2024-2025_4_1_1__2024-1_Общее земледелие и растениеводство_plx_Основы и методология научных исследований
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
2.1.4
Основы и методология научных исследований
4.1.1. Общее земледелие и растениеводство
рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
4
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
24
24
24
24
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
д-р с.-х. наук , профессор, Шашкаров Л.Г.
 
 
1. Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы и методология научных исследований" в основу положены:
2. Учебный план: 4.1.1. Общее земледелие и растениеводство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
углубление теоретических и практических навыков у аспирантов по вопросам основы и методологии научных исследований.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
2.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научно-исследовательская практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Научно-педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОР–2. Освоенные дисциплин, предусмотренные учебным планом программы. Результаты обучения по дисциплинам устанавливаются программами дисциплин
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- специфику и закономерности методологии научных исследований;
3.1.2
- особенности разработки полевого опыта;
3.1.3
- основные методы научных исследований в агрономии;
3.1.4
- планирование научных исследований;
3.1.5
- механизм и основы построения полевых и производственных опытов;
3.1.6
- частные вопросы полевого опыта;
3.1.7
- классификацию и методику наблюдений;
3.1.8
- место России в проведении научных исследований.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- определять проблемы при анализе современных явлений в сфере земледелия и растениеводства, предлагать способы их решения;
3.2.2
- анализировать данные научных наблюдений;
3.2.3
- оценивать влияние научных исследований на экономику государства;
3.2.4
- составлять и анализировать научные планы развития предприятия.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения современной методологией научного исследования проблем в сфере земледелия и растениеводства;
3.3.2
-  анализа последствий научных исследований для финансов сельскохозяйственных предприятий и государства изменения различных тенденций и факторов макроэкономического развития России и мировой экономики;
3.3.3
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Стратегия и тактика научного исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОР–2
2
0
0
 
Фазы исследования: характеристика и  содержание

Понятие об исследовательском процессе

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОР–2
2
0
0
 
Классификация и характеристика методов исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОР–2
2
0
0
 
 
Раздел 2. 

 
Оснащенность
 
Параметры и критерии оценки результатов научных исследований /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОР–2
2
0
0
 
Виды эксперимента /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОР–2
2
0
0
 
Планирование полевого эксперимента /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОР–2
2
0
0
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

24
ОР–2
2
0
0
 
Часы на контроль /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

36
ОР–2
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзаменационный билет включает 3 вопроса, два из которых позволяют оценить уровень знаний, приобретенных в процессе изучения теоретической части, а один – оценить уровень понимания студентом сути явления и способности высказывать суждения, рекомендации по заданной проблеме.

1.История развития сельскохозяйственного опытного дела

2.Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке методов агрономических исследований

3.Классификация методов исследования в агрономии

4.Особенности вегетационного метода исследования

5.Сущность основных методов агрономических исследований

6.Отличия полевого опыта от производственного  опыта

7.Требования, предъявляемые к полевому опыту

8.Классификация ошибок

9. Правила выбора участка под закладку полевого опыта

10. Методика полевого опыта

11. Способы размещения вариантов и повторений в полевом опыте

12. Техника закладки полевого опыта

13.Классификация наблюдений в опыте

14.Наблюдения за культурными растениями в опыте

15. Наблюдения в опыте за внешней средой

16.Подготовка опытного участка к учету урожая

17. Способы учета урожая в опытной работе

18. Документация и отчетность в опытной работе

20. Совокупность и выборка

21.Статистические методы проверки гипотез

22.Сущность нулевой гипотезы и ее проверка

23.Сущность дисперсионного анализа

24. Корреляционный анализ и его значение в опытной работе

25. Значение ковариационного анализа

26.Методика проверки гипотезы о принадлежности «сомнительной» даты

27.Сущность НСР в дисперсионном анализе данных опыта

28.Критерий Фишера и его значение в дисперсионном анализе

29.Сущность интервальной оценки параметров распределения

30.Выскажите суждение о методах исследования в агрономии

31.На основе известных вам инструментов и методов исследования сформулируйте схемы формирования опытов

32.Объясните взаимосвязь между лабораторным и полевым методами исследований

33.Объясните, суждение о браковке «сомнительных» дат

34.Выскажите суждение о влиянии рельефа местности на закладку полевого опыта

35. Приведите примеры географических опытов

36.Приведите примеры многофакторных полевых опытов

37.Выскажите свое мнение о влиянии почвенного фактора на закладку полевого опыта

38.Сформулируйте выводы о значении вегетационного эксперимента

39.Сделайте обобщенный вывод по способа размещения повторений в полевом опыте

40. Объясните взаимосвязь между понятиями повторение и повторность

41. Приведите примеры внешних наблюдений за растениями

42. Приведите примеры наблюдений за растениями

43. Приведите примеры методов изучения микробиологических процессов в почве

 
Оснащенность
 
44. Приведите примеры основных способов размещения вариантов в полевом опыте

45. Приведите примеры значения изучения микробиологических процессов в полевом опыте

46. Приведите примеры корреляционной связи между признаками

47. Объясните взаимосвязь между понятиями ветровая и водная эрозия почвы

48. Приведите примеры однофакторных опытов полевого опыта

49. Приведите примеры браковки в полевом опыте

50. Сформулируйте выводы по формированию и оценки корреляционного анализа данных опыта

51. Определите взаимосвязь ковариационным и дисперсионным методами

52. Приведите примеры уравнений регрессии в опытной работе

53. Приведите примеры лизиметрических опытов

54. Определите взаимосвязь между вегетационным и лабораторным методами

55.Особенности проведения полевых опытов по защите почв от водной эрозии.

56.Особенности проведения полевых опытов по защите почв от ветровой эрозии.

57.Особенности  проведения  полевых опытов с овощными  культурами закрытого грунта

58.Особенности  проведения  полевых опытов с овощными   культурам» открытого грунта

59.Особенности проведения полевых опытов на сенокосах и пастбищах

60.Особенности проведения опытов с плодовыми и ягодными культурами.

61.Особенности учета урожая зерновых, пропашных, технических и овощных культур

62.Особенности учета урожая плодовых и ягодных культур.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Рекомендуемая тематика докладов и дискуссий:

1. История развития сельскохозяйственного опытного дела

2. Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке методов агрономических исследований

3. Классификация методов исследования в агрономии

4. Особенности вегетационного метода исследования

5. Сущность основных методов агрономических исследований

6. Отличия полевого опыта от производственного  опыта

7. Требования, предъявляемые к полевому опыту

8.Особенности проведения полевых опытов по защите почв от водной эрозии.

9.Особенности проведения полевых опытов по защите почв от ветровой эрозии.

10.Особенности  проведения  полевых опытов с овощными  культурами закрытого грунта

11.Особенности  проведения  полевых опытов с овощными   культурам» открытого грунта

12.Особенности проведения полевых опытов на сенокосах и пастбищах

13.Особенности проведения опытов с плодовыми и ягодными культурами.

14.Особенности учета урожая зерновых, пропашных, технических и овощных культур

15.Особенности учета урожая плодовых и ягодных культур.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кирюшин Б. Д., Усманов Р. Р., Васильев И. П.
Основы научных исследований в агрономии: учебник
М.: КолосС, 2009
23
 
Л1.2
Шкляр М. Ф.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2014
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кузнецов И. Н.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
Л2.2
Кожухар В. М.
Основы научных исследований: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2010
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.2
ОС Windows 7
6.3.1.3
ОС Windows XP
 
Оснащенность
 
6.3.1.4
Office 2007 Suites
6.3.1.5
GIMP
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
MozillaThinderbird
6.3.1.8
7-Zip
6.3.1.9
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.10
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
112
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска,  Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать аспиранты. Аспиранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к 

 
Оснащенность
 
учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Аспиранты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих аспирантов и аспирантов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие аспиранты, а также аспиранты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________