2024-2025_4_1_1__2024-1_Общее земледелие и растениеводство_plx_Педагогика и психология высшей школы
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
2.1.5
Педагогика и психология высшей школы
4.1.1. Общее земледелие и растениеводство
рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
4
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
Ст.пр., Сергеева Н.А.
 
 
1. Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Педагогика и психология высшей школы" в основу положены:
2. Учебный план: 4.1.1. Общее земледелие и растениеводство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у аспирантов представлений о психологических основах, сущности и содержании педагогической деятельности преподавателя высшей школы, подготовка будущего преподавателя вуза к учебной и научно-исследовательской деятельности; повышение общей и психологической культуры преподавателей высшей школы, ознакомление будущих исследователей с закономерностями усвоения аспирантами содержания высшего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
2.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научно-исследовательская практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Научно-педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОР–2. Освоенные дисциплин, предусмотренные учебным планом программы. Результаты обучения по дисциплинам устанавливаются программами дисциплин
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
механизмы процессов саморазвития и самореализации личности в различных сферах деятельности; технологию, методику и критерии самооценки
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности;  избирать пути ее совершенствования на основе адекватной самооценки; планировать самостоятельную деятельность в соответствии с актуальными профессиональными задачами
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
саморазвития и самореализации в профессиональной и других сферах деятельности; использования методов организации работы в своей профессиональной деятельности
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение в педагогику и психологию 

 
Педагогика как наука /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

8
ОР–2
2
0
0
 
Предмет психологии, ее задачи и методы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

8
ОР–2
2
0
0
 
 
Раздел 2. Психика человека

 
Познавательные психические процессы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

1
ОР–2
2
0
0
 
Познавательные психические процессы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

1
ОР–2
2
0
0
 
Познавательные психические процессы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

10
ОР–2
2
0
0
 
Оснащенность
 
Эмоции и чувства. Психические состояния личности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

10
ОР–2
2
0
0
 
Психические свойства личности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

10
ОР–2
2
0
0
 
 
Раздел 3. Деятельность, сознание, личность

 
Человек как субъект деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

4
ОР–2
2
0
0
 
Педагогика личностного развития и организации деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

1
ОР–2
2
0
0
 
Педагогика личностного развития и организации деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

4
ОР–2
2
0
0
 
Профессионально-педагогическая деятельность и личность преподавателя /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

4
ОР–2
2
0
0
 
 
Раздел 4. Социальная психология и педагогические аспекты общения

 
Социальная психология и педагогические аспекты общения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

1
ОР–2
2
0
0
 
Социальная психология и педагогические аспекты общения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5

10
ОР–2
2
0
0
 
 
Раздел 5. Контроль

 
Подготовка и сдача зачета с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

0
ОР–2
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет и задачи психологии.

2. Предмет и задачи педагогики.

3. Функции психологии и педагогики.

4. Методы психологии.

5. Методы педагогики.

6. Структура психологической науки, её отрасли.

7. Структура педагогической наука, ее отрасли.

8. Основные этапы развития представлений о предмете психологи.

9. Особенности психологической мысли периода Возрождения.

10. Основные психологические идеи в Новое время.

11. Основные этапы становления педагогической науки.

12. Происхождение и развитие сознания, свойства сознания.

13. Понятие о деятельности, структура деятельности.

14. Освоение деятельности. Понятие интериоризации и экстериоризации.

15. Психоанализ как наука о бессознательном.

16. Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии.

17. Основные положения культурно-исторической психологии.

18. Понятие личности. Структура личности.

19. Индивид. Личность. Индивидуальность.

20. Самосознание, самооценка, уровень притязаний.

 
Оснащенность
 
21. Понятие, структура и развитие характера.

22. Акцентуации характера.

23. Характер и способности.

24. Свойства темперамента.

25. Критика оценочного подхода к темпераменту. Виды темперамента.

26. Проблема взаимоотношений темперамента и характера.

27. Потребности и мотивы личности.

28. Эмоции. Функции эмоций.

29. Чувства и формы переживания чувств.

30. Воля и механизмы волевого поведения.

31. Этапы возрастного развития личности.

32. Роль воспитания в развитии личности.

33. Социально-педагогические условия развития личности.

34. Особенности организации учебно-познавательной деятельности.

35. Особенности самоорганизации образовательной деятельности.

36. Виды обучения.

37. Типы образования в современном мире.

38. Особенности социально-педагогического взаимодействия.

39. Особенности общения в образовательной среде.

40. Особенности общения в поликультурной среде.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
1. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике.

2. Основные отрасли психологии, фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

3. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии.

4. Общее представление о методах моделирования.

5. Развитие ассоциативной психологии в ХIХ веке (Д.С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер, И.Ф. Гербарт).

6. Индивидуальная психология А. Адлера. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон).

7. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно-научных представлений в русской психологической мысли.

8. Сновидения как проявление бессознательного. Виды бессознательных психических явлений.

9. Понятие одаренности, таланта, мастерства, гениальности.

10. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

11. Волевые качества человека: целеустремленность, самостоятельность, решительность, инициативность, выдержка, настойчивость.

12. Стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

13. Коллектив как малая группа высшего уровня социально – психологического развития.

14. Биологическое и социальное в психическом развитии человека.

15. Проблема условий и движущих сил психического развития человека.

16. Социальное наследование как специфическая форма фиксации видового опыта.

18. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности.

19. Подходы к периодизации психического развития человека в зарубежных теориях.

20. Проблемы педагогической системы в советской педагогической науке.

21. Возрастное развитие личности.

22. Самовоспитание в развитии личности.

23. Самоорганизация образовательной деятельности.

24. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко как источник педагогической методики.

25. Стили воспитания: достоинства и недостатки.

26. Педагогические системы в современном мире: общее и особенное.

27. Особенности организации учебно-познавательной деятельности.

28. Особенности коммуникации в образовательной и поликультурной среде.

29. Детско-родительские отношения.

30. Конфликты в семейной среде.

31. Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике, ее основные характеристики, функции и структура.

32. Методология и методы психологического исследования. Этапы психологического исследования.

33. Место психологии в системе наук.

34. Разделы (отрасли) современной психологии. Слои психологического знания.

35. «Донаучная» психология: психология в лоне философии.

36. Выделение психологии в самостоятельную науку: рождение экспериментальной психологии. Структурализм (В. Вундт) и функционализм (У. Джеймс): психология как наука о сознании.

37. Бессознательное как предмет психоанализа (З. Фрейд). Методы психоанализа.

38. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

39. Индивидуальная психология А. Адлера.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
40. Стадии психосоциального развития личности (Э. Эриксон).

41. Бихевиоризм: психология как наука о поведении (Дж. Уотсон).

42. Необихевиоризм (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Б. Скиннер).

Форма оценочного средства Количество работ (в семестре) Максимальный балл за 1 работу Итого баллов

Обязательные

Опрос (коллоквиум) 1 10 10,0

Тестирование письменное 2 10 20,0

Выступление на семинаре (доклад) 2 5 10,0

Индивидуальные домашние задания (расчетные задания) 2 3,5 7

Итого - - 47,0

Дополнительные

Выступление на семинаре (доклад) 2 5 10

Дополнительные индивидуальные домашние задания 4 3,5 14

Эссе 2 3 6

Итого 30,0

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.
Психология и педагогика: учебное пособие
М.: КНОРУС, 2012
7
 
Л1.2
Кроль В. М.
Психология и педагогика: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г.
Этика деловых отношений: учебник
М.: Инфра-М, 2010
6
 
Л2.2
Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л.
Управление персоналом: учебник
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
0
 
Л2.3
Смирнов Г. Н.
Этика деловых отношений: учебник
М.: Проспект, 2015.
Электронный ресурс
 
Л2.4
Шарипов В. Ф.
Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие
М.: Логос, 2017
Электронный ресурс
 
Л2.5
Воденко К. В.
Управление персоналом: Учебник
М.: Дашков и К, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
MozillaThinderbird
6.3.1.3
ОС Windows Vista
6.3.1.4
ОС Windows 7
6.3.1.5
ОС Windows 8
6.3.1.6
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать аспиранты. Аспиранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Аспиранты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Психология и педагогика высшей школы», для неуспевающих аспирантов и аспирантов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие аспиранты, а также аспиранты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» следует усвоить:

-основные категории понятия психология общения;

-основные направления, подходы, теории психология общения;

-структурные закономерности и структурные компоненты общения и взаимодействия людей в трудовых коллективах;

-социально-психологическую сущность, специфику и основные компоненты общения.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________