы, этапы.
40. Риски в инновационной деятельности, их виды.
41. Методы анализа рисков в инновационной деятельности.
42. Методы управления рисками в инновационной деятельности.
43. Роль и место современных информационных технологий в инновационном менеджменте.
44. Роль государства в регулировании инновационной деятельности.
45. Законодательная и нормативная база инновационной деятельности в РФ.
46. Формы государственного влияния на инновационную деятельность.
47. Методы государственного воздействия и создания благоприятной среды инновационной деятельности.
48. Финансовое обеспечение инновационной деятельности.
49. Государственная система научно-технической информации в инновационной деятельности.
50. Государственно-частное партнерство в инновационной деятельности.
51. Особенности бюджетного финансирования инновационной деятельности.
52. Государственная инновационная политика.
1. Современные тенденции развития наукоемких экономик и отдельных субъектов социально-экономических систем
2. Особенности современного состояния России и роль инновационной деятельности на пути преодоления социально-экономического кризиса
3. Типы организационных структур инновационных предприятий в современной России
5. Технопарковые структуры организации инновационной деятельности
5. Бюджетные ассигнования инноваций
6. Финансовый лизинг
7. Венчурное финансирование инновационной деятельности
8. Интеллектуальная собственность и инновационное предпринимательство
9. Стратегия инновационного развития и экономическая безопасность России
10. Особенности организационных форм инновационной деятельности
11. Правовое и нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности
12. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технологического уровня производства
13. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в инновационной сфере
14. Риски в инновационной системе предприятия
15. Венчурный бизнес в России и за рубежом
16. Роль государственно-частного партнерства в становлении инновационной экономики
17. Проблемы прогнозирования социальных и экологических последствий инноваций
18. Научно-техническая база инновационного развития РФ
19. Роль ФПГ в финансировании инноваций в отечественной экономике
20. Государственные корпорации в экономике современной России
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Инновационный климат и потенциал предприятия
2. Стимулирование инновационных разработок
3. Управление исследовательскими организациями и механизм его совершенствования
4. Инновационная организация
5. Особенности деятельности венчурных фондов в России.
6. Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации
7. Инновации и инновационная деятельность за рубежом
8. Высокие технологии и их роль в развитии экономики России
9. Венчурные фонды, функционирующие на территории Российской Федерации
10. Инновационный проект компании
11. Информационное обеспечение инновационного менеджмента
12. Коммуникации в сфере инноваций
13. Функции и методы инновационного менеджмента
14. Понятие инновационных рисков
15. Инновационный менеджмент как система управления инновациями и инновационным процессом
Опрос 1
Вопросы на проверку знаний
1. Инноватика как наука.
2. Инновация, ее сущность.
3. Инновационная деятельность: субъект, цель, ресурсы, средства.
4. Жизненный цикл инновации.
5. Инновационный лаг. Инновационный процесс.
6. Нововведения как объект управления.
7. Концепции циклического развития экономики.
8. Большие волны Н. Кондратьева. Теории Й. Шумпетера, С. Кузнеца.
9. Инновационные организации: научные парки, инкубаторы бизнеса, инновационные центры, консорциумы, технопарки, технополисы.
10. Венчурные предприятия.
11. Отечественный опыт и перспективы развития инновационных организаций в России.
Вопросы на проверку понимания
1. Опишите варианты классификации инноваций
2. Каковы характеристики инноваций различной степени радикальности?
3. Охарактеризуйте этапы жизненного цикла инновационной продукции
4. Опишите основные аспекты управления развитием
5. Опишите общую динамику научных революций
7. Дайте общую характеристику организационных форм инновационного менеджмента
8. Охарактеризуйте технопарки как межфирменную организационную форму инновационного развития
9. Охарактеризуйте венчурные компании как формы инновационного развития
Опрос 2
Вопросы на проверку знаний
1. Стадии становления инновационного менеджмента
2. Возникновение, становление инновационного менеджмента в мире и в России.
3. Этапы инновационного менеджмента: определение целей, выбор стратегии.
4. Определение приемов управления инновациями.
5. Разработка программы управления инновацией.
6. Организация работ по выполнению программы.
7. Контроль за выполнением программы.
8. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.
9. Корректировка приемов управления инновацией.
Вопросы на проверку понимания
1. Какова история возникновения инновационного менеджмента?
2. В чем заключается сущность инноваций и инновационной деятельности?
3. Назовите типы и виды инноваций
4. Как осуществляется изменение инновационной активности?
5. Опишите развитие инновационного менеджмента в 2010 – 2020-е гг.
6. Охарактеризуйте передовой опыт управления инновационной деятельностью
7. Перечислите основные варианты прямого и косвенного государственного воздействия на развитие инновационной деятельности
8. Каковы основные характеристики развития региональной инновационной системы?
9. Какие политические, правовые и экономические аспекты влияют на формирование и развитие региональной инновационной системы?
Опрос 3
Вопросы на проверку знаний
1. Инновационный проект как форма целевого управления инновационной деятельностью.
2. Инновационная программа как комплекс инновационных проектов.
3. Жизненный цикл проекта.
4. Этапы управления проектом.
5. Основные функции управления проектами.
6. Система показателей эффективности инновационной деятельности.
7. Организация анализа эффективности инновационной деятельности.
8. Эффективность инновационного проекта.
9. Критерии отбора проектов.
10. Факторы неопределенности и риска в инновационном менеджменте.
11. Классификация рисков.
12. Методы анализа рисков.
13. Методы управления риском в инновационном менеджменте.
14. Применение современных информационных технологий при анализе и управлении рисками в инновационном менеджменте.
Вопросы на проверку понимания
1. Перечислите основные виды проектов и программ
2. Охарактеризуйте инновационную политику как основу разработки программ и проектов нововведений
3. Охарактеризуйте методическую базу разработки инновационных проектов и программ
4. Какова типовая схема разработки инновационных проектов?
5. В чем состоит суть моделирования процессов внедрения инноваций в инновационные мультипроекты?
6. Каков механизм управления качеством инновационных проектов создания и развития бизнес – инкубаторов на тактическом уровне?
7. Охарактеризуйте механизм управления качеством инновационных проектов создания и развития бизнес – инкубаторов на стратегическом уровне
8. Охарактеризуйте риски в инновационном менеджменте.
Система знаний по дисциплине «Инновационный менеджмент в АПК» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
5) при возникающих затруднениях при освоении данной дисциплины, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются студенты испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет в дистанционной образовательной среде.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году