2024-2025_09_03_03_24-1 Прикладная информатика_plx_Основы экономической культуры граждан
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.07
Основы экономической культуры граждан
Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика

Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Алексеева Н.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы экономической культуры граждан" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика

Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Максимов А.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование базовых основ экономического мышления и поведения, необходимых для ориентации и социальной адаптации обучающихся к происходящим изменениям в жизни общества; формирование умений применять основные экономические знания инструментов финансовых рынков для принятия грамотных решений с целью управления личными финансами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
 
 
 
УК-9.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
 
 
 
УК-9.3 Имеет навыки: применения экономических инструментов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основы экономической теории и финансов, закономерности общественных и
3.1.2
экономических процессов;
3.1.3
- основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности;
3.1.4
-  источники и способы сбора данных, необходимых для анализа экономических показателей;
3.1.5
- построение и инструменты финансовых рынков для обоснования экономических решений в сфере личных финансов;
3.1.6
- основные принципы и содержание экономических законов и категорий, структуру экономических показателей.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- анализировать экономические процессы и явления и использовать полученные
3.2.2
результаты в различных сферах деятельности;
3.2.3
- обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей;
3.2.4
- подготовить исходные экономические данные для проведения их анализа;
3.2.5
- использовать инструменты финансовых рынков для обоснования экономических решений в сфере личных финансов;
3.2.6
- применять экономические модели и методы для описания процессов и явлений в различных сферах деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- системного мышления и анализа, современными методами сбора и обработки экономических и социальных данных;
3.3.2
- использования экономических знаний для описания, моделирования и анализа экономических процессов и явлений в различных сферах деятельности;
3.3.3
- обоснованного выбора инструментов финансовых рынков для обоснования экономических решений в сфере личных финансов;
3.3.4
- применения экономических инструментов;
3.3.5
- применения знаний основ экономики в профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Макро- и микроэкономические основы экономической грамотности

 
Оснащенность
 
Тема 1. Модели принятия экономических решений.  Теории рациональных ожиданий и адаптивных ожиданий. Проблемы восприятия информации. Проблемы мышления и  поведения.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 1. Модели принятия экономических решений.  Теории рациональных ожиданий и адаптивных ожиданий. Проблемы восприятия информации. Проблемы мышления и  поведения.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 2. Основы функционирования рыночной экономики и поведения экономических агентов. Определения совокупного выпуска, совокупного дохода,  уровня цен и темпа инфляции. Принцип изменения ценности денег во времени.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 2. Основы функционирования рыночной экономики и поведения экономических агентов. Определения совокупного выпуска, совокупного дохода,  уровня цен и темпа инфляции. Принцип изменения ценности денег во времени.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 3. Процентные ставки, их роль и регулирование в рыночной экономике. Предложение и спрос на рынке денег. Модель предпочтения ликвидности. Рисковая и временная структуры процентных ставок.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 3. Процентные ставки, их роль и регулирование в рыночной экономике. Предложение и спрос на рынке денег. Модель предпочтения ликвидности. Рисковая и временная структуры процентных ставок.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Устный опрос, доклады, расчётные задания, тестирование
0
 
СРС по разделу "Макро- и микроэкономические основы экономической грамотности" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

5
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Проверка конспектов, задания, тестирование
0
 
 
Раздел 2. Личное финансовое планирование (в домохозяйстве)

 
Тема 4. Организация финансового планирования в домохозяйстве. Расходы. Обязательные и необязательные расходы. Налоги. Плоская и прогрессивная шкалы налогообложения. Налоговые вычеты. Как получить налоговый вычет. Налоговая нагрузка на граждан в России и мировая практика. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 4. Организация финансового планирования в домохозяйстве. Расходы. Обязательные и необязательные расходы. Налоги. Плоская и прогрессивная шкалы налогообложения. Налоговые вычеты. Как получить налоговый вычет. Налоговая нагрузка на граждан в России и мировая практика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Устный опрос, доклады, расчётные задания, тестирование
0
 
Тема 5. Личная инфляция. Снижение покупательной способности из-за инфляции. Измерение инфляции. Инфляция в России. Ключевая ставка ЦБ РФ, ее влияние на банковские ставки, инфляцию  и экономический рост. Калькуляторы инфляции.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 5. Личная инфляция. Снижение покупательной способности из-за инфляции. Измерение инфляции. Инфляция в России. Ключевая ставка ЦБ РФ, ее влияние на банковские ставки, инфляцию  и экономический рост. Калькуляторы инфляции.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
2
Круглый стол
0
 
Тема 6. Формирование личного (семейного) бюджета. Денежные и неденежные доходы. Понятие,  назначение и расчет МРОТ.  Элементы системы оплаты труда наемного работника. Социальные выплаты и пособия. Профицит и дефицит бюджета. Назначение и инструменты формирования сбережений.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 6. Формирование личного (семейного) бюджета. Денежные и неденежные доходы. Понятие,  назначение и расчет МРОТ.  Элементы системы оплаты труда наемного работника. Социальные выплаты и пособия. Профицит и дефицит бюджета. Назначение и инструменты формирования сбережений.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
2
Деловая игра
0
 
Тема 7. Назначение и инструменты формирования сбережений. Инструменты управления личными финансами. Жизненный цикл индивида и его влияние на личный бюджет.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 7. Назначение и инструменты формирования сбережений. Инструменты управления личными финансами. Жизненный цикл индивида и его влияние на личный бюджет.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Расчётные задания, тестирование
0
 
СРС по разделу "Личное финансовое планирование (в домохозяйстве)" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

15
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Проверка конспектов, задания, тестирование
0
 
 
Раздел 3. Банки и банковские операции

 
Тема 8. Назначение и современное разнообразие финансовых посредников. Банковские продукты для расчетов и формирования сбережений. Основы функционирования системы страхования вкладов.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 8. Назначение и современное разнообразие финансовых посредников. Банковские продукты для расчетов и формирования сбережений. Основы функционирования системы страхования вкладов.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Устный опрос, доклады, расчётные задания, тестирование
0
 
Тема 9. Потребительский кредит, его формы и виды. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов, работа с просроченной задолженностью, реструктуризация задолженности перед банком. Банкротство физического лица.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 9. Потребительский кредит, его формы и виды. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов, работа с просроченной задолженностью, реструктуризация задолженности перед банком. Банкротство физического лица.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
2
Учебная дискуссия
0
 
Тема 10. Небанковские финансовые организации (НФО), их типология. Основные виды и особенности организации услуг, предоставляемых некредитными финансовыми организациями.Виды рисков домохозяйств при обращении в МФО.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 10. Небанковские финансовые организации (НФО), их типология. Основные виды и особенности организации услуг, предоставляемых некредитными финансовыми организациями. Виды рисков домохозяйств при обращении в МФО.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
2
Деловая игра
0
 
Тема 11. Инвестиции на финансовых рынках и банки. Теория рациональных ожиданий и гипотеза эффективного рынка. Финансовые инструменты и финансовые посредники на фондовом рынке. Сравнительная характеристика инструментов для инвестирования на рынке драгоценных металлов. ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Банки как посредники в инвестиционной деятельности граждан.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 11. Инвестиции на финансовых рынках и банки. Теория рациональных ожиданий и гипотеза эффективного рынка. Финансовые инструменты и финансовые посредники на фондовом рынке. Сравнительная характеристика инструментов для инвестирования на рынке драгоценных металлов. ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Банки как посредники в инвестиционной деятельности граждан.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
СРС по разделу "Банки и банковские операции" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Проверка конспектов, задания, тестирование
0
 
 
Раздел 4. Страхование и пенсионное обеспечение.

 
Тема 12. Назначение и основы организации социального и коммерческого страхования. Необходимость и назначение обязательного коммерческого страхования. Виды страхования для физических лиц. Страхование жилья от чрезвычайных ситуаций. Накопительное страхование жизни. Автокаско и ОСАГО. Страхование в банковских продуктах и «период охлаждения».  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 12. Назначение и основы организации социального и коммерческого страхования. Необходимость и назначение обязательного коммерческого страхования. Виды страхования для физических лиц. Страхование жилья от чрезвычайных ситуаций. Накопительное страхование жизни. Автокаско и ОСАГО. Страхование в банковских продуктах и «период охлаждения».  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 13. Государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 13. Государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
СРС по разделу "Страхование и пенсионное обеспечение"  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

5
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Проверка конспектов, задания, тестирование
0
 
 
Раздел 5. Риски в мире денег.  Мошенничество на финансовых рынках. 

 
Тема 14.  Страховое мошенничество. Расчетно-депозитные продукты банков и мошенничество. Финансовые пирамиды.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 14.  Страховое мошенничество. Расчетно-депозитные продукты банков и мошенничество. Финансовые пирамиды.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Устный опрос, доклады
0
 
Тема 15. Социальная инженерия. Виды и современная практика телефонного  мошенничества. Мошенничество в интернет-торговле.  Правила личной финансовой безопасности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
Тема 15. Социальная инженерия. Виды и современная практика телефонного  мошенничества. Мошенничество в интернет-торговле.  Правила личной финансовой безопасности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Устный опрос, доклады
0
 
СРС по разделу "Риски в мире денег.  Мошенничество на финансовых рынках" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3

5
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
Проверка конспектов, задания, тестирование
0
 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
6
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Модели принятия экономических решений.  Теории рациональных ожиданий и адаптивных ожиданий.

2. Проблемы восприятия информации. Проблемы мышления и  поведения.  

3. Основы функционирования рыночной экономики и поведения экономических агентов. Определения совокупного выпуска, совокупного дохода,  уровня цен и темпа инфляции.

 
Оснащенность
 
4. Принцип изменения ценности денег во времени.

5. Процентные ставки, их роль и регулирование в рыночной экономике. Предложение и спрос на рынке денег.

6. Модель предпочтения ликвидности.

7. Рисковая и временная структуры процентных ставок.

8. Организация финансового планирования в домохозяйстве. Расходы. Обязательные и необязательные расходы.

9. Обязательные и необязательные расходы в личном бюджете. Метод «4-х конвертов».

10. Налоги. Плоская и прогрессивная шкалы налогообложения.

11. Налоговые вычеты. Как получить налоговый вычет.

12. Налоговая нагрузка на граждан в России и мировая практика.

13. Личная инфляция. Снижение покупательной способности из-за инфляции. Измерение инфляции.  Инфляция в России.

14. Ключевая ставка ЦБ РФ, ее влияние на банковские ставки, инфляцию  и экономический рост. Калькуляторы инфляции.

15. Формирование личного (семейного) бюджета. Денежные и неденежные доходы. Понятие,  назначение и расчет МРОТ.  

16. Элементы системы оплаты труда наемного работника.

17. Социальные выплаты и пособия.

18. Профицит и дефицит бюджета. Назначение и инструменты формирования сбережений.

19. Назначение и инструменты формирования сбережений. Инструменты управления личными финансами. Жизненный цикл индивида и его влияние на личный бюджет.

20. Назначение и современное разнообразие финансовых посредников.

21. Банковские продукты для расчетов и формирования сбережений.

22. Основы функционирования системы страхования вкладов.

23. Потребительский кредит, его формы и виды. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов.

24. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов, работа с просроченной задолженностью, реструктуризация задолженности перед банком.

25. Банкротство физического лица.

26. Небанковские финансовые организации (МФО), их типология. Основные виды и особенности организации услуг, предоставляемых некредитными финансовыми организациями.

27. Специфика деятельности микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов.

28. Расчѐт годовой ставки процента по договорам с МФО. Виды рисков домохозяйств при обращении в МФО. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.

29. Инвестиции на финансовых рынках и банки. Теория рациональных ожиданий и гипотеза эффективного рынка.

30. Финансовые инструменты и финансовые посредники на фондовом рынке.

31. Сравнительная характеристика инструментов для инвестирования на рынке драгоценных металлов.

32. ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

33. Банки как посредники в инвестиционной деятельности граждан.

34. Назначение и основы организации социального и коммерческого страхования.

35. Виды страхования для физических лиц. Страхование жилья от чрезвычайных ситуаций.

36. Накопительное страхование жизни.

37. Автокаско и ОСАГО.

38. Страхование в банковских продуктах и «период охлаждения».

39. Государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды.

40. Трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

41. Страховое мошенничество.

42. Расчетно-депозитные продукты банков и мошенничество. Финансовые пирамиды.

43. Социальная инженерия. Виды и современная практика телефонного  мошенничества.

44. Мошенничество в интернет-торговле.  

45. Правила личной финансовой безопасности

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Тематика рефератов, докладов:

1. Особенности современных банковских систем.

2. Влияние банков и банковских продуктов на семейный бюджет.

3. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика.

4. Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач.

5. Кредит как часть личного финансового плана.

6. Из чего складывается кредитная история заемщика.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
7. Финансовые возможности Интернета: преимущества и риски.

8. Независимость платѐжных систем современной банковской системы в России и в мире.

9. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.

10. Современное состояние рынка МФО в России.

11. Типичные ошибки в инвестировании и способы их купирования.

12. Мировой рынок золота: особенности функционирования в современных условиях.

13. Этапы развития и современное состояние страхового рынка в России.

14. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.

15. На что идут наши налоги.

16. Местные налоги и их особенности в различных налоговых системах.

17. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.

18. Мошенничества с инвестиционными инструментами.

19. Сбережения и инвестиции домохозяйства.

20. Инвестиции в человеческий капитал на различных этапах жизни человека.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Юрченко Н. А.
Экономическое поведение и финансовая грамотность населения: учебное пособие
Екатеринбург: УрГАУ, 2020
Электронный ресурс
 
Л1.2
Туманян Ю. Р., Ищенко-Падукова О. А., Козлов А. И., Мовчан И. Б., Писанка С. А., Прокопенко З. Б.
Финансовая грамотность: учебник
Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Анисимов А. Ю.
Финансы: корпоративные финансы, финансы домашних хозяйств, международные финансовые отношения, характеристика финансового рынка и банковской системы, деньги, кредит
М.: МИСиС, 2018
Электронный ресурс
 
Л2.2
Мамаева Л. Н.
Экономическая теория
Ростов н/Д: Феникс, 2015
Электронный ресурс
 
Л2.3
Гончаренко О. В.
Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие
Белгород: БелГАУ, 2018
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт Банка России
 
Э2
Министерство финансов России
 
Э3
Информационное агентство о банковском бизнесе
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Office 2007 Suites
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
OfficeStandard 2010
6.3.1.7
OfficeStandard 2013
6.3.1.8
LibreOffice
6.3.1.9
ОС Windows Vista
6.3.1.10
ОС Windows 7
6.3.1.11
ОС Windows 8
6.3.1.12
SuperNovaReaderMagnifier
 
Оснащенность
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
45б
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (45 шт.), стул ученический (81 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Toshiba х2000 (1 шт.), полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
44б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
 
65а
Учебная аудитория
Стол комбинированный для операционистов(учебный) (2 шт.), флипчарт 70*100 на треноге Attache (1 шт.), стол для зала ожидания (4 шт.), стол угловой для кассира  (учебный) (1 шт.), модульный диван на 10 мест (учебный) (1 шт.), кресло SAMBA CHROME/SILVER (учебный) (3 шт.), кресло SILVIA ARM (учебный) (2 шт.), роутер D-Link NO:DIR(учебный) – 300 (1 шт.), терминал «Россельхозбанк» (1 шт.), демонстрационное оборудование (Personal Computer Aspire C 22-865 series(учебный) (2 шт.), телевизор LG 43LJ10V LED (1 шт.), моноблок MSI) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

 
Оснащенность
 
Система знаний по дисциплине «Основы экономической культуры граждан» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентам необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы экономической культуры граждан», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:

1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).

2. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.

3. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.

Желательно:

1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.

2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.

Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям необходимо:

1. Выучить основные формулы и определения, содержащиеся в лекционном материале.

2. Уточнить область применимости основных формул и определений.

3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения домашнего задания.

4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.

Желательно:

1. Придумать интересные на ваш взгляд примеры и задачи (ситуации) для рассмотрения их на предстоящем практическом занятии.

2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (практических занятиях). Сравнить полученные результаты.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, 

 
Оснащенность
 
рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________