(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Традиционный институционализм: основные предпосылки и место в экономическом анализе
3. Основные направления традиционного институционализма
4. Неоинституционализм: основные предпосылки и направления анализа
5. Ограниченная рациональность, рутины и правила
6. Коллективные действия, их особенности
7. Индивидуальные и коллективные решения
8. Проблема безбилетника и проблема коллективных действий
9. Институты: понятие и функции
10. Виды институтов, их соотношение между собой
11. Институциональная структура экономики
12. Система общественного контроля. Механизмы принуждения к исполнению правил
13. Основные понятия теории игр. Виды игр.
14. Особенности моделирования взаимодействия экономических агентов в условиях ограниченной рациональности
15. Трансакции: понятие и основные подходы
16. Виды трансакций
17. Трансакционные издержки: содержание и экономическое значение
18. Виды трансакционных издержек и средства их оптимизации
19. Оппортунистическое поведение: содержание и основные формы
20. Проблема количественной оценки трансакционных издержек
21. Внешние эффекты и теорема Коуза
23. Теории собственности
24. Спецификация прав собственности и их размывание
25. Альтернативные режимы собственности: коммунальная, государственная, частная
26. Частная и государственная собственность как основные режимы прав собственности с современной экономике: сравнительные преимущества и ограничения
27. Общедоступная собственность и проблема чрезмерной эксплуатации ресурсов
28. Контракты: сущность и типы
29. Роль правовой системы в защите контрактов
30. Сравнительная характеристика классического, неоклассического и отношенческого контракта
31. Теория агентских отношений: концептуальные подходы и содержание
32. Концепция самовыполняющегося контракта
33. Неоклассическая теория неполных контрактов
34. Трансакционная теория неполных контрактов
35. Механизмы санкционирования контрактов
36. Специфичность ресурсов, синергетические эффекты, присвоение квазиренты и вымогательство
37. Неблагоприятный отбор и методы его предотвращения
38. Моральный риск и методы его предотвращения
39. Роль доверия в контрактных отношениях
40. Рынок как институциональное соглашение
41. Фирма как институциональное соглашение
42. Коуз о причинах возникновения фирмы и ее границах
43. Теория фирмы Алчиана и Демсеца
44. Теория фирмы Гроссмана и Харта
45. Природа иерархии, основные проблемы
46. Сеть как механизм координации
47. Уильямсон о границах вертикальной интеграции
48. Взаимоотношение институциональных соглашений: рынок, фирма, гибрид
49. Анализ организационно-правовых форм бизнеса с точки зрения теории собственности
50. Внелегальная экономика, сущность и природа
51. Методы измерения теневой экономики
52. Государство как экономическая организация
53. Теоретические модели государства
54. Группы специальных интересов и проблемы рентоорентированного поведения
55. Теоретические модели институциональных изменений
56. Источники и механизмы институциональных изменений
57. Институциональный анализ, его типы
58. Процедуры институционального анализа
59. Альтернативные институты регулирования рынка
60. Институциональные альтернативы регулирования монополий
1. Институты рыночной и командной экономики.
2. Рациональность и ее типы.
3. Институциональная структура общества.
4. Привычки, рутины и их связь с институтами.
5. Институты и экономический рост
6. Провалы государства и возможность их исправления.
7. Автократические и демократические модели государства с точки зрения институционального подхода.
8. Цели, функции, средства институциональной политики.
9. Сущность, типы и факторы институциональных изменений.
10. Права собственности и проблема приватизации.
11. Проблема принципала–агента и ее роль в теории фирмы и в теории государства.
12. Возникновение прав собственности.
13. Индивидуализм и холизм в экономической теории.
14. Модель человека в институциональной экономике.
15. Институциональные аспекты рынка труда.
16. Сущность и функции институтов в различных направлениях современного институционализма.
17. Теория игр и институты.
18. Теорема Коуза, ее критика и роль в экономической науке.
19. Трансакционные издержки и их измерение.
20. Институциональный анализ коррупции.
21. Неполные контракты и теория фирмы.
22. Эволюционная теория фирмы и теория трансакционных издержек: общность и различия.
24. Институциональные особенности современной корпорации.
25. Институциональные особенности аграрного сектора.
26. Контрактные отношения малого и крупного бизнеса.
27. Институциональное устройство СССР.
28. Революционный характер институциональных изменений в переходной экономике России и их последствия для общества.
29. Трансформация формальных институтов в России в 90-е годы.
30. Трансформация неформальных институтов в России в 90-е годы.
31. «Импортные» институты в российской экономике и праве.
32. Институциональные ловушки в российской экономике.
33. Основные черты современного институционального пространства: новые возможности и новые ограничения.
34. Поведение домохозяйств в новом институциональном пространстве.
35. Роль государства в институциональных преобразованиях современной России.
36. Теория «оседлого бандита» М. Олсона и ее реализация в России.
37. Контрактная система в переходной экономике России.
38. Трансакционные издержки в России.
39. Распределение и перераспределение прав собственности в России.
40. Российская приватизация в свете теоремы Коуза.
41. Эволюция собственности в постсоветский период.
42. Институциональные особенности аграрного сектора.
43. Институт корпоративной культуры в России.
44. Траектория развития современных российских фирм.
45. Проблема принципала-агента и ее решение на российских предприятиях.
46. Какие современные институты формируют завтрашний мир (на примере России).
47. Модернизация системы образования России с точки зрения институционалистов.
48. Роль института доверия в сберегательных и инвестиционных операциях.
49. Становление гражданского общества в России: институциональная перспектива.
50. Цена легальности и нелегальности в современной экономике России.
51. Теневая экономика в России, тенденции развития.
52. Развитие института коррупции в России.
53. Мафия как особый тип поведения и властных отношений в России.
54. Устойчивые неформальные институты в современной российской экономике.
55. Институциональный анализ: сущность и технология
56. Коллективные действия и регулирования механизма координации
57. Альтернативные институты стимулирования производства интеллектуальной деятельности
58. Институциональные альтернативы регулирования рынка
59. Институциональные альтернативы регулирования монополий
60. Иерархические структуры управления
Система знаний по дисциплине «Институциональная экономика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются практические ситуации, тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Институциональная экономика», проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются студенты испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году