(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
ции
ракт.
подг.
2. Предмет и задачи педагогики.
3. Функции психологии и педагогики.
4. Методы психологии.
5. Методы педагогики.
6. Структура психологической науки, её отрасли.
7. Структура педагогической наука, ее отрасли.
8. Основные этапы развития представлений о предмете психологи.
9. Особенности психологической мысли периода Возрождения.
10. Основные психологические идеи в Новое время.
11. Основные этапы становления педагогической науки.
12. Происхождение и развитие сознания, свойства сознания.
13. Понятие о деятельности, структура деятельности.
14. Освоение деятельности. Понятие интериоризации и экстериоризации.
15. Психоанализ как наука о бессознательном.
16. Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии.
18. Понятие личности. Структура личности.
19. Индивид. Личность. Индивидуальность.
20. Самосознание, самооценка, уровень притязаний.
21. Понятие, структура и развитие характера.
22. Акцентуации характера.
23. Характер и способности.
24. Свойства темперамента.
25. Критика оценочного подхода к темпераменту. Виды темперамента.
26. Проблема взаимоотношений темперамента и характера.
27. Потребности и мотивы личности.
28. Эмоции. Функции эмоций.
29. Чувства и формы переживания чувств.
30. Воля и механизмы волевого поведения.
31. Этапы возрастного развития личности.
32. Роль воспитания в развитии личности.
33. Социально-педагогические условия развития личности.
34. Особенности организации учебно-познавательной деятельности.
35. Особенности самоорганизации образовательной деятельности.
36. Виды обучения.
37. Типы образования в современном мире.
38. Особенности социально-педагогического взаимодействия.
39. Особенности общения в образовательной среде.
40. Особенности общения в поликультурной среде.
2. Основные отрасли психологии, фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
3. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии.
4. Общее представление о методах моделирования.
5. Развитие ассоциативной психологии в ХIХ веке (Д.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер, И.Ф. Гербарт).
6. Индивидуальная психология А. Адлера. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон).
7. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно-научных представлений в русской психологической мысли.
8. Сновидения как проявление бессознательного. Виды бессознательных психических явлений.
9. Понятие одаренности, таланта, мастерства, гениальности.
10. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.
11. Волевые качества человека: целеустремленность, самостоятельность, решительность, инициативность, выдержка, настойчивость.
12. Стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
13. Коллектив как малая группа высшего уровня социально – психологического развития.
14. Биологическое и социальное в психическом развитии человека.
15. Проблема условий и движущих сил психического развития человека.
16. Социальное наследование как специфическая форма фиксации видового опыта.
18. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности.
19. Подходы к периодизации психического развития человека в зарубежных теориях.
20. Проблемы педагогической системы в советской педагогической науке.
21. Возрастное развитие личности.
22. Самовоспитание в развитии личности.
23. Самоорганизация образовательной деятельности.
24. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко как источник педагогической методики.
25. Стили воспитания: достоинства и недостатки.
26. Педагогические системы в современном мире: общее и особенное.
27. Особенности организации учебно-познавательной деятельности.
28. Особенности коммуникации в образовательной и поликультурной среде.
29. Детско-родительские отношения.
30. Конфликты в семейной среде.
31. Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике, ее основные характеристики, функции и структура.
32. Методология и методы психологического исследования. Этапы психологического исследования.
33. Место психологии в системе наук.
34. Разделы (отрасли) современной психологии. Слои психологического знания.
35. «Донаучная» психология: психология в лоне философии.
36. Выделение психологии в самостоятельную науку: рождение экспериментальной психологии. Структурализм (В. Вундт)
37. Бессознательное как предмет психоанализа (З. Фрейд). Методы психоанализа.
38. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
39. Индивидуальная психология А. Адлера.
40. Стадии психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
41. Бихевиоризм: психология как наука о поведении (Дж. Уотсон).
42. Необихевиоризм (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Б. Скиннер).
Форма оценочного средства Количество работ (в семестре) Максимальный балл за 1 работу Итого баллов
Обязательные
Опрос (коллоквиум) 1 10 10,0
Тестирование письменное 2 10 20,0
Выступление на семинаре (доклад) 2 5 10,0
Индивидуальные домашние задания (расчетные задания) 2 3,5 7
Итого - - 47,0
Дополнительные
Выступление на семинаре (доклад) 2 5 10
Дополнительные индивидуальные домашние задания 4 3,5 14
Эссе 2 3 6
Итого 30,0
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать аспиранты. Аспиранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Аспиранты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Психология и педагогика высшей школы», для неуспевающих аспирантов и аспирантов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие аспиранты, а также аспиранты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» следует усвоить:
-основные категории понятия психология общения;
-основные направления, подходы, теории психология общения;
-структурные закономерности и структурные компоненты общения и взаимодействия людей в трудовых коллективах;
-социально-психологическую сущность, специфику и основные компоненты общения.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году