(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Тема 1. Экономика как система общественного воспроизводства /Лек/
Тема 4. Сущность и содержание менеджмента /Лек/
Тема 7. Сущность, цели и задачи маркетинга /Лек/
2. Предмет экономики и ее функции.
3. Методы экономических исследований.
4. Общественное воспроизводство и его роль в развитии общества.
5. Потребности и их виды.
6. Блага и их классификация.
7. Экономические ресурсы.
8. Проблемы экономического выбора в условиях
9. ограниченных ресурсов. Кривая производственных возможностей. Экономическая
10. эффективность.
11. Решение проблемы редкости ресурсов в различных экономических системах
12. (традиционной, рыночной, командно-административной, смешанной).
13. Собственность как система экономических отношений. Экономический интерес.
14. Экономическая теория прав собственности. Пучок прав собственности.
15. Типы и формы собственности. Преобразование форм собственности в экономических системах.
16. Рынок: сущность, структура, функции.
17. Рыночный спрос и закон спроса. Изменение величины спроса.
18. Неценовые факторы (детерминанты) спроса.
19. Рыночное предложение и закон предложения. Изменение величины предложения.
20. Неценовые факторы (детерминанты) предложения.
21. Механизм установления рыночного равновесия. Избыток и дефицит экономического
22. блага. Излишек потребителя и излишек производителя.
23. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
24. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.
25. Эластичность предложения по цене.
26. Основы теории потребительского выбора. Количественный анализ полезности:
27. функция полезности; закон убывающей предельной полезности; второй закон
28. Сущность, функции и формы предпринимательства.
29. Экономическая природа фирмы. Типы фирм.
30. Движение капитала фирмы. Основной и оборотный капитал. Виды оценки основного
31. капитала. Износ основного капитала. Амортизация.
32. Производство и краткосрочная производственная функция. Закон убывающей
33. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.
34. Производственная функция в долгосрочном периоде. Равновесие производителя.
35. Издержки фирмы в краткосрочном периоде: с позиций альтернативности затрат
36. (внешние и внутренние); с позиций оптимизации производства (постоянные и
37. переменные, общие, средние и предельные).
38. Сущность и происхождение понятия «менеджмент».
39. Цели и задачи курса. История развития менеджмента.
40. Сущность понятий «управление» и «менеджмент», их сходство и отличие.
41. Цели и задачи менеджмента. Объект, субъект управления.
42. Основные принципы и закономерности управления. Значение менеджмента в современном мире.
43. Организация: общее понятие, основные черты. Необходимость управления организацией. Организация как система и элемент среды.
44. Факторы, воздействующие на организацию. Косвенные факторы воздействия. Факторы непосредственного (прямого) воздействия на организацию.
45. Формальные и неформальные организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Иерархия управления.
46. Управленческий цикл. Сущность и характеристика основных функций управления предприятием. Взаимосвязь функций менеджмента.
47. Методы управления: сущность и виды.
48. Экономические методы управления.
49. Организационно-распорядительные методы управления.
50. Правовые методы управления.
51. Социально-психологические методы управления.
52. Планирование деятельности предприятия: общая характеристика.
53. Основные виды планирования.
54. Процесс планирования, его основные этапы.
56. Сущность целей организации. Классификация целей. Иерархия целей. Основные принципы разработки целей.
57. Требования, предъявляемые к правильно сформулированным целям. Основные этапы формирования целей.
58. Сущность, основные виды и этапы контроля. Основные сферы контроля в организации. Учет и мониторинг. Самоконтроль.
59. Основные методы разработки стратегии. Выбор стратегии, стадии выполнения стратегии.
60. Управленческие решения, их виды. Этапы разработки и принятия решений.
61. Реализация решений и контроль за их выполнением.
62. Общая характеристика лидерских теорий. Сущность и содержание лидерского стиля.
63. Традиционные стили руководства: демократический, авторитарный и либеральный.
64. Понятие и сущность маркетинга.
65. Задачи маркетинга.
66. Функции маркетинга.
67. Принципы маркетинга.
68. Маркетинговые коммуникации и их виды.
1.Предпринимательство: сущность, условия возникновения, виды. Организационно-правовые формы предпринимательства.
2.Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике.
3.Венчурное предпринимательство: роль в современной экономике и проблемы развития.
4.Рынок ценных бумаг и его развитие в современных условиях.
5.Экономическое поведение фирмы в условиях монополии. Государственное регулирование деятельности монополий.
6.Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы.
7.Заработная плата: ее сущность, формы, дифференциация и определение на конкретных рынках труда.
8.Прибыль предприятия: ее сущность, источники и стимулирующая роль в экономике.
9. Валовой внутренний продукт: его измерение, структура и распределение.
10.Уровень жизни и его показатели.
11.Доходы населения. Роль государства в перераспределении доходов.
12.Рынок инвестиций и его особенности в современной экономике России.
13.Инвестиционная политика государства в современной экономике.
14.Экономический цикл: типы, модели, теории.
15.Рынок труда и его особенности в современной экономике России.
16.Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России.
17.Современный рынок труда в развитых странах.
18.Инфляция: ее сущность, формы и социально-экономические последствия.
19.Денежный рынок и методы его регулирования.
20.Кредитно-денежная политика как форма государственного регулирования экономики.
21.Кредитно-денежная политика: теоретические основы, цели, инструменты.
22.Современное состояние и перспективы денежно-кредитной политики Центрального банка России.
23.Банковская система развитых стран и методы ее регулирования.
24.Современная кредитная система России и ее влияние на экономику.
25.Коммерческие банки и их роль в экономике.
26.Государственный бюджет и проблемы его формирования в экономике России.
27.Налоговая система развитых стран и ее воздействие на макроэкономическое равновесие.
28.Налоги и их роль в развитии экономики России.
29.Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики.
30.Налоговая система: сущность, структура, противоречия. Налоговая реформа в России.
31.Бюджетно-налоговая политика: сущность, цели, инструменты.
32.Цели государства и выбор вариантов экономической политики.
33.Внешняя торговля России и проблемы ее развития.
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются студенты испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет в дистанционной образовательной среде.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году