МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Профессиональные ценности и этика менеджера
Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., М.С. Абросимова
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Профессиональные ценности и этика менеджера" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое и корпоративное управление, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Абросимова М.С.
Председатель методической комиссии факультета Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
выработка у будущих специалистов целостного представления об этике бизнеса, как одной из современных областей науки и составляющих профессиональной этики, подготовка их к принятию решений в деловой жизни на основании здравого смысла и совести.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Кадровая политика и кадровый аудит
Политика и стратегия управления персоналом
Производственная практика, преддипломная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур, особенности межкультурного разнообразия общества, правила и технологии эффективного межкультурного взаимодействия
УК-5.2 Умеет: понимать и толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества, анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.3 Имеет навыки: эффективного межкультурного взаимодействия
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.1 Знает: методики самооценки, самоконтроля и саморазвития с использованием подходов здоровьесбережения
УК-6.2 Умеет: решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля и методики, позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
УК-6.3 Имеет навыки: управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ПК-3. Способен осуществлять руководство коллективом и обеспечивать условия для его эффективной деятельности
ПК-3.1 Знает: современные принципы управления коллективом, правила и нормы охрана труда, методы определения экономической эффективности внедрения инновационных технологий организации труда
ПК-3.2 Умеет: руководить службами и подразделениями организации
ПК-3.3 Имеет практический опыт: организации командной работы коллектива для решения экономических задач и руководства им
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- системную природу и свойства этики как большой сложной живой природы;
- деструктивные формы трудового поведения;
- типы деловых отношений и коммуникаций в организациях;
- понятие и формы деловых коммуникаций и их этическое содержание в малой группе, в рабочей команде;
- типологию трудового поведения людей;
- основы управленческой этики;
- наличие национальных особенностей в деловой этике.
- учитывать влияние человеческого фактора на восприятие, трансформацию и интерпретацию этических систем, на этические идеалы, их усвоение и применение;
- определять этические критерии принятия решения;
- определять стратегию делового взаимодействия с учетом этической системы каждой их сторон и собственной самооценки;
- определять роли работников в организации и обеспечивать условия для их эффективной деятельности;
- определять тип трудового поведения человека и обеспечивать условия для эффективной деятельности сотрудника;
- определять степень этичности деловых партнеров.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- на основе методов распознавания элементов этических норм;
- системно подходить к решению проблем в процессе межкультурного взаимодействия;
- общаться на основе высоких моральных принципов и критериев гуманизма;
- этично критиковать сотрудника и выносить ему порицание;
- управления людьми на основе социально – психологических методов, включая этические нормы и правила.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Этика управления как прикладное знание и гуманитарная технология профессиональной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этика управления как прикладное знание и гуманитарная технология профессиональной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этика управления как прикладное знание и гуманитарная технология профессиональной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Этика принятия решений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этика принятия решений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этика принятия решений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Этика ответственности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этика ответственности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этика ответственности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Этика организационной культуры /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этика организационной культуры /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этика организационной культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Этический кодекс организации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этический кодекс организации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Этический кодекс организации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Этический минимум для менеджера
2. Прикладная этика как гуманитарная технология
3. Основные этические направления
4. Этика древнего мира
5. Этика средневековья
6. Этика нового времени
7. Постклассическая этика
8. Эволюция нравственной мысли России
9. Общие проблемы нравственной теории
10. Формы общественного сознания
11. Этика в системе ресурсов эффективного управления
12. Гуманитарные технологии принятия решений
13. Управленческая ситуация как метод принятия решений
14. Культура принятия решений
15. Этика решений эффективного лидера
16. Этика профессиональной ответственности менеджера
17. Формирование корпоративной социальной ответственности средствами образования
18. Этика и этапы жизненного цикла организации
19. Ресурсы повышения ответственности организации
20. Этические модели организационной культуры
21. Этика работы в коллективе
22. Этика и творчества в работе менеджера
23. Роль лидерства в развитии организационной культуры
24. Этические ценности организационной культуры
25. Нововведения как объект этической регуляции
26. Образовательная программа как инструмент инноваций и объект этики управления
27. Этика управления проектной деятельностью
28. Этические кодексы
29. Корпоративный кодекс этики
30. Технологии разработки и внедрения этического кодекса
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Тематика рефератов
1. Сущность и содержание этики бизнеса.
2. Основные принципы этики деловых отношений.
3. Этические проблемы деловых отношений.
4. Виды и особенности профессиональной этики.
5. Этические нормы деловых отношений в дореволюционной России.
6. Общая характеристика современной российской деловой культуры.
7. Основные принципы этики деловых отношений.
8. Этические проблемы деловых отношений.
9. Виды и особенности профессиональной этики.
10. Этические нормы деловых отношений в дореволюционной России.
11. Универсальная этика как основа этики бизнеса.
12. Социальная ответственность организации перед обществом.
13. М. Вебер и его работа «Протестантская этика и дух капитализма».
14. Идеи конфуцианства в бизнесе.
15. Старообрядческий тип хозяйствования и этика.
16. Религия и бизнес.
17. Корпоративная культура и ее основные функции.
18. Этический кодекс организации.
19. Проблемы субординации в деловом общении.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
20. Взаимоотношения корпораций: партнерство и конкуренция.
21. Особенности делового общения с иностранными партнерами.
22. Коммуникативная культура в деловом общении.
23. Этика делового общения.
24. Этикет и имидж делового человека.
25. Этика и этикет деловых переговоров.
26. Тактические приемы ведения переговоров.
27. Конфликтные ситуации в ходе деловых переговоров.
28. Основные правила этикета делового человека.
29. Этикет приветствий и представлений.
30. Визитная карточка: виды и функции.
31. Этикет приветствия и представления.
32. Внешний облик делового человека.
33. Этикет делового приема.
34. Сувениры и подарки в деловой жизни.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Этика деловых отношений: учебник
Мишаткина Т. В., Яскевич Я. С.
6.1.2. Дополнительная литература
Магистр государственного управления: культура, компетентность, профессионализм: учебное пособие
Основы профессиональной деятельности
Кемерово: Кузбасская ГСХА, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов
Официальный сайт главы Чувашской Республики
Сервер органов государственной власти РФ
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Столы (4 шт.), стулья (4 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (4 шт.)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (12 шт.), стулья (24 шт.), стул преподавателя (1 шт.), Белая лаковаяя магнитно-маркерная доска (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Профессиональные ценности и этика менеджера» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий,
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________