(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Проблемы восприятия информации. Проблемы мышления и поведения.
3. Основы функционирования рыночной экономики и поведения экономических агентов. Определения совокупного выпуска, совокупного дохода, уровня цен и темпа инфляции.
5. Процентные ставки, их роль и регулирование в рыночной экономике. Предложение и спрос на рынке денег.
6. Модель предпочтения ликвидности.
7. Рисковая и временная структуры процентных ставок.
8. Организация финансового планирования в домохозяйстве. Расходы. Обязательные и необязательные расходы.
9. Обязательные и необязательные расходы в личном бюджете. Метод «4-х конвертов».
10. Налоги. Плоская и прогрессивная шкалы налогообложения.
11. Налоговые вычеты. Как получить налоговый вычет.
12. Налоговая нагрузка на граждан в России и мировая практика.
13. Личная инфляция. Снижение покупательной способности из-за инфляции. Измерение инфляции. Инфляция в России.
14. Ключевая ставка ЦБ РФ, ее влияние на банковские ставки, инфляцию и экономический рост. Калькуляторы инфляции.
15. Формирование личного (семейного) бюджета. Денежные и неденежные доходы. Понятие, назначение и расчет МРОТ.
16. Элементы системы оплаты труда наемного работника.
17. Социальные выплаты и пособия.
18. Профицит и дефицит бюджета. Назначение и инструменты формирования сбережений.
19. Назначение и инструменты формирования сбережений. Инструменты управления личными финансами. Жизненный цикл индивида и его влияние на личный бюджет.
20. Назначение и современное разнообразие финансовых посредников.
21. Банковские продукты для расчетов и формирования сбережений.
22. Основы функционирования системы страхования вкладов.
23. Потребительский кредит, его формы и виды. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов.
24. Банковское кредитование граждан: продукты, кредитная история, схемы погашения кредитов, работа с просроченной задолженностью, реструктуризация задолженности перед банком.
25. Банкротство физического лица.
26. Небанковские финансовые организации (МФО), их типология. Основные виды и особенности организации услуг, предоставляемых некредитными финансовыми организациями.
27. Специфика деятельности микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов.
28. Расчѐт годовой ставки процента по договорам с МФО. Виды рисков домохозяйств при обращении в МФО. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.
29. Инвестиции на финансовых рынках и банки. Теория рациональных ожиданий и гипотеза эффективного рынка.
30. Финансовые инструменты и финансовые посредники на фондовом рынке.
31. Сравнительная характеристика инструментов для инвестирования на рынке драгоценных металлов.
32. ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.
33. Банки как посредники в инвестиционной деятельности граждан.
34. Назначение и основы организации социального и коммерческого страхования.
35. Виды страхования для физических лиц. Страхование жилья от чрезвычайных ситуаций.
36. Накопительное страхование жизни.
37. Автокаско и ОСАГО.
38. Страхование в банковских продуктах и «период охлаждения».
39. Государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды.
40. Трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
41. Страховое мошенничество.
42. Расчетно-депозитные продукты банков и мошенничество. Финансовые пирамиды.
43. Социальная инженерия. Виды и современная практика телефонного мошенничества.
44. Мошенничество в интернет-торговле.
45. Правила личной финансовой безопасности
1. Особенности современных банковских систем.
2. Влияние банков и банковских продуктов на семейный бюджет.
3. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика.
4. Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач.
5. Кредит как часть личного финансового плана.
6. Из чего складывается кредитная история заемщика.
8. Независимость платѐжных систем современной банковской системы в России и в мире.
9. Взаимосвязь МФО и коллекторских агентств.
10. Современное состояние рынка МФО в России.
11. Типичные ошибки в инвестировании и способы их купирования.
12. Мировой рынок золота: особенности функционирования в современных условиях.
13. Этапы развития и современное состояние страхового рынка в России.
14. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние.
15. На что идут наши налоги.
16. Местные налоги и их особенности в различных налоговых системах.
17. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.
18. Мошенничества с инвестиционными инструментами.
19. Сбережения и инвестиции домохозяйства.
20. Инвестиции в человеческий капитал на различных этапах жизни человека.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы экономической культуры граждан», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
3. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.
Желательно:
1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.
2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.
Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям необходимо:
1. Выучить основные формулы и определения, содержащиеся в лекционном материале.
2. Уточнить область применимости основных формул и определений.
3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения домашнего задания.
4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.
Желательно:
1. Придумать интересные на ваш взгляд примеры и задачи (ситуации) для рассмотрения их на предстоящем практическом занятии.
2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (практических занятиях). Сравнить полученные результаты.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций,
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году