(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Цель, задачи и содержание дисциплины БЖ
2. Принципы, методы, аксиомы БЖ.
3. Опасность и безопасность. Системы безопасности.
4. Концепция общественной безопасности.
5. Влияние культуры, мировоззрения на становление и развитие личности
6. Основные источники угроз общественной безопасности. Основной механизм разрушения экономики.
7. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.
8. Классификация ЧС.
9. Теоретические основы защиты населения в ЧС.
10. Предупреждение ЧС.
11. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.
12. Планирование защиты населения в ЧС.
13. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.
14. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.
15. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
16. Вооруженные конфликты и войны.
17. Основные понятия и общие положения об эвакуации.
18. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.
19. Планирование эвакуации населения.
20. Обеспечение эвакуации населения.
21. Единицы измерения ионизирующих излучений.
22. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.
23. Информационные войны. Психоинформационные опасности.
24. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.
25. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).
26. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
27. Структура ГО и организация управления ГО.
28. Режимы функционирования РСЧС и ГО.
29. Силы ГО.
30. Организация ГО на ОЭ.
31. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.
32. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики.
33. Факторы риска на химически опасных объектах. Общие сведения об авариях на ХОО.
34. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие основы обеззараживания.
35. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания.
36. Технические средства для обеззараживания.
37. Подготовка населения в области защиты от ЧС.
38. Проведение АСиДНР.
39. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.
40. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.
41. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
42. Первая помощь при различных травмах и внезапных заболеваниях.
43. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.
44. Назначение и классификация защитных сооружений.
45. Противорадиационные и простейшие укрытия.
46. Оружие массового поражения.
47. Поражающие факторы ядерного взрыва.
48. Современные обычные средства поражения.
50. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.
51. Защита от оружия геноцида.
52. Аварии на радиационно опасных объектах.
53. Радиоактивное загрязнение окружающей среды.
54. Аварии на химически опасных объектах.
55. Защита населения и территорий при авариях на радиационно и химически опасных объектах.
56. Защита населения и территорий при пожарах и взрывах.
57. Как помочь при резком повышении артериального давления.
58. Как спасти при поражении электрическим током. Реанимационные мероприятия.
59. ЧС техногенного характера.
60. Защита населения при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях.
61. Защита населения при наводнениях.
62. Защита населения при землетрясениях, извержениях вулканов.
63. Защита населения при ураганах, бурях, смерчах, грозах.
64. Общие сведения об ионизирующих излучениях. Влияние на организм.
65. Предельно допустимые нормы облучения.
66. Потенциально опасные объекты.
67. Общие сведения об эпидемиях.
68. Противоэпидемические мероприятия.
69. Поведение человека в эпидемическом очаге.
70. Cилы и средства, привлекаемые к выполнению противоэпидемических мероприятий.
71. Сущность устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС.
72. Оценка факторов, определяющих устойчивость работы объекта.
73. Оценка устойчивости объекта к воздействию ударной волны и теплового излучения.
74. Оценка воздействия вторичных поражающих факторов.
75. Пути повышения устойчивости работы объекта
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Что может быть причиной опасного природного явления.
2. Что позволяет сделать знание причин возникновения ЧС.
3. Как определяется разрушительное действие ураганов.
4. Как подразделяются землетрясения в зависимости от глубины очага.
5. В каких случаях можно предположить гипертонический криз/
6. Объясните, как наступает фибрилляция.
7. В каком случае необходим непрямой массаж сердца.
8. Какие объекты относятся к ПОО.
9. Чем обусловлены последствия радиационной аварии.
10. Какие бывают ОХВ по степени опасности.
11. Как рассчитывается токсическая доза.
12. Дайте определение пожара.
13. Что такое радиационная авария.
14. Что происходит с человеком при радиационном воздействии.
15. Какие бывают ОХВ по степени опасности и токсичности воздействия.
16. Назовите основные способы защиты населения.
17. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС.
18. Приведите комплекс мер по обеспечению защиты населения в ЧС.
19. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта.
20. В каких целях проводятся штабные учения.
21. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах.
22. Как можно сократить время заполнения убежищ.
23. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища.
24. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны.
25. Чем нужно руководствоваться при выборе СИЗ.
26. Чем характеризуются защитные свойства фильтрующих материалов.
27. Для чего предназначены регенеративные патроны.
28. Какие газоанализаторы в настоящее время используются в РФ.
29. Как осуществляется контроль за содержанием кислорода и ПДК токсичных и взрывчатых газов.
30. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения.
1. Российская система гражданской защиты.
2. История развития охраны труда, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
3. Анализ травматизма и профзаболеваний.
4. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
5. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.
6. Расследование и учет несчастных случаев.
7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
8. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.
9. Микроклимат производственных помещений.
10. Вредные вещества на рабочих местах.
11. Защита от ионизирующих излучений.
12. Безопасность полевых механизированных работ.
13. Безопасность работ при заготовке кормов.
14. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.
15. Пожарная профилактика в растениеводстве.
16. Эксплуатация объектов повышенной опасности.
17. Оповещение и информирование в системе мер ГОЧС и ПБ.
18. Обеспечение населения защитными сооружениями ГО.
19. Силы и средства МЧС.
20. МПВО – слагаемое победы.
21. Организация работы КЧС и ПБ. Комиссия органов местного самоуправления.
22. Медицинская помощь при ЧС.
23. Деструктивное поведение человека.
24. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
26. Отравления газообразными соединениями в быту.
27. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий.
28. Желудочно-кишечные заболевания инфекционного происхождения.
29. Международный терроризм (Война против разума и души).
30. Убийцы из сигареты.
31. Обеспечение химической защиты населения.
32. Особенности травм и первая медицинская помощь при ДТП.
33. Алкоголизм и здоровье россиян.
34. Валеологические основы рационального питания.
35. Термические ожоги.
36. Опасности живого мира.
37. Противорадиационная защита аварийно-спасательных формирований. Медицинские подразделения в боевых условиях.
38. Чернобыль. Как это было.
39. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.
40. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.
41. Задачи и структура ГО.
42. Структура и содержание плана ГО организации.
43. НАСФ и спасательные службы.
44. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
45. ЧС и их классификация.
46. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.
47. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
48. Организация создания и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО.
49. Сигналы оповещения и действия по ним.
50. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.
51. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
52. Валеологические основы рационального питания.
53. Прогнозирование и оценка обстановки при наводнениях.
54. Прогнозирование и оценка обстановки при землетрясениях.
55. Прогнозирование и оценка обстановки при ураганах.
Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя студенты занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:
- основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
- задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей,
- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году