МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Семенова А.Н.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Руководство и лидерство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у студентов комплекса профессиональных навыков управления личностным ростом и лидерства, а также развитие управленческих компетенций.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Кадровая политика и кадровый аудит
Политика и стратегия управления персоналом
Управление корпорациями и стратегическое планирование развития бизнеса
Производственная практика, преддипломная практика
Управление изменениями (продвинутый уровень)
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает: методики формирования команд, методы эффективного руководства коллективами, основные теории лидерства и стили руководства
УК-3.2 Умеет: разрабатывать план групповых и организационных коммуникаций при подготовке и выполнении проекта, сформулировать задачи членам команды для достижения поставленной цели, применять эффективные стратегии руководства командой для достижения поставленной цели
УК-3.3 Имеет навыки: организации межличностных, групповых и организационных коммуникаций в команде для достижения поставленной цели
ПК-3. Способен осуществлять руководство коллективом и обеспечивать условия для его эффективной деятельности
ПК-3.1 Знает: современные принципы управления коллективом, правила и нормы охрана труда, методы определения экономической эффективности внедрения инновационных технологий организации труда
ПК-3.2 Умеет: руководить службами и подразделениями организации
ПК-3.3 Имеет практический опыт: организации командной работы коллектива для решения экономических задач и руководства им
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- теоретические основы личностного роста и современные технологии управления;
- основные концепции менеджмента в ХХI веке;
- современные подходы к управлению, планированию, деловому контролю на предприятиях сервиса;
- современный инструментарий для выработки качеств эффективного руководителя.
- раскрывать взаимосвязи лидерства и руководства;
- использовать основные техники планирования (SWOT-анализ, целеполагание, метод постановки целей SMART, хронометраж, делегирование);
- осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями;
- определять основные концепции делового контроля;
- разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности предприятий сервиса в туризме;
- проводить диагностику проблем в управлении органа публичной власти;
- самостоятельно выбирать способы управления, а также анализировать и применять различные алгоритмы принятия решений;
- находить наиболее оптимальные решения как типовых, так и нестандартных проблем управления, учитывать реальные условия, в которых принимается решение (техника решений проблем);
- использовать основные положения теории системного, процессного и ситуационного подходов к исследованию проблем менеджмента.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- использования современных источников информации в области личностного роста;
- эффективного влияния лидера (умения работать в команде);
- компетенции «Планирование»;
- планирования и организации работы предприятий сервиса;
- современного инструментария менеджмента для анализа и решения проблем управления предприятиями сервиса.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лидерство и руководство. Управление личной эффективностью /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Лидерство и руководство. Управление личной эффективностью /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Лидерство и руководство. Управление личной эффективностью /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Управленческая компетенция «Планирование» /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Управленческая компетенция «Планирование» /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Управленческая компетенция «Планирование» /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Деловой контроль в управлении /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Деловой контроль в управлении /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Деловой контроль в управлении /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Способы управления личностным ростом /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Способы управления личностным ростом /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Способы управления личностным ростом /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Коучинг и самокоучинг /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Коучинг и самокоучинг /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Коучинг и самокоучинг /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Лидерство как социальная характеристика современной личности
2. Понятие лидерства в теориях менеджмента
3. Социальные характеристики черт и проявлений лидеров
4. Типология лидерства
5. Понятие о стилях лидерства: основные классификации
6. Лидерство и руководство в современном обществе
7. Общие подходы к типологизации лидерства
8. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование стиля и типа лидерства
9. Теории лидерства
10. Взаимодействие в группе и коллективе: проблема организационного поведения лидера
11. Понятие ситуационного и адаптивного лидерства: специфика современного содержания
12. Профессионализм и личностные характеристики лидера
13. Личностный ресурс современного лидера и руководителя
14. Гендерный аспект социального лидерства
15. Проблема формирования лидерства на предприятиях сервиса в туризме
16. Основные типы компетенций лидера
17. Этика лидера: особенности формирования и реализации
18. Понятие о современной технологии лидерства
19. Теории формирования команд
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Каковы основные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства?
2. Особенности проявления лидерства и руководства в образовательной организации.
3. В каких организационных ситуациях наиболее ярко проявляется феномен лидерства?
4. Основные теории лидерства, их суть и характеристика.
5. Какие факторы оказывают влияние на осуществление лидерской роли?
6. Какие существуют типы лидерства по масштабу решаемых задач? Как они характеризуются?
7. Понятие стиля лидерства (руководства).
8. Основания для классификации стилей руководства.
9. Каковы критерии и факторы эффективности стиля руководства?
10. Группы и команды в образовательном учреждении.
11. Преимущества и вызовы командного способа принятия решений.
12. Каковы основания для формирования команд?
13. Лидерство в группе, команде.
14. Ролевой подход к формированию команды.
15. Этапы формирования и развития команды, их характеристики.
16. Каковы особенности формирования команд в образовательной организации?
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Темы рефератов (научных докладов)
1. Лидерство в управлении.
2. Стили лидерства.
3. Лидер и его качества.
4. Лидерство и руководство в организации.
5. Стили руководства.
6. Деловые и личные качества руководителя.
7. Теории лидерства.
8. Ситуационные подходы к эффективному руководству.
9. Управления конфликтами.
10. Организационная культура.
11. Политическое лидерство.
12. Управление личной эффективность. руководителя.
13. Управление личной эффективностью лидера.
14. Лидерство и руководство в малых группах.
15. Руководство и лидерство. Лидерские позиции.
16. Оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей.
17. Планирование – важнейшая составная часть современной экономической науки.
18. Планирование – средство установления целей и задач бизнеса.
19. Виды и формы планирования.
20. Структурная схема планирования.
21. Стратегическое планирование.
22. Оперативное планирование.
23. Оценка сильных и слабых сторон фирмы методом SWOT-анализа.
24. SMART-цели или условия постановки цели.
25. Внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.
26. Решение управленческий задач.
27. Социально-психологический климат коллектива.
28. Стимулирование труда управленческого персонала.
29. Психология успеха.
30. Теория управления.
31. Управление конфликтами в организации.
32. Управление персоналом.
33. Конфликты и способы их разрешения.
34. Различные виды и формы контроля.
35. Контроль в менеджменте.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Лидерство: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Муниципальное управление и местное самоуправление : учебник / под ред. И.А. Алексеева: Учебник
Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий: Учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (12 шт.), стулья (24 шт.), стул преподавателя (1 шт.), Белая лаковаяя магнитно-маркерная доска (1 шт.)
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), парта 4-хместная со скамейкой (9 шт.), стулья (12 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Руководство и лидерство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу.Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________