2024-2025_1_5_5__2024-1_Физиология человека и животных_plx_Основы и методология научных исследований
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
2.1.4
Основы и методология научных исследований
1.5.5. Физиология человека и животных
рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
4
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
24
24
24
24
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
д-р биол. наук, зав. каф. морфологии, акушерства и терапии, профессор , Семенов В.Г.
 
 
1. Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы и методология научных исследований" в основу положены:
2. Учебный план: 1.5.5. Физиология человека и животных, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование у аспирантов методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научных исследований.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
2.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научно-исследовательская практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Научно-педагогическая практика
 
2.2.2
Возрастная физиология
 
2.2.3
Факультативные дисциплины
 
2.2.4
Частная физиология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОР–2. Освоенные дисциплин, предусмотренные учебным планом программы. Результаты обучения по дисциплинам устанавливаются программами дисциплин
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- особенности и принципы организации процесса проведения научного исследования;
3.1.2
- труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;
3.1.3
- методологию научно-исследовательской деятельности;
3.1.4
- специфику управления научно-исследовательскими работами в вузе;
3.1.5
- особенности диссертационного исследования как вида научно-исследовательской работы;
3.1.6
- основные принципы построения диссертационного исследования;
3.1.7
- процедуру подготовки и защиты диссертационного исследования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;
3.2.2
- применять средства и методы научного исследования;
3.2.3
- применять навыки научного реферирования и цитирования;
3.2.4
- эффективно работать с современными печатными и электронными источниками научной информации.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения современной методологией и методикой научного исследования в сфере физиологии;
3.3.2
- владения законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области исследования;
3.3.3
- владения культурой мышления и принципами этики научного исследования;
3.3.4
- владения методами общенаучного познания (анализ, синтез, индукция и дедукция);
3.3.5
- владения методами системного подхода (логического, структурного, ситуационного) и сравнительного анализа;
3.3.6
- статистической информацией на основе выборки, группировки, сравнения и обобщения и социологическим инструментарием;
3.3.7
- экономико-математического моделирования;
3.3.8
- формами и способами апробации результатов научного исследования;
3.3.9
- подготовки статей, тезисов, отчетов и публичного выступления.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Методология научной деятельности

 
Оснащенность
 
Методология научной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
0
 
Методология научной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
Дискуссия.

0
 
Методология научной деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 2. Особенности научного стиля в устной и письменной речи

 
Особенности научного стиля в устной и письменной речи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
0
 
Особенности научного стиля в устной и письменной речи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
Круглый стол.

Применение клише в научной речи и статьях.

0
 
Особенности научного стиля в устной и письменной речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 3. Виды и формы апробации результатов

 
Виды и формы апробации результатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
0
 
Виды и формы апробации результатов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
Собеседование.

Определение хода исследований. Объекты, субъекты опыта.

0
 
Виды и формы апробации результатов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 4. Требования к подготовке реферата

 
Требования к подготовке реферата /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
0
 
Требования к подготовке реферата /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
Написание реферата
0
 
Требования к подготовке реферата /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 5. Подготовка научного отчета

 
Оснащенность
 
Подготовка научного отчета /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
0
 
Подготовка научного отчета /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
Формирование отчета. Оформление согласно требованиям.
0
 
Подготовка научного отчета /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 6. Рекомендации по подготовке научной статьи

 
Рекомендации по подготовке научной статьи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
0
 
Рекомендации по подготовке научной статьи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
Структура статьи. Написание основных разделов.
0
 
Рекомендации по подготовке научной статьи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 7. Особенности подготовки статей для иностранных научных изданий

 
Особенности подготовки статей для иностранных научных изданий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
0
 
Особенности подготовки статей для иностранных научных изданий /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
Изучение требований Scopus, Web of Science.

Ответы на замечания рецензентов и редакторов.

0
 
Особенности подготовки статей для иностранных научных изданий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 8. Методика подготовки устного научного доклада

 
Методика подготовки устного научного доклада /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
0
 
Методика подготовки устного научного доклада /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

0,5
ОР–2
2
0
Составление доклада. Выделение основной информации выступление.
0
 
Оснащенность
 
Методика подготовки устного научного доклада /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 9. Методика подготовки и защиты диссертации

 
Методика подготовки и защиты диссертации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

1
ОР–2
2
0
0
 
Методика подготовки и защиты диссертации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

1
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, презентацией. Дискуссия.
0
 
Методика подготовки и защиты диссертации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 10. Особенности процедуры защиты диссертации

 
Особенности процедуры защиты диссертации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

1
ОР–2
2
0
0
 
Особенности процедуры защиты диссертации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

1
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
Особенности процедуры защиты диссертации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ОР–2
2
0
Выступление с докладом, ответы во время устного опроса
0
 
 
Раздел 11. Экзамен

 
Экзамен /Экзамен/

36
ОР–2
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Научная организация и гигиена умственного труда.

2. Уровни и формы научного знания.

3. Методы эмпирических и теоретических исследований.

4. Выбор направления научного исследования.

5. Этапы научно-исследовательской работы.

6. Поиск, накопление и обработка научной информации.

7. Научные документы и издания.

8. Структура, характеристики и особенности научной деятельности.

9. Логическая структура научной деятельности.

10. Особенности научного стиля в связи с целями и задачами его применения.

11. Основные компоненты лексики научного стиля.

12. Особенности работы с научными текстами.

13. Виды апробации результатов научных исследований.

14. Обработка результатов экспериментальных исследований.

15. Оформление заявки на предполагаемое изобретение.

16. Отличительные особенности научной этики.

17. Нормы оформления научной переписки.

18. Особенности этики научного общения.

19. Нарушения научной этики.

20. Требования к структуре и оформлению реферата.

21. Отличительные особенности поиска научной литературы.

 
Оснащенность
 
22. Базы данных научной литературы.

23. Требования к оформлению ссылок на литературу.

24. Цель подготовки научного отчета.

25. Структура научного отчета.

26. Требования к подготовке научного отчета.

27. Виды научных статей.

28. План построения научных статей.

29. Работа с текстом статьи.

30. Особенности публикации научных статей.

31. Этапы работы над научной статьей.

32. Цели публикации научных статей в зарубежных журналах.

33. Иностранные базы цитирования.

34. Основные требования к статьям для зарубежных изданий.

35. Этапы работы над статьей.

36. Особенности работы с редакцией.

37. Виды устных докладов.

38. Структура устного доклада.

39. Особенности устных докладов.

40. Этапы подготовки устных докладов.

41. Технические подходы к подготовке презентации.

42. Требования к подготовке диссертации.

43. Структура диссертации в виде рукописи.

44. Требования к подготовке автореферата диссертации.

45. Структура автореферата.

46. Этапы подготовки и защиты диссертации.

47. Документы, представляемые в диссертационный совет.

48. Положение о диссертационном совете.

49. Требования к соискателю ученой степени.

50. Документы, представляемые в диссертационный совет.

51. Процедура защиты диссертации.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Вопросы для текущего контроля

1. Каким документом регламентируются требования к подготовке диссертации?

2. Какова структура диссертации?

3. Какова структура автореферата?

4. Этапы подготовки и защиты диссертации.

5. Что представляет собой диссертационный совет?

6. Требования к соискателю ученой степени кандидата наук.

7. Какова процедура защиты диссертации?

8. Особенности подготовки доклада результатов диссертационного исследования?

9. Сущность познания, характеристика и классификация познания.

10. Научное (рациональное) познание.

11. Объект и предмет научного познания.

12. Методология научного познания: понятие, классификационные уровни и основные принципы.

13. Характеристика уровней научного познания.

14. Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи.

15. Теоретическое познание. Основные характеристики.

16. Основные элементы теоретического уровня познания.

17. Фундаментальные исследования.

18. Прикладные исследования.

19. Поисковые исследования.

20. Выбор направления научного исследования.

21. Тема научного исследования.

22. Анализ (обзор) литературы по теме.

23. Постановка задачи исследования.

24. Теоретический анализ.

25. Экспериментальная часть работы.

26. Анализ результатов исследования.

27. Оформление результатов исследования.

28. Внедрение результатов НИР в производство.

29. Научный документ. Первичные документы. Вторичные документы.

30. Универсальная десятичная классификация.

31. Библиотечно-библиографическая классификация.

32. Электронные информационно-поисковые системы.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
33. Организация работы с научной литературой.

34. Случайные величины и их основные характеристики.

35. Статистические характеристики случайных величин.

36. Случайные процессы и их основные характеристики.

37. Статистические характеристики случайных процессов.

38. Законы распределения случайных величин.

39. Структура и составные части отчета о научно-исследовательской работе.

40. Особенности диссертационных исследований.

41. Уровни и формы научного знания.

42. Структура, характеристики и особенности научной деятельности.

43. Логическая структура научной деятельности.

44. Особенности научного стиля в связи с целями и задачами его применения.

45. Основные компоненты лексики научного стиля.

46. Особенности работы с научными текстами.

47. Виды апробации результатов научных исследований.

48. Отличительные особенности научной этики.

49. Нормы оформления научной переписки.

50. Особенности этики научного общения.

51. Нарушения научной этики.

52. Требования к структуре и оформлению реферата.

53. Отличительные особенности поиска научной литературы.

54. Базы данных научной литературы.

55. Требования к оформлению ссылок на литературу.

56. Требования к структуре и оформлению реферата.

57. Отличительные особенности поиска научной литературы.

58. Базы данных научной литературы.

59. Требования к оформлению ссылок на литературу.

60. Виды научных статей.

61. План построения научных статей.

62. Работа с текстом статьи.

63. Особенности публикации научных статей.

64. Этапы работы над научной статьей.

65. Цели публикации научных статей в зарубежных журналах.

66. Иностранные базы цитирования.

67. Основные требования к статьям.

68. Этапы работы над статьей.

69. Особенности работы с редакцией.

70. Виды устных докладов.

71. Структура устного доклада.

72. Особенности устных докладов.

73. Этапы подготовки устных докладов.

74. Технические подходы к подготовке презентации. 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кирюшин Б. Д., Усманов Р. Р., Васильев И. П.
Основы научных исследований в агрономии: учебник
М.: КолосС, 2009
23
 
Л1.2
Волкова Е. С., Байматов В. Н.
Методы научных исследований в ветеринарии: учебное пособие
М.: КолосС, 2010
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Мишин П. В., Хузин В. Х.
Основы научных исследований: учебное пособие
Чебоксары, 2004
0
 
Л2.2
Кириллов Н. К., Иванов М. И., Семенов В. Г.
Порядок предварительной экспертизы диссертационных работ: рекомендации для соискателей ученых степеней
Чебоксары, 2005
7
 
Л2.3
Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: ФОРУМ, 2009
7
 
Оснащенность
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Рефераты по медицине и биологии [Электронный ресурс] 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
408а
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
406
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), персональный компьютер (10 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4 (18 шт.), микроскоп микмед-1вар1/Р11// (7 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (8 шт.), стул ISO (1 шт.), стул офисный ISO (10 шт.), стул ученический (16 шт.), шкаф медицинский 2-х ств. железный (2 шт.) с оборудованием
Пр
 
409
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол 4-х местный со скамейкой (20 шт.), стол однотумбовый (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra, проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Эк
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В процессе преподавания лекционный материал преподносится в интерактивной форме с использованием средств мультимедийной техники

(с демонстрацией цифрового и графического материала, выходом в интернет для иллюстрации тех или иных технологических процессов).

Часть практических занятий проходит в форме научно-исследовательских семинаров, и предполагает обсуждение актуальных проблем по основам и методологии научных исследований, в том числе с представлением презентаций по результатам исследований в рамках проведенной самостоятельной работы.

 
Оснащенность
 
Обсуждение проблем, выносимых на практические занятия, происходит в форме дискуссий по актуальным вопросам. Основное назначение практических занятий по курсу – обсуждение сложных дискуссионных вопросов дисциплины, презентация аспирантами и соискателями результатов самостоятельной работы, работы с профессиональной литературой и базами данных, формирование научного мышления аспирантов и соискателей, овладение современной методологией научного исследования.

Практические занятия проводятся в виде деловых игр с использованием контрольных проб, лабораторных приборов, наглядных пособий, нормативно-технической документации и правовых актов. Часть практических занятий проводятся в животноводческих помещениях, где проводится разбор конкретных ситуаций. В учебном процессе используется встреча с главными и ведущими специалистами производства.

Неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа аспирантов и соискателей. Самостоятельная работа аспирантов и соискателей включает: изучение монографий, нормативных правовых актов, обсуждение и рецензирование научных статей, сбор и обработку информации, используемой в процессе оценки.

При выполнении самостоятельной работы аспиранты могут углубленно изучить материал. Результаты исследований могут быть доложены на научных конференциях и опубликованы в сборниках научных работ.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________