2024-2025_09_03_03_24-1 Прикладная информатика_plx_Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.32.01
Безопасность жизнедеятельности
Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика

Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук , доц., Ларкин С.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Безопасность жизнедеятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика

Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Максимов А.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимаются готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О.32
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы военной подготовки
 
2.2.2
Правила дорожного движения
 
2.2.3
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1 Знает: общую характеристику обеспечения безопасности и устойчивого развития в различных сферах жизнедеятельности; классификацию чрезвычайных ситуаций военного характера, принципы и способы организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при ведении военных действий
 
 
 
УК-8.2 Умеет: оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
УК-8.3 Имеет навыки: применения основных методов защиты при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов в повседневной жизни и профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основную нормативную базу дисциплины;
3.1.2
основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
3.1.3
вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;
3.1.4
порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
3.1.5
требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
3.1.6
требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
3.1.7
ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться нормативными документами по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности для поиска соответствующей информации;
3.2.2
оценивать опасность и вредность производственных процессов, пожаровзрывоопасность технологических сред и помещений, электробезопасность и принимать самостоятельные решения по предупреждению травм, заболеваний и пожаров на производстве;
3.2.3
пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения основной терминологией по охране труда, гражданской обороне; методикой измерения на рабочих местах параметров вредных и опасных производственных факторов;
3.3.2
владения методикой выбора, оценки состояния и пригодности к работе средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
3.3.3
владения методикой подготовки документов по охране труда, которые разрабатывают на предприятиях;
3.3.4
владения методикой расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов;
3.3.5
владения методиками разработки инструкций и проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте;
 
Оснащенность
 
3.3.6
владения методикой проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы БЖ

 
Введение в безопасность жизнедеятельности. Основные понятия и определения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
0
 
Концепция обеспечения безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Опрос
0
 
Концепция обеспечения безопасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Реферат
0
 
 
Раздел 2. Характеристика, классификация и источники чрезвычайных ситуаций

 
Чрезвычайные ситуации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Защита работы
0
 
Источники техногенных ЧС и их характеристики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Эссе
0
 
Источники военных ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Реферат
0
 
Поражающие факторы источников ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Реферат
0
 
Опасности социальной сферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Эссе
0
 
 
Раздел 3. Доврачебная помощь пострадавшим

 
Основы медицинских знаний /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Защита работы
0
 
Изучение методики и получение навыков оказания первой помощи при несчастных случаях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
2
Работа в малых группах
0
 
 
Раздел 4. Защита населения и территорий в ЧС

 
Основы защиты населения в ЧС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
2
Проблемная лекция
0
 
Система защиты населения и территорий в ЧС /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Защита работы
0
 
Оснащенность
 
Комплекс мероприятий, проводимых в целях защиты населения в ЧС. Противодействие терроризму /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Опрос
0
 
Укрытие персонала объекта и населения в защитных сооружениях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Защита работы
0
 
Организация и проведение эвакуации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Эссе
0
 
Использование средств индивидуальной защиты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Защита работы
0
 
Защита населения и территорий в ЧС, обусловленных террористическими актами /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

8
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Реферат
0
 
Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах, пожарах и взрывах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Реферат
0
 
Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Опрос
0
 
Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Эссе
0
 
Защита населения и территорий в ЧС природного характера /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Защита работы
0
 
Защита населения и территорий в ЧС природного характера /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Собеседование
0
 
Противодействие терроризму /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
2
Проблемная лекция
0
 
Защита населения и территорий при возникновении эпидемий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

8
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Собеседование
0
 
 
Раздел 5. Оценка обстановки и действия при чрезвычайных ситуациях

 
Выявление и оценка радиационной обстановки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Реферат
0
 
Основы ликвидации последствий заражения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Сообщение
0
 
Изучение средств и методов дозиметрического контроля ионизирующих излучений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2
2
2
Учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Эссе
0
 
 
Раздел 6. Зачет с оценкой

 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

0
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
2
0
Собеседование
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Цель, задачи и содержание дисциплины БЖ

2. Принципы, методы, аксиомы БЖ.

3. Опасность и безопасность. Системы безопасности.

4. Концепция общественной безопасности.

5. Влияние культуры, мировоззрения на становление и развитие личности

6. Основные источники угроз общественной безопасности. Основной механизм разрушения экономики.

7. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

8. Классификация ЧС.

9. Теоретические основы защиты населения в ЧС.

10. Предупреждение ЧС.

11. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.

12. Планирование защиты населения в ЧС.

13. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.

14. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.

15. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.

16. Вооруженные конфликты и войны.

17. Основные понятия и общие положения об эвакуации.

18. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

19. Планирование эвакуации населения.

20. Обеспечение эвакуации населения.

21. Единицы измерения ионизирующих излучений.

22. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.

23. Информационные войны. Психоинформационные опасности.

24. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.

25. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).

26. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

27. Структура ГО и организация управления ГО.

28. Режимы функционирования РСЧС и ГО.

29. Силы ГО.

30. Организация ГО на ОЭ.

31. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.

32. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики.

33. Факторы риска на химически опасных объектах. Общие сведения об авариях на ХОО.

34. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие основы обеззараживания.

35. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания.

36. Технические средства для обеззараживания.

37. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

38. Проведение АСиДНР.

39. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.

40. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.

41. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

42. Первая помощь при различных травмах и внезапных заболеваниях.

43. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.

44. Назначение и классификация защитных сооружений.

45. Противорадиационные и простейшие укрытия.

46. Оружие массового поражения.

47. Поражающие факторы ядерного взрыва.

48. Современные обычные средства поражения.

 
Оснащенность
 
49. Классификация СИЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

50. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.

51. Защита от оружия геноцида.

52. Аварии на радиационно опасных объектах.

53. Радиоактивное загрязнение окружающей среды.

54. Аварии на химически опасных объектах.

55. Защита населения и территорий при авариях на радиационно и химически опасных объектах.

56. Защита населения и территорий при пожарах и взрывах.

57. Как помочь при резком повышении артериального давления.

58. Как спасти при поражении электрическим током. Реанимационные мероприятия.

59. ЧС техногенного характера.

60. Защита населения при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях.

61. Защита населения при наводнениях.

62. Защита населения при землетрясениях, извержениях вулканов.

63. Защита населения при ураганах, бурях, смерчах, грозах.

64. Общие сведения об ионизирующих излучениях. Влияние на организм.

65. Предельно допустимые нормы облучения.

66. Потенциально опасные объекты.

67. Общие сведения об эпидемиях.

68. Противоэпидемические мероприятия.

69. Поведение человека в эпидемическом очаге.

70. Cилы и средства, привлекаемые к выполнению противоэпидемических мероприятий.

71. Сущность устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС.

72. Оценка факторов, определяющих устойчивость работы объекта.

73. Оценка устойчивости объекта к воздействию ударной волны и теплового излучения.

74. Оценка воздействия вторичных поражающих факторов.

75. Пути повышения устойчивости работы объекта

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Что может быть причиной опасного природного явления.

2. Что позволяет сделать знание причин возникновения ЧС.

3. Как определяется разрушительное действие ураганов.

4. Как подразделяются землетрясения в зависимости от глубины очага.

5. В каких случаях можно предположить гипертонический криз/

6. Объясните, как наступает фибрилляция.

7. В каком случае необходим непрямой массаж сердца.

8. Какие объекты относятся к ПОО.

9. Чем обусловлены последствия радиационной аварии.

10. Какие бывают ОХВ по степени опасности.

11. Как рассчитывается токсическая доза.

12. Дайте определение пожара.

13. Что такое радиационная авария.

14. Что происходит с человеком при радиационном воздействии.

15. Какие бывают ОХВ по степени опасности и токсичности воздействия.

16. Назовите основные способы защиты населения.

17. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС.

18. Приведите комплекс мер по обеспечению защиты населения в ЧС.

19. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта.

20. В каких целях проводятся штабные учения.

21. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах.

22. Как можно сократить время заполнения убежищ.

23. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища.

24. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны.

25. Чем нужно руководствоваться при выборе СИЗ.

26. Чем характеризуются защитные свойства фильтрующих материалов.

27. Для чего предназначены регенеративные патроны.

28. Какие газоанализаторы в настоящее время используются в РФ.

29. Как осуществляется контроль за содержанием кислорода и ПДК токсичных и взрывчатых газов.

30. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено учебным планом
 
Тематика рефератов

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 

1. Российская система гражданской защиты.

2. История развития охраны труда, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.

3. Анализ травматизма и профзаболеваний.

4. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

5. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.

6. Расследование и учет несчастных случаев.

7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.

8. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.

9. Микроклимат производственных помещений.

10. Вредные вещества на рабочих местах.

11. Защита от ионизирующих излучений.

12. Безопасность полевых механизированных работ.

13. Безопасность работ при заготовке кормов.

14. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.

15. Пожарная профилактика в растениеводстве.

16. Эксплуатация объектов повышенной опасности.

17. Оповещение и информирование в системе мер ГОЧС и ПБ.

18. Обеспечение населения защитными сооружениями ГО.

19. Силы и средства МЧС.

20. МПВО – слагаемое победы.

21. Организация работы КЧС и ПБ. Комиссия органов местного самоуправления.

22. Медицинская помощь при ЧС.

23. Деструктивное поведение человека.

24. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде.

25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

26. Отравления газообразными соединениями в быту.

27. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий.

28. Желудочно-кишечные заболевания инфекционного происхождения.

29. Международный терроризм (Война против разума и души).

30. Убийцы из сигареты.

31. Обеспечение химической защиты населения.

32. Особенности травм и первая медицинская помощь при ДТП.

33. Алкоголизм и здоровье россиян.

34. Валеологические основы рационального питания.

35. Термические ожоги.

36. Опасности живого мира.

37. Противорадиационная защита аварийно-спасательных формирований. Медицинские подразделения в боевых условиях.

38. Чернобыль. Как это было.

39. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.

40. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.

41. Задачи и структура ГО.

42. Структура и содержание плана ГО организации.

43. НАСФ и спасательные службы.

44. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

45. ЧС и их классификация.

46. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.

47. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС  природного и техногенного характера.

48. Организация создания и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО.

49. Сигналы оповещения и действия по ним.

50. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.

51. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.

52. Валеологические основы рационального питания.

53. Прогнозирование и оценка обстановки при наводнениях.

54. Прогнозирование и оценка обстановки при землетрясениях.

55. Прогнозирование и оценка обстановки при ураганах.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Акимов В. А., Воробьев Ю. Л., Фалеев М. И.
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.2
Калыгин В. Г., Бондарь В. А., Дедеян Р. Я.
Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность, безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях: учебное пособие
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Назаренко О. Б.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010
Электронный ресурс
 
Л2.2
Никифоров Л. Л.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Зайцев П. В., Ларкин С. В., Зайцев С. П.
Безопасность жизнедеятельности: практикум
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017
1
 
Л3.2
Гуськов Ю. В., Ларкин С. В.
Типовые задачи по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности в ЧС"
Чебоксары, 2002
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.6
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
1-403
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (19 шт.), стулья ученические (34 шт.), стул полумягкий (1 шт.), шкафы с оборудованием (2 шт.); индикатор–радиоактивности РАДЕКС РД-153, компьютерная техника; лабораторный стенд «Защитное заземление и зануление «БЖД-01;лабораторный стенд «Электробезопасность в 3-хфазн.сетях переменного тока БЖД-01; метеокомлект МК-3; сигнализатор взрывоопасных газов и паров (с каналом на аммиак); терамоаненометр  ТКА -ПКМ-50; тренажер «Максим»; макет ЗФО; каска; настенные плакаты (8 шт.)
Пр
 
1-404
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе   (26 шт.), стол преподавательский  (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка  4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), плакат настенный (1 шт.) 
Лек
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
СР
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного   форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.   

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя студенты занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:

- основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;

- задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, 

 
Оснащенность
 
возникающих при ведении военных действий и при чрезвычайных ситуациях;

- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________